Для меня, журналиста, зимняя школа «Учитель года» всегда серьезное испытание. Ведь я еду сюда не только как сотрудник аппарата Общероссийского Профсоюза образования и не только как журналист, но и в роли учителя. Меняю на несколько дней профессию благодаря людям, которые придумали эту зимнюю встречу, – столичному учителю химии Владимиру Головнеру, его коллегам из Белгородской, Калужской областей, Краснодарского края и многих других регионов. Самое ценное: они придумали зимку как свободное пространство для педагогического и иного творчества. Влиться в учительский состав школы и провести урок может любой педагог и порой не педагог вовсе. А те, кто блеснул на «Учителе года» и чей опыт ценят особенно, показывают мастер-классы для детей и взрослых, что, кстати, намного сложнее, ведь нужно подать материал так, чтобы было интересно и полезно слушателю любого возраста.
Каждому, в буквальном смысле слова каждому на зимке находится дело. Традиционно здесь есть отряд волонтеров. Это студенты педагогических вузов, это подросшие ученики новогодне-рождественской школы, которые пока учителями стать не собираются, но хотят побыть в любимой компании, это родные дети педагогов. Волонтеры заботятся о миллионе важных организационных дел, незаметно и оперативно. Нынешний руководитель команды волонтеров – молодой педагог из Вологодской области, магистрант филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Дробинина.
Но вернемся к урокам, которые по сути главное действо на зимней школе. Несмотря на то что зимка дело добровольное, а на календаре выходные дни, посещение уроков строго обязательно.
Выбор для зрителей огромный. Четыре рабочих дня, три урока ежедневно в семи группах, а восьмая группа состоит из малышей – это начальная школа. В 9.30, когда начинаются занятия, на улице темень, полярная ночь. По-настоящему светло только на третьем уроке. Но резиденты зимки привычны ко всему…
Конечно, в первую очередь клюешь на интересно сформулированные темы. Вот Татьяна Усова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, играет с группой десятиклассников в крестики-нолики. Тема – «Путешествие по Мурманской земле». Сама Татьяна живет и работает в Саратовской области, но при этом настоящий эксперт по Арктике, знает все достопримечательности Мурманска, историю освоения этой саамской территории. А ребята увлеклись – требовали новых и новых исторических и географических загадок!
Валерия Балтачева из Ижевска дала урок по обществознанию «За маской не найти лица», на котором ребята размышляли, стоит ли надевать «маски», скрывать истинные чувства, и если да, то ради чего. С педагогом из Санкт-Петербурга Еленой Жилинской школьники рассматривали картины удивительного художника Константина Васильева и «читали» по ним историю России. А еще узнали имена своих ровесников, совершивших героические поступки.
Дети и взрослые гости на уроке Надежды Зюзиной, учителя начальных классов из Тулы, на практике освоили приемы мнемотехники. Сама Надежда в свое время улучшила свою память благодаря этим приемам. Например, вот как она запомнила имя Мнемозина – «Мне не Зина». А мы учили стихи, заменяя слова, а точнее целые строчки, символами.
Я попыталась вместить в урок тему «Очерк». А писать ребятам предложила друг о друге, причем пара каждому досталась по жребию. Шли мы по схеме, которую я использую в реальной практике: формальное знакомство, узнать о регионе, городе, школе, окружении, взять интервью об увлечениях, планах на будущее, жизненных принципах героя. А оформить небольшие тексты очерков я предложила на обоях, используя в качестве иллюстраций вырезки из бесплатных газет. Так когда-то на финале конкурса «Учитель года России»-2000 преподаватель экономики Евгений Травин и его друзья создавали стенгазету «Педсоветик».
Представляете, все написали тексты! И вполне содержательные, учитывая дефицит времени. Только разобрать их не успели, что не по-учительски, конечно, но надеюсь на заочное общение. Не могу удержаться от нескольких цитат.
Анастасия Кондрохина, Саров: «Георгий Щетинкин родился во Владивостоке, а в семь лет с семьей переехал в Москву. Увлекается программированием и хочет связать свою жизнь с информационными технологиями. Любит играть в баскетбол и слушать музыку. Георгию интересно знакомиться с новыми людьми и пробовать новые блюда. Он очень жизнерадостный, светлый и добрый человек, и я советую всем с ним познакомиться».
Александра Стефаненко, Москва: «Анастасия Бловацкая – из небольшого города Губкина Белгородской области. Настя учится в обычной школе, увлекается рисованием и занята подготовкой к экзаменам, ведь она хочет поступить в педагогический институт. Из интересных фактов: любит слушать Анну Асти, обожает шпицев и хочет поехать в Дубай. В свои 16 лет Настя очень мудрая и чуткая, легко идет на контакт».
Тимур Мусяев, Саров: «Алексей Солодовников 16 лет живет в Саратове и уже не в первый раз приезжает на зимнюю школу. Занимается в классе с углубленным изучением медицины, но история – важный аспект его жизни. Алексей интересуется своей родословной, является одним из создателей школьного музея, на своей странице в сети напоминает людям о значимых событиях в жизни страны».
Ребята, вы таланты!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии