search
main
0

Оценка качества – инструмент его непрерывного улучшения

Обсуждение проблем построения, практической реализации и эффективности работы внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в школах города показало многообразие подходови постановки целей.

Качество образования –  явление, которое содержит в себе много сторон оценивания теми, кого мы называем  участниками образовательного процесса: родители видят в нем залог жизненной успешности детей, развитие их способностей; обучающиеся, когда говорят о хорошей школе, имеют в виду доброжелательный психологический климат,  хороших учителей, у которых интересно учиться, свободный доступ в Интернет, удобство нахождения в помещениях школы; учителя связывают с ним качество учебных пособий, скорость Интернета, качество работы электронных журналов, обеспеченность образовательной организации современными ИKT-средствами, нормальные условия для работы и достойную оплату своего труда.  Все мы в конечном итоге хотим того, чтобы качество образования наших детей позволило совершенствовать качество жизни, создавать обеспеченное и комфортное для жизни общество, где  государство призвано регулировать и управлять процессом, позволяющим это сделать. Значительный путь в направлении поиска системы управления качеством, критериев и индикаторов качества,  с наибольшей степенью вероятности приводящих к ожидаемым личностью, обществом и государством результатам, был проделан мировым сообществом, базирующимся на концепции всеобщего управления качеством (TQM) и стандартизации качества (ISO).  В приложении к образованию этот подход реализуют через концепцию Total Quality Education (TQE).  Российский Федеральный государственный образовательный стандарт,  будучи совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня, определивший национальный путь управления качеством образования, изменивший подход к оцениванию образовательной деятельности, расширивший понимание задач и функций школы, и стал одним из тех инструментов, который должен позволить непрерывно совершенствовать качество образования и перевести качество образования в качество жизни в России. Непрерывное улучшение качества образования, удовлетворяющее и превышающее ожидания участников образовательного процесса, стало целью, которую достигают через постоянное совершенствование образовательной деятельности, процесса, в котором каждый участник (обучающийся,  родитель, учитель/педагогическое сообщество) непрерывно улучшает и совершенствует качество (этапа или части) образовательного результата, достигаемого им и интегрированного в единый процесс совершенствования  качества образования. ВСОКО – тот же инструмент регулирования внутри каждой конкретной образовательной организации, позволяющий создать систему управления  качеством образовательной деятельности в конкретном образовательном учреждении, которое понимают и измеряют уже далеко не количеством «4» и «5», полученных ребенком за четверть или год,  в значительно большей степени учитывающий понимание качества родителями, обучающимися и педагогическим сообществом. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», с государственной программой Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы», в которых сформулирована задача «создания эффективной системы оценки качества общего образования с опорой на внутришкольные механизмы мониторинга качества» (подпрограмма «Общее образование», раздел 111, п.7), в  образовательных организациях разработана внутренняя система оценки качества образования.  Под качеством образования ОО понимают комплексную характеристику образовательной деятельности (процесса)  и подготовки обучающегося, выражающую степень соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляют образовательную деятельность. К понятию качества образования относят и степень достижения результатов, планируемых образовательной программой учреждения.  Почему особенно важна именно внутренняя оценка качества? Потому что она адресована конкретному ребенку, обучающемуся. Именно она дает детализацию и конкретизацию процесса внутри организации, позволяет определить механизмы постоянного повышения качества, своевременно увидеть и предотвратить ошибки и «переделки». Только внутренняя СОКО позволяет определить направления выбора в построении и реализации учебного плана, необходимость введения тех или иных курсов, факультативов, кейсов, особенности применения педагогических форм и методов, иных акцентов в педагогической деятельности, которые необходимы для этого конкретного класса или обучающегося. Следует учесть, что программное проектирование ВСОКО во многих образовательных организациях было осуществлено не менее двух лет назад, поэтому сегодня можно говорить, что практика их реализации в школах уже обнаружила определенные  проблемы, которые, с одной стороны,  требуют внимания,  а с другой – сами системы требуют непрерывного улучшения. Одна  из  проблем  – подход, выделяющий управление качеством как сферу профессиональной деятельности, которая в полной мере должна быть представлена в крупных образовательных учреждениях, каковыми сейчас стали образовательные организации города, появившиеся в процессе реорганизации. Речь идет о заместителях руководителей по управлению качеством образования, имеющих образование в области  менеджмента, одна из главных и сложных задач которых –  формирование крупного педагогического  сообщества, осознанно реализующего единую задачу непрерывного улучшения КО. Формирование коллектива, состоящего из педагогических работников дошкольного образования, учителей начальной, средней и старшей школы, из психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников от дошкольного до профильного уровня, должно быть обеспечено продуманной технологией взаимодействия, взаимосвязи задач, индикаторов качества, интегрированных в систему организации управления качеством, при участии в ней всех членов организации. В область управления менеджеров по качеству входит оценка условий образовательного процесса,  соответствия кадровых, психолого-педагогических, материально-технических  и финансовых условий реализуемым образовательным программам, оценка качества предметно-пространственной развивающей образовательной среды, ее соответствия требованиям ФГОС на всех уровнях образования. В настоящий момент в МЦКО разрабатывают проект должностных обязанностей заместителя руководителя ОО по оценке качества образования. Следует признать, что объемное и системное видение задач образовательной деятельности как деятельности по управлению качеством пока  недостаточно представлено в образовательных организациях, не говоря уже о кадрах, готовых взяться за решение таких задач,  или о фактической реализации такого подхода. Не менее сложной для педагогических коллективов ОО стала сегодня и задача постоянного улучшения  качества, которую имплицитно реализуют в некоторых  образовательных организациях, мотивированных рейтингами школ, системами стимулирования труда (в первую очередь там, где они ориентированы не на индивидуальное, а на коллегиальное стимулирование за достижение коллективного результата), взращивающих понимание единства цели. На единство цели работает практикуемая в нашей гимназии технология создания проектных групп учителей объединенного многопрофильного комплекса, которые выполняют разработку контента под различные программные продукты и создают рабочие программы, включающие эти программы в процесс обучения. В задачу этих групп входит не только разработка, но и внедрение результата их поисков в практику всех учителей организации.  Не последнюю роль в решении проблем постоянного улучшения качества играет обучение педагогов школ, которое в образце своем должно существовать как элемент, с необходимостью встроенный в деятельность учителя, что тоже во многом и происходит в высокопрофессиональной среде коллективов. Однако для массовой практики культивирования такого отношения к своей профессиональной деятельности надо сделать еще очень многое. Педагоги высказывали пожелание иметь  открытую виртуальную профессиональную библиотеку, обеспеченную профессиональным каталогом, насыщенную качественными материалами методологического и методического характера, личные кабинеты в таких библиотеках, позволяющие индивидуализировать запрос конкретного учителя;  Learning Management System, доступный в любой момент учителю, не ограниченный по времени, сопровождающий их профессиональную деятельность. Имеет смысл сокращение и облегчение пути учителя к профессиональной качественной информации. То, что в этом направлении  может сделать сама школа для своего учителя, – это, например, практиковать разработку (скажем, по типовым случаям проблем,  возникающих при обучении) списков литературы, сайтов и ссылок в рамках многопредметных кафедр и (или) монопредметных МО, обмен информацией в любой форме в таких сообществах вещь незаменимая. Но не менее важна задача мотивации педагога к обучению, в первую очередь через обнаружение в процессе мониторинга ниши неуспешности обучающихся, которых сопровождает педагог, изменение этой ситуации к лучшему требует дополнительных профессиональных навыков и знаний от учителя. Внешний мониторинг  – один из наиболее действенных механизмов как совершенствования КО, так и мотивации учителей. Именно он позволяет учителю изменить свои подходы к оцениванию обучающегося, пересмотреть  оценку своей педагогической деятельности, заставляет как педагога, так и руководителя качеством образования задуматься над причинами несоответствия внутренней и внешней оценок, определить, в чем нужна серьезная корректировка  оценивания учителями и школой обучающихся, выявить причины, которые могут скрываться в субъективизме оценивания, определить, как соотносятся подходы оценивания школой и регионом, выявить проблемные классы, темы,  учитывать эту информацию при составлении вариативной части учебного плана, учебно-тематического планирования учителя. Наши ОО не всегда используют рекомендуемый в TQE подход по изменению способов оценивания качества, переход к альтернативным способам оценивания успешности как обучающихся, так и педагогов. Примером таких альтернативных способов оценивания обучающихся может служить практикуемое в нашей гимназии комплексное оценивание достижений ребят за год (оно включает обучение, исследовательские проекты, спортивные и художественные достижения, социальную активность, участие в волонтерских проектах, по сути, ставшее конкурсом портфолио) и присуждение им звания «Лидер года». К созданию таких альтернативных систем оценивания успешности обучающихся мы рекомендуем привлекать учителей. Благодаря обновлению критериев оценивания успешности педагогов, что в нашем случае относится к системе критериев, лежащих в основе присуждения баллов для стимулирующих выплат, могут и должны быть выделены направления деятельности, которые требуют  особого внимания в работе учреждения, вызывающие опасение, западающие блоки. Таким образом, эти критерии становятся механизмом регулирования качества образования.   Проблема постоянного совершенствования качества связана с открытостью системы оценивания обучающихся. Несмотря на то что сайт содержит все основные документы, в которых школа сообщает о результатах самопроверки, а электронный журнал и дневник доступны родителю в любой момент времени, тем не менее открытость предполагает доступность и простоту алгоритма оценивания результатов обучающегося, простоту изложения и понимания этого алгоритма. Более того, очевидность того, что только так и должно все происходить, – единственное, что может сформировать привычку к проверке как самопроверке.  Простота и открытость в том, как школа определяет, что есть ее результат и как эти результаты измеряет, нужны очень многим – ребенку, родителям, государству, обществу. Если родитель и ребенок не понимают, зачем ему это нужно и как это будет происходить, то будет возмущен как самим фактом оценивания, так и результатом, который всегда может казаться несправедливым и неправильным. И, что еще опаснее, ребенок всегда будет бояться. Именно это и происходит тогда, когда вместе с расписанием ученику не выдают график (годовой, помесячный, а может быть, и понедельный)  проведения всякого рода диагностических, контрольных или проверочных работ, график таких «страшных» работ внешнего контроля. Система государственной аттестации не тайна, но в своей родной школе далеко не всегда такой график доступен обучающемуся. Я уже не говорю о  банках заданий для самопроверок успешности обучения.  Идя последовательно в логике современного образования, где есть обучающийся, а не ученик, где учитель не ментор, а тьютор, сопровождающий процедуру обучения своих подопечных, система контроля качества обучения должна осознанно и последовательно включать процедуру самопроверки, тогда она станет абсолютно открытой для ребенка и родителя системой самоконтроля, которая позволяет ему достигать сформированного знания и осознавать это как личную задачу.   Хотелось бы видеть в электронных учебниках продуманную систему самоконтроля – поуровневую, тематическую, стартовую, промежуточную и итоговую, по метапредметным и личностным результатам. Где как не в электронной среде, интегрированной в электронный журнал и дневник, создавать такую систему, где учитель может из предложенного набора заданий, если это задача промежуточной самооценки знаний, формировать задания нескольких уровней, чтобы персонализировать движения обучающихся? Практикуемая нами технология смешанного обучения в  плане оценивания результатов обучения представляет особый интерес с той точки зрения, что за одно занятие в классе, где присутствуют не менее 25 человек, учитель может оценить ребенка как минимум три раза, поскольку за 45 минут именно три раза меняют виды деятельности (работа в группе, работа за компьютером, работа с учителем). Для нашей темы важно то, что результаты работы обучающегося на компьютере одномоментно появляются на планшете учителя в то время, когда он работает с другой группой ребят. В совершенствовании оценивания обучающегося надо идти в направлении включения самооценки, открытости баз заданий и технологизации труда учителя. Непрерывное улучшение качества образования в фундаменте опирается на открытость и причастность всех участников образовательного процесса к оценке качества образования ОО. Неотъемлемая часть процесса оценивания – мониторинг удовлетворенности качеством образования, который проводит гимназия, предоставляя возможность родителям, обучающимся, учителям и сотрудникам учреждения высказать свое отношение и оценить деятельность ОО и ее результаты. Проведение такого мониторинга в составе объединенных учреждений (5 тысяч семей, 500 учителей и сотрудников) представляет серьезную задачу. Тем не менее анализ полученной информации отчетливо показывает, какие стороны деятельности организации требуют особого внимания, и позволяет определить приоритетные направления. Мониторинг удовлетворенности мы проводим в нашей гимназии один раз в год,  процедура проведения анкетирования и сбора информации претерпела изменения, была приближена к процедуре проведения ее независимыми наблюдателями, обработка и обобщение результатов осуществляли операторы в присутствии комиссии. Мы констатировали изменение отношения родителей к мониторингу, воспринятому как инструмент влияния на образовательный процесс, резко сократилось количество не детализированных пояснениями негативных оценок, отчетливо проявилась готовность к конструктивному диалогу. Результаты мониторинга включают в публичный доклад руководителя, они  стали неотъемлемой составной частью самооценки учреждения.Внутреннюю систему оценки качества образования, опирающуюся на требования ФГОС, формирует каждая образовательная организация самостоятельно исходя из особенностей и этапа развития учреждения, но цель ее формирования общая для всех ОО –  непрерывность процесса улучшения качества.Инна МАЕВСКАЯ, директор гимназии №1576

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте