Новая книга Романа Богословского – первый фолиант на «Книжной полке Вадима Левенталя», новом проекте Издательского дома «Флюид ФриФлай». Роман номинировался на премию «Национальный бестселлер», но дальше лонг-листа не прошел.
Это мучительная и яркая лавстори человека, будто бы призванного задавать жизни свои вопросы. Человека преимущественно рефлексирующего и остро чувствующего происходящее, а если действующего, то сплеча, наотмашь, в омут с головой. Сергеев, главный герой, после встречи с роковой Ляной бросает свою семью и начинает строить новую жизнь. Строит он ее, условно говоря, «у подножия Везувия», непрерывно задавая вопрос, вынесенный в заглавие романа.Налицо профдеформация, привычка спрашивать, а не отвечать. Будучи журналистом, Сергеев привык задавать людям, преимущественно звездам, вопросы. Главная его суперстар – Ляна, на каком-то этапе слившаяся с его собственными онтологическими поисками. «Зачем ты пришла?» – единственный вопрос, на который нет ответа.Наводящие же ответы дают в основном случайные, «не от мира сего», встречные – священники и юродивые. Батюшка отвечает остроумно на вопрос, что такое любовь и как ее найти: «Это она, любовь, должна вас искать. И вообще – почему человек все время обязан искать любовь? Ему что, делать больше нечего? Забот других нет? Пусть берет и сама ищет. Люди-то без нее могут прожить, а она что будет делать, если людей не найдет? Так что вы подумайте. Это ее проблемы – и все тут…»Ключевой вопрос Сергеева универсален, его каждый из нас может задать по поводу любого человека, так или иначе оставившего след в нашей жизни и повлиявшего на нашу судьбу. Но, когда дело касается женщины, некогда близкой и любимой, он приобретает особую остроту и смысл. Ляна вырвала Сергеева из области привычного, из первой семьи, как ловкий огородник выдергивает из грядки морковку. А лучше – условный Мичурин, отрезающий ветку от лимонного дерева и прививающий его к яблоне, теряющий интерес к результату, как только поймет, что эксперимент удался. Живи теперь и задавайся вопросом, Сергеев. Сам напросился.Можно долго дискутировать по поводу того, является ли книга «Зачем ты пришла?», небольшая по объему, романом, как заявлено, но лучше попробовать понять, что новаторского в этом произведении. Современная литература вынуждена мутировать, чтобы выжить. Иной писатель без зазрения совести заимствует логику Интернета, соцсетей, пресловутый скроллинг, нацеленный на сознание современного читателя, не привыкшего углубляться и останавливаться на чем-либо и одновременно нахватанного в разных областях. Богословский, будучи еще и музыкантом, сублимирующим в литературе нереализованные амбиции рок-звезды, фактически записывает пластинку, где первая сторона – событийный ряд от первой встречи до совместной поездки на Синай, где Сергеев сделал предложение, но так и не получил ответа. Вторая – последующие события, нарастание конфликта, которые привели к развязке. Стандартные треки перемежаются с длинными психоделическими композициями, вообще характерными для творчества автора. Они выражаются в ирреальных картинках, монологах странных, уже упомянутых ранее героев, через бред или откровение являющих миру истину. Книги Богословского – это почти всегда переплетение философии, снов, музыки, яви, наркотического бреда, секса и, конечно, религии в ее самой неортодоксальной форме, приближающейся то ли к гностицизму, то ли к экуменизму. В некоторых местах книги сплав достигает такого уровня, что сон и бред граничат с откровением.И самое важное – Богословский верен собственному стилю, и его уже трудно с кем-нибудь спутать. Возможно, здесь важную роль сыграла его первая официально изданная повесть «Мешанина», где он последовательно стилизовал Сорокина, Пелевина, Егора Радова и других представителей литературы 90‑х. Как будто выработал писательский иммунитет.Если рассуждать практически, то книга может помочь тем, кто запутался в личной жизни, и открыть глаза на то, что они не одни такие.Кажется даже так: проза Богословского ценна в первую очередь не эзотерическими вывертами, не своей «рок-н-ролльностью», а тем, что показывает подводные течения обыденного, обычно скрываемыми за обертками намерений, слов и жестов, некий сор, который люди обычно предпочитают не выносить из квартир.
Богословский Роман. Зачем ты пришла? – М. : Флюид ФриФлай, 2018.
От редакции«Учительская газета», как вы, наверное, заметили, редко публикует стихотворения. Наверное, оно и правильно. Все-таки наши читатели привыкли к определенного рода материалам. Тем не менее едва ли не в каждом правиле бывают исключения. Вот и мы, получив письмо с подборкой стихотворений от автора, подписавшегося «Егор Ка Пудаков», подумали: а почему бы и нет? Предлагаем вашему вниманию стихотворение, полное щемящей тоски – то ли от случившегося расставания, то ли от жизни в целом.Егор Ка Пудаков* * *Прощанья привкус на моих губах,Вокзал. Огни. Прокуренный буфет.И лето за окном в одних трусах,И счастья до сих пор со мною нет…Я выпью эти мерзкие сто грамм,Пройдутся они речкой по душе.И к бармену я к стойке – словно в храм,Он скажет мне: «Ты пьяненький уже…»А я ему в ответ: «И что с того?»,И сто рублей как будто бы на чай…Страдаю я – поэтому живой.Я словно бы под снегом сладкий май.Закроется буфет. И я уйду…И никогда, наверно, не вернусь.Смахну рукой колючую слезуИ грустной сказкой, может, завершусь.Я износил судьбу свою до дыр.Кончается надежды фестиваль.И светят мне по жизни три звезды:Сомненье, Одиночество, Печаль…
Комментарии