– Западный округ исходит из понимания того, что главная цель образовательной политики Москвы в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.На 1 сентября 2010 года общее количество детей в системе дошкольного образования составляло 37223 ребенка (63% от общего количества детей, проживающих в округе). При этом очередь была более 4000 детей.
Стратегия развития дошкольного образования в округе предполагала решение проблем, стоящих перед системой:
– ликвидация очередности;
– увеличение охвата детей разными формами дошкольного образования, в том числе и детей с проблемами здоровья;
– повышение качества дошкольного образования и наличие в округе учреждений с низким рейтингом у населения. На начало прошлого года их было 7.
Для решения этих задач в округе и во исполнение распоряжения Правительства Москвы в декабре 2010 года префектура ЗАО рассмотрела, а депутаты муниципальных собраний всех районов утвердили программу дополнительных мер по ликвидации очередности в дошкольных образовательных учреждениях. Программа предусматривала перепрофилирование групповых помещений в зданиях детских садов (3950 мест), открытие дошкольных групп для детей 5-7 лет в зданиях центров образования и общеобразовательных школах (425 мест), изменение вида образовательных учреждений, расположенных в типовых зданиях детских садов (265 мест). Все эти меры позволят получить к 1 сентября 2011 года дополнительно 4640 мест (общая сумма бюджетного финансирования – около 360 млн рублей), что повлияет на снижение очередности в округе.
На 1 сентября 2011 года система государственного образования охватит 45138 детей, что на 21% больше, чем в прошлом году. При этом охват детей вырастет до 70%.
Один из главных индикаторов доступности – снижение очередности в динамике за два года – выглядит так:
– на 1 сентября 2010 года очередность – 4159 детей;
– на 1 сентября 2011 года – 1607 детей.
Особое внимание в округе уделяют образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 878 детей-инвалидов от года до семи лет, проживающих в округе, более половины (406) посещают дошкольные учреждения. Это на 8% выше, чем в прошлом году.
В нашем округе активно развивают вариативные формы дошкольного образования. Если в прошлом году такими формами были охвачены 3766 детей, то в этом году на 6% больше (4000).
Резерв для обеспечения доступности образования – открытие групп 12-часового пребывания для детей в возрасте
5-7 лет в зданиях общеобразовательных школ. За два года предоставлено 845 мест для детей старшего дошкольного возраста. По данным автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ», в очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях не зарегистрирован ни один ребенок в возрасте 5-7 лет.
Сегодня необходимо отметить увеличение количества детей дошкольного возраста в негосударственных образовательных учреждениях. В 2010 году только 10 учреждений имели дошкольные группы (из 27 работающих в округе), в которых воспитывали 272 ребенка, в 2011 году негосударственным дошкольным образованием был охвачен 501 ребенок.
Одним из показателей и фактором развития стало повышение профессионализма педагогов. На 2% возросло количество педагогов с высшим образованием, причем еще 8% (360 человек) в этом году продолжают учебу в вузах. Следует отметить и успех округа в профессиональном конкурсе «Воспитатель года-2011» – впервые за последние два года у нас два абсолютных победителя.
Что касается учреждений с низким рейтингом у населения, то после решения кадровых вопросов с руководителями трех учреждений и разработки совместно с методической службой индивидуального плана развития учреждения из разряда неблагополучных перешли в разряд стабильно работающих.
Таким образом, в округе наметилась позитивная динамика в обеспечении доступности и качества дошкольного образования.
Однако есть проблемы. Не в полной мере удалось реализовать программу дополнительных мер, направленных на снижение очередности в части освобождения зданий типовых ДОУ:
– начальная школа – детский сад №1659;
– детские дома №№2 и 11, вопрос с ведомственной принадлежностью которых остается открытым;
– школа надомного обучения №1975.
Нереализованный потенциал не позволил получить дополнительно 835 мест в районах с большой очередностью.
Особую обеспокоенность у нас вызывают два бывших ведомственных детских сада – №№352 и 1862. Эти детские сады закрыты с 2001 года, их здания находятся в аварийном состоянии, до сих пор не принято решение о передаче их в городскую собственность, несмотря на то что эти объекты включены в распоряжение №1697 Правительства Москвы.
Ближайшие и перспективные планы округа связаны с решением всех этих проблем, а также с достижением индикаторов и решением задач программы «Развитие образования Москвы на 2012-2016 годы».
Комментарии