search
main
0

Оценка качества

Определяем точки роста

Все образовательные организации, в структуре которых есть дошкольные группы, задаются вопросом: как оценить качество работы дошкольных групп? Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольники не проходят промежуточную и итоговую аттестацию (ч. 1 ст. 58 273‑ФЗ).

Более того, согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено.

Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования.

Дошкольное образование как первый уровень образования, безусловно, находится в фокусе внимания московских школ, ведь именно в возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются ключевые навыки и умения. Это подтверждается результатами международных исследований, согласно которым качественное образование на дошкольном уровне способствует высоким образовательным результатам младших школьников.

Вопрос качества образования на дошкольном уровне волнует не только российских исследователей, но и практиков. В нашей школе мы используем оценочный инструментарий, разработанный московским центром качества образования «Мониторинг качества условий дошкольных групп». Инструмент позволяет определить дефициты и преимущества условий, созданных в дошкольных группах.

Сам инструмент состоит из 5 параметров, которые соответствуют требованиям 273‑ФЗ и ФГОС дошкольного образования:

  1. Психолого-педагогические условия.
  2. Кадровые условия.
  3. Информационная открытость образовательной организации. Информационное обеспечение образовательной деятельности.
  4. Развивающая предметно-пространственная среда.
  5. Материально-технические условия.

Каждый параметр имеет несколько показателей, которые оценивает образовательная организация при мониторинге. Например, в параметре «Психолого-педагогические условия» 9 показателей.

Мы взяли этот инструмент за основу и добавили дополнительные показатели, которые, на наш взгляд, помогут оценить не только качество условий, но и качество работы педагогов дошкольного образования (см табл.1).

Каждый показатель оценивается от 0 до 3 баллов, где «3» является высоким результатом и соответствует описанию показателя, который предлагается в мониторинге (см. табл. 2).


В нашей школе мы организовали и провели следующую работу по оценке качества дошкольного образования.

Сначала мы ознакомили с данным инструментом всех педагогов и рассказали о работе, которую нам предстоит сделать.

Перед воспитателями была поставлена задача проанализировать свои группы по параметру «Развивающая предметно-пространственная среда». Методист по дошкольному образованию и старший воспитатель провели комплексный анализ по всем параметрам во всех четырех зданиях с дошкольными группами нашей образовательной организации. Все результаты оценки были направлены заместителю директора, курирующему данное направление, для свода и обработки полученных данных.

По итогам анализа результатов проведенного мониторинга нами была создана рабочая группа, в которую вошли представители управленческой команды, включая руководителя образовательной организации. Управленческая команда посетила каждую группу и также провела мониторинг, используя тот же инструментарий.

В результате этой работы были выявлены дефициты и определены точки роста. Объективность полученных данных обусловлена сопоставлением результатов оценки педагогических работников и управленческой команды.

Было отмечено, что педагоги очень критично относились к созданным условиям, не обращая внимания на преимущества, которые есть в группах. В то же время по некоторым показателям результаты оценки были завышены.

Благодаря такому сравнительному анализу в школе сформировалось четкое представление об условиях, в которых развиваются воспитанники. Были определены векторы развития для устранения проблемных зон и перспективы развития лучших практик. Также благодаря проведению данного мониторинга в школе сформировалась практика демонстрации эффективного опыта, в рамках которой педагоги групп рассказывают о своих находках, делятся опытом с коллегами.

Виталий СОКОЛОВ, заместитель директора школы №760 имени А.П.Маресьева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте