Всероссийский конкурс «Воспитатель года‑2015» завершен. Хрустальную жемчужину увезла домой Наталья Одинцова, воспитатель детского сада №88 Санкт-Петербурга. Но прежде чем в Доме правительства Московской области прозвучало имя абсолютного победителя, все финалисты конкурса – педагоги из 60 регионов страны – провели на подмосковной земле пять незабываемых дней, наполненных профессиональным общением, радостью совместных открытий с детьми и, конечно, переживаниями, без которых не обходится ни одно состязание. Как всегда, за всеми событиями финала Всероссийского конкурса наблюдал специальный корреспондент «Учительской газеты».
Актовый зал Московского государственного областного университета полон. На сцене появляются ведущие Татьяна Уварова и Александр Пушкин. Свершилось! VI Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года‑2015» открыт.Ведущие напоминают: конкурс состоялся благодаря учредителям – Министерству образования и науки Российской Федерации и Общероссийскому Профсоюзу образования.Сопредседатель Оргкомитета конкурса, председатель профсоюза Галина Меркулова, обращаясь к финалистам, заверила: жюри «Воспитателя года» не только профессионально, но и очень доброжелательно по отношению к участникам, волноваться не стоит: «Дорогие конкурсанты, я смотрю на ваши лица. Вы все улыбаетесь. Улыбку так и держите! Плечи расправить, успокоиться, и все будет хорошо».Конкурсантов, жюри, сопровождающих приветствовали и гостеприимные хозяева. Первый заместитель министра образования Московской области Наталья Пантюхина зачитала обращение министра Марины Захаровой: «Третий раз конкурс проводится на территории Подмосковья, это высокая честь для нас. Наша подмосковная земля благодатна для педагогических поисков в сфере дошкольного образования. Правительство Московской области, губернатор Андрей Воробьев, муниципалитеты ведут работу по повышению доступности и качества дошкольного образования. У нас 2117 дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются 354 тысячи 776 детей. Это население большого областного центра, то есть настоящий город малышей. Сегодня общий охват детей дошкольным образованием составляет 98 процентов».Затем начальник управления образованием Мытищинского района Наталья Гречанова от имени главы района Виктора Азарова сказала, что Мытищи всегда рады гостям, рады приветствовать замечательный педагогический состав, который сегодня принимает участие в конкурсе.Ректор Московского государственного областного университета Павел Хроменков пообещал: «Мы сделаем все возможное, чтобы вы себя чувствовали как дома. Мне хотелось бы, чтобы вы вспоминали наш университет только с хорошей стороны. Поздравляю вас и желаю успеха!»И наконец, на экране появились фотографии и имена 61 конкурсанта. А ведущие напомнили, что участники финала уже прошли три испытания заочного тура – представили свое интернет-портфолио, поделились педагогическими находками и написали эссе «Я – педагог».Как бальзам на взволнованные души участников пролились добрые слова председателя жюри конкурса, главного редактора журналов «Дошкольное воспитание» и «Здоровье дошкольников» Татьяны Гризик: «Вы между собой серьезно соревнуетесь. Но чем дальше вы идете по конкурсу, тем больше превращаетесь в единомышленников, коллег, в таких неразлучных друзей, что разорвать эти связи потом невозможно. И еще это школа мастерства. Вы будете отдавать, вы будете получать. Это такой багаж, который и за пять лет обучения не приобретешь. Удачи, успехов, хорошего настроения!»Еще одно утешительное слово принадлежало победителю «Воспитателя года‑2014» Юлии Загорской. Оно было очень поэтичным: «Я так же, как и вы, в прошлом году очень волновалась, но сейчас вам скажу честно – это большой педагогический праздник. Уважаемые коллеги, мы вместе с родителями заглядываем в наше будущее. А будущее – это наши дети. А они должны расти здоровыми, счастливыми и очень талантливыми. Уважаемые конкурсанты, в добрый путь, идите вперед со своим любящим поющим сердцем!»Бурю восторгов и громкие аплодисменты вызвали юные звездочки, дети – исполнители танцевальных и вокальных номеров. Вспышки смартфонов и фотоаппаратов наполнили зал…Аплодисменты достались также спонсорам конкурса «Воспитатель года» и партнерам организаторов.