22–24 мая в Астрахани проводится Международный научный форум «Каспий 2022: пути устойчивого развития». В его рамках в ходе дискуссии «Центры компетенций и центры карьеры – что дальше?» участники говорили об оценке качества развития надпрофессиональных навыков с позиции государства и работодателя.
Собравшиеся из дискуссии сделали вывод, что выпускники, которые прошли оценку компетенций, имеют конкурентное преимущество. В обсуждении участвовали эксперты и победители проектов платформы «Россия – страна возможностей», главы академий наук стран Прикаспия, ректоры российских вузов, представители власти и бизнеса. Как сообщает сайт РСВ, глава департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал, что с прошлого года платформа РСВ совместно с Минобрнауки России реализуют проект «Центры оценки и развития управленческих компетенций».
Центры компетенций являются площадкой, где учащиеся сначала диагностируют свои надпрофессиональные компетенции (soft skills). После этого они приступают к работе над ними по индивидуальному пути развития. В итоге каждый студент собирает цифровое портфолио и приходит к работодателю как специалист с развитыми профессиональными и надпрофессиональными компетенциями. В течение года в стране заработали 42 Центра компетенций в 22 субъектах. Такие центры созданы в каждом федеральном округе, они охватывают более 60 университетов и 120 тыс. студентов. Часть центров являются отраслевыми.
По результатам проведенного РСВ исследования выяснилось, что уровнем профессиональных навыков выпускников работодатели удовлетворены в разной степени. При этом с надпрофессиональными компетенциями (softskills) существует проблема. В период учебы с 1 по 4 курсы основные надпрофессиональные навыки учащихся снижаются. Рост отмечен всего по двум компетенциям: анализу информации и следованию правилам и процедурам. При этом снижаются нацеленность на результат, умение вести коммуникацию, выполнять задачи и творческая активность.
Дмитрий Гужеля отметил, что различным работодателям данные навыки необходимы в разных форматах. Согласно составленному работодателями профилю требуемого выпускника, им необходимы думающие сотрудники, которые могут развиваться и достигать результата. При этом многие работодатели не удовлетворены умением выпускников ставить и решать задачи, добиваться результата. По этой причине на базе университетов было решено организовать проект «Центры компетенций». Здесь первично оценивают молодежь. Затем внедряют новые образовательные подходы, формы и программы.
Дмитрий Гужеля подчеркнул, что сочетанием проектов Центры компетенций и Центры карьеры, совместной работы региона, университетов и работодателей можно достичь синергетического эффекта. Было отмечено также, что многие студенты не желают быть оцененными публично – на конкурсах и олимпиадах. Понять свой уровень без публичности помогают Центры компетенций.
В дальнейшем планируется с участием Министерства науки и высшего образования России создать приложение к диплому с оценкой именно надпрофессиональных навыков. Для их развития важно менять инструменты преподавания, вовлекать студентов в проектную работу и командообразующие мероприятия.
Комментарии