Новые тенденции в образовании еще раз напоминают о шатаниях и нестабильности Системы. Ведь самая консервативная область в обществе претерпевает изменения. Вот одна из последних тенденций: открытость и общественное управление школами.
Открытость школы предполагает прозрачность всей ее деятельности: от хода учебного процесса до расходования средств, от планирования учебных программ до выявления критериев начисления заработной платы учителю. А контролировать открытость школ, способствовать ее прозрачности должны управляющие советы, состоящие в первую очередь из активных родителей учеников и представителей организаций микрорайона, в котором находится школа.
Открытость очень походит на потемкинскую деревню или пыль в глаза. Все мы понимаем, если захочешь что-то скрыть, то никакая открытость тебе не поможет. Ну что толку публиковать смету на ремонт школы на школьном сайте, ежедневно описывая сделанные работы и расходы, если стоимость этих работ может быть в несколько раз выше рыночной. Зато все открыто. Правда про зарплату веб-мастера сайта, который будет это ежедневно размещать, как-то не подумали и в смету на заложили.
Вторая же тенденция, направленная на создание управляющих советов школ из числа родительской общественности, вообще на мой взгляд странна. Что-то из области “каждой кухарки, которая может управлять государством”.
Посудите сами, в функции такого “управляющего совета” закладывают не только контроль системы питания в школе (отдаленно это понятно, родители должны знать, чем кормят их детей), но и контроль работы учителя и даже участие в назначении ему заработной платы из стимулирующей части фонда оплаты труда. Я тут же нарисовал картинку. Городская больница. Управляющий совет из числа родственников больных, проходящих там лечение. И члены этого управляющего совета оценивают работу хирурга в операционной на операции по удалению аппендицита. После операции они дают советы как себя вести доктору, который 6 лет проучился по специальности, а потом решают, достоин ли он премии за проделанную операцию или она входила в круг его основных обязанностей. Интересно, не задрожит ли рука этого хирурга в следующий раз?
То, что отношение к Учителю в обществе отвратительное, – это понятно по остаточному финансированию его труда. И даже Год Учителя не спас положение. Но складывающаяся ситуация, когда учителя дополнительно ставят в рамки контроля непрофессионалами, влияющими на его оплату труда, вероятно, просто абсурдна.
И, к сожалению, это не последний абсурд нашего образования.
Константин СОРОКИН, учитель информатики московской школы
Фото автора
Уважаемые коллеги! Уважаемые посетители! Автору интересны ваши мнения. Комментарии вы можете оставить здесь.
Комментарии