Церемония открытия завершилась, а конкурсные очные испытания начались. Конкурсанты и жюри разошлись по девяти аудиториям, чтобы пообщаться в рамках «Педагогического брифинга».Вторую половину дня конкурсанты посвятили знакомству с детскими садами города Мытищи, где завтра предстоит провести педагогические мероприятия.Среда, 18 ноября, – самый насыщенный день VI Всероссийского конкурса «Воспитатель года‑2015». Сначала – главные испытания для 61 финалиста – педагогические мероприятия с детьми. Девять детских садов с волнением принимают в своих стенах конкурсантов и членов жюри. Спешат накормить-напоить, создать идеальные условия для работы… Не волнуются, пожалуй, только дети. Им пообещали, что будет интересно, и они просто с нетерпением ждут, когда же?..Один из девяти дошкольных образовательных организаций – новенький, всего полгода назад открывшийся детский сад №74 города Мытищи «Одуванчик». Внешне здание действительно немного напоминает этот цветок – в оформлении использован желтый цвет.Идет снег, легкая метель, а внутри тепло, уютно, столы ломятся от угощений. Однако уже не терпится войти в группы и претворить в жизнь так долго вынашиваемые идеи. Ура! Все получается. У детей горят глаза.Им очень интересно узнавать о том, что такое магнит, со Светланой Рубцовой из детского сада №81 города Энгельса Саратовской области. Исследовать звук и букву «o» с учителем-логопедом центра развития ребенка – детского сада №6 «Ромашка» Республики Дагестан Ольгой Морозовой. Собирать аптечку, с помощью которой можно будет… лечить книжки, вместе с воспитателем детского сада комбинированного вида №23 города Шуя Ивановской области Марией Коржаевой. Создавать своими руками мультипликационный фильм в технике эбру под руководством Екатерины Стафуровой из детского сада №8 «Чебурашка» города Скопина Рязанской области. Рифмовать и схематично изображать слова вместе с воспитателем детского сада №186 «Волгарик» Ульяновска Эльмирой Байрамовой. А с воспитателем детского сада №21 поселка Аршан Республики Калмыкия Кермен Лиджиевой – описывать красивую золотую осень.Во время самоанализа внимательное жюри с помощью вопросов пыталось понять коллег и по достоинству оценить их лучшие профессиональные качества.Между тем хочется сказать огромное спасибо заведующим детскими садами города Мытищи Московской области, всем сотрудникам, а особенно – поварам! И еще – студентам-волонтерам, которые тоже помогали в этот день всем участникам конкурса и жюри.После вкусного обеда, честно выполненного конкурсного долга участники финала и не думали расслабляться. Их ждала целая серия уникальных лекций, которые в обычной жизни можно услышать, только приехав специально в Москву на курсы повышения квалификации. Заботливые организаторы конкурса привезли курсы прямо в Московский государственный областной университет, где проходят испытания воспитателей.О приоритетах педагогов в познавательном развитии дошкольников рассказала Тамара Ерофеева, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета. Особенно интересной частью лекции стало подробное описание возможных вариантов организации занятий в детском саду.Главный редактор научно-методического журнала «Дошкольное воспитание», член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Госдумы РФ Татьяна Гризик размышляла о том, что такое педагогический опыт на современном этапе, пригласила конкурсантов поделиться своим опытом на страницах журнала и подарила всем участникам электронную подписку.Четкую, с цифрами и фактами картину современной ситуации в дошкольном образовании представила директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец. Важной частью выступления Татьяны Владимировны стал подробный рассказ о нормативно-правовой базе.Находясь в стенах Московского государственного областного университета, участники конкурса и их сопровождающие из регионов, конечно, с удовольствием ознакомились с деятельностью прославленного вуза. Проректор Елена Певцова рассказала о научных достижениях ученых МГОУ. Восторг вызвало выступление патриарха системы дошкольного образования, доктора педагогических наук, преподавателя МГОУ Тамары Семеновны Комаровой.Подведение итогов первого (заочного) и второго (очного) туров началось с поздравления… именинников, которых на конкурсе оказалось немало. Талантливые студенты МГОУ, в том числе команда КВН, доставили немало удовольствия всем находящимся в зале. Но конечно, все с нетерпением и волнением ждали объявления лауреатов.Однако сначала награды получил каждый конкурсант – диплом финалиста, серебряную жемчужину, удостоверение о повышении квалификации, подарки от Московского государственного областного университета. А каждый из председателей девяти групп жюри сказал добрые слова об участниках своей группы, некоторые даже в стихах!Права руководитель второй группы жюри, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Бурлакова: «Была проблема выбрать лучших. Очень талантливые творческие воспитатели! У детей блестели глаза, они ждали, что же им еще предложат гости». Главный специалист – эксперт Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Любовь Чистякова создала красивый образ: «Все конкурсанты сегодня были успешными дирижерами оркестра детских душ!»Члены жюри первого и второго туров, честно и объективно отработавшие на конкурсе, получили благодарности и подарки.Затем были награждены победители в номинациях.И наконец, на сцену вышла заведующая отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Алешина, председатель Счетной комиссии, и назвала имена десяти лауреатов:Нина ДЕРКАЧЕНКО, центр развития ребенка – детский сад №1 «Журавушка» города Королева, Московская областьОксана ЛЮБАВИНА, «Планета детства «Лада», структурное подразделение – детский сад №175 «Полянка» города Тольятти, Самарская областьНаталья ОДИНЦОВА, детский сад №88 комбинированного вида города Санкт-ПетербургаОльга ПРОТАСОВА, детский сад №391 комбинированного вида «Елочка» города НовосибирскаОксана КОРЧАГИНА, детский сад комбинированного вида №123 города МурманскаТатьяна ГИЛЕВА, центр развития ребенка – детский сад №258 города ОмскаЛюдмила БАРАБОШКИНА, прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы, Республика ТатарстанЕкатерина СТАФУРОВА, детский сад №8 «Чебурашка» города Скопина, Рязанская областьГалина МАЙДАНОВА, детский сад комбинированного вида №48 города Амурска, Хабаровский крайНаталья БЕЛОБОРОДОВА, детский сад общеразвивающего вида №107 «Боровичок» города Симферополя, Республика КрымЛауреаты получили огромное количество подарков и один очень важный цветок – на нем был прикреплен номер очередности выступления во время испытания «Мастер-класс».Вчера они проводили занятия для дошколят, а уже сегодня выступают в качестве наставников для собственных коллег, и не только тех, кто присутствует в зале Московского государственного областного университета, но и для воспитателей всей страны, которые прильнули к экранам компьютеров в часы прямого эфира с конкурса «Воспитатель года‑2015». К обеду четверга счетчик конкурсного сайта показал три тысячи просмотров.Лауреаты дают мастер-классы! За лучший, с точки зрения зрителей, мастер-класс можно проголосовать при помощью смс, что активно и делают коллеги, родители воспитанников, сами воспитанники и просто зрители.В первом ряду актового зала МГОУ – Большое жюри, самые искушенные эксперты, признанные авторитеты в сфере дошкольного образования.У каждого лауреата всего 15 минут для того, чтобы научить зал или фокус-группу на сцене инновационной методике, какой-то своей «фишке» из богатого или пока не очень богатого педагогического опыта. Еще пять минут отводится на вопросы жюри.Первой выступила Екатерина Стафурова, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» города Скопина Рязанской области. Она назвала свой мастер-класс «Магия анимации» и показала все этапы создания мультипликационного фильма. «Мультипликация в детском саду используется давно, – замечает Екатерина Александровна. – Важно, что у детей во время создания мультфильмов происходит воспитание чувств, личности и характера». Свой мультфильм конкурсантка и ее коллега-подмастерье посвятили маме, ведь скоро в нашей стране День матери. Этапы создания мультика: замысел, раскадровка, изготовление фонов и персонажей, съемка, монтаж, озвучивание, просмотр и анализ, демонстрация. Море в мультике нарисовано с помощью техники эбру. Короткое время мастер-класса не позволило довести работу прямо на сцене до финала. Но Екатерина Стафурова показала очень трогательный мультфильм, созданный ею в ночь перед мастер-классом.«Поисковая экспедиция по Крыму за инновационными здоровьесберегающими технологиями» – так назвала свой мастер-класс инструктор по физической культуре детского сада №107 «Боровичок» города Симферополя Наталья Белобородова. Сама Наталья Владимировна переоделась в стюардессу, а фокус-группа стала пассажирами самолета. Первая остановка – изучение технологии бестинга. Следующая, в аэропорту Симферополя, посвящена борьбе со стрессом при помощи целебных мудр. Далее воображаемый самолет приземлился в горах, там все занялись кинезиологической гимнастикой – тренировкой мозга. А еще Наталья Владимировна показывала, каким образом и из чего делает нестандартное оборудование для полезных игр. Последняя остановка – в детском саду, где работает педагог.Нина Деркаченко, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №1 «Журавушка» города Королева Московской области, вызвала живой отклик зала своим вопросом: «Есть ли у вас книжка, любимая с детства?» Коллеги назвали различные произведения. И затем пришли к выводу – мы помним всю жизнь книги, которые нам читали родители. Пытаясь возродить традиции семейного чтения, Нина Владимировна вместе с родителями своих воспитанников реализовала проект «Читающая гусеница». Фокус-группам лауреат предложила выступить в роли родителей. Каждой группе была предложена своя форма работы: «Читаем и обсуждаем» (рассказ Валентины Асеевой «Отомстила»), «Читаем и играем» (сундучок с предметами, задача – придумать игры), «Читаем и придумываем» (задача – придумать сказку на основе богородской игрушки). Все группы прекрасно справились с заданиями. А Нина Деркаченко пригласила к дальнейшему сотрудничеству весь зал.Интересное наблюдение сделала воспитатель детского сада №175 «Полянка» города Тольятти Самарской области Оксана Любавина. Оказывается, у современного ребенка вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Вместе с залом Оксана Сергеевна проанализировала эти вопросы: хочет ли ребенок выяснить причины, цель, следствие, личностные смыслы, когда задает эти вопросы? Это важно, ведь информационное пространство современного дошкольника избыточно и многозначно. Вывод: вопрос «Почему?» шире по значению, вопрос «Зачем?» ориентирован только на результат. Но важны оба вопроса. Затем Оксана Любавина рассказала, как использует технологию веб-квеста, делает со своими воспитанниками лэпбуки.Татьяна Гилева, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №258 Омска, представила приемы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс, используемый при рассматривании картины или репродукции, включает прием акцентирования, прием вхождения в картину, прием сравнения, прием экспериментирования, прием сочинительства. Методику Татьяна Васильевна демонстрировала на примере картины Исаака Левитана «Озеро. Русь». Впрочем, название картины весь зал узнал позже, сначала мы сами пытались дать пейзажу имя. А фокус-группа экспериментировала: смешивала краски на палитре, сравнивала вату и синтепон с облаками на картине, придумывала, на что похож луч фонарика…Тема создания лэпбука, или интерактивной тематической папки, опять прозвучала со сцены, уже из уст воспитателя детского сада №88 Санкт-Петербурга Натальи Одинцовой. Это не новая технология, но в детских садах ее используют нечасто. Создать части лэпбука Наталье Николаевне помогли коллеги, они за короткое время успели сделать то, на что у малышей в саду уходит неделя. Тема данного лэпбука – «Крахмал». В самодельную книгу попали плоды, в которых есть крахмал, схема изготовления крахмала из картофеля, стихотворный рецепт приготовления киселя. Там же оказались накрахмаленные части одежды для кукол. Еще фокус-группа определяла с помощью йода содержание крахмала в продуктах, результаты этих исследований тоже отправились в лэпбук.Необыкновенные возможности обыкновенных игрушек демонстрировала воспитатель прогимназии №14 «Журавушка» города Бугульмы Республики Татарстан Людмила Барабошкина. Она использовала на своем мастер-классе «вечные» игрушки, в которые дети играли, играют и будут играть всегда, – неваляшки, кубари, волчок, пирамидку, калейдоскоп… Людмила Анатольевна показала, как работает алгоритм детской исследовательской практики. Первый этап – мотивация. Второй этап – сама исследовательская практика, исследуя предметы, дети находят общий признак. Третий этап – занимательные аналогии, нахождение по аналогии заданного признака в других предметах. Четвертый этап – создание новых игрушек. Их делают самостоятельно или с помощью схемы. Фокус-группа смастерила неваляшку, а затем телескоп из калейдоскопа. Поработал и зал – зрители сделали бабочку-балансир из бумажной фигурки и скрепок.Учитель-дефектолог детского сада №391 «Елочка» города Новосибирска Ольга Протасова назвала свой мастер-класс «Как прекрасен этот мир!», но для детей, о которых говорила Ольга Викторовна, мир, увы, совсем не прекрасен. Все больше ребят, к сожалению, рождаются со зрительной патологией. Участники фокус-группы Ольги Протасовой сумели понять, как чувствуют себя такие дети, им помогли очки-симуляторы, моделирующие различные зрительные нарушения. Зал также пережил страшные ощущения, просматривая слайды, на которых прекрасный мир виден очень нечетко или в жутких пятнах… Фокус-группа рассказала, как непросто было выполнять задания в специальных очках. Ольга Протасова рассказала, как она помогает детям с патологиями зрения познавать мир. Ольга Викторовна создает сенсомоторные панно с аппликациями, которые стимулируют различные анализаторы. Например, снеговик скрипит, как будто сделан из настоящего снега. Уточки изготовлены из мягкого материала. На новогодней елке крепятся бубенчики. И так далее. Причем эти панно можно использовать и для развития здоровых ребятишек.На обрядовый праздник эвенкийского народа «Бакалдын» пригласила всех коллег Галина Майданова, музыкальный руководитель детского сада №48 города Амурска Хабаровского края. Участники фокус-группы пели, играли на инструментах и показывали ритмические движения. Фонопедические упражнения вызвали большое оживление в зале, но нужны они не для смеха, а для развития музыкальных способностей и даже здоровьесбережения. Воспитатели шептали, кричали, издавали звуки губами и глухо бормотали на выдохе. Упражнения понравились всем! Они связаны с культурой эвенков, но их можно использовать и в других регионах России, изменив названия животных и другие ключевые понятия. В финале мастер-класса все встали в хоровод дружбы.В мир тактильно-кинестетических игр погрузила участников конкурса, жюри и сопровождающих учитель-логопед детского сада №123 Мурманска Оксана Корчагина. Разговор пошел о звуках. С чем мы ассоциируем различные звуки? В основе формирования ассоциативных связей могут лежать разные критерии – цвет, форма, величина, материал, действие. На экране появилась видеозапись, в которой ученики Оксаны Корчагиной рассказывали о своих ассоциациях. Оксана Валерьевна придумала информативные теремки, в которых живут звуки. Так, звук «р» живет в розовом теремке, «л» – в теремке лунного цвета. Звуки ездят на паровозике… «Раскрасим звуки в разные цвета. Это просто! И никаких стереотипов», – призвала Оксана Корчагина. Коллеги в знак согласия запустили в зале бумажные разноцветные самолетики.День завершился экскурсией по дождливой столице. Новогодняя погода растаяла, как и снег, осень вернулась в Москву…Третий тур Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года‑2015» завершается по традиции круглым столом десятки лауреатов. В этом году ток-шоу с очень точным названием «Профессиональный разговор» вел, как и в прошлом, писатель Олег Рой, чьи книги педагоги хорошо знают и любят.Перед началом испытания напомнили правила – вопросы задает только ведущий, ток-шоу транслируется в Интернете в режиме реального времени. Длится 1,5 часа.Зрители и внимательные наблюдатели, заполнившие зал в Доме правительства Московской области, – Большое жюри, коллеги лауреатов по конкурсу, группы поддержки из различных регионов. Все слушают и смотрят, не дыша… Это и правда интересное зрелище!Для начала Олег Рой предлагает педагогам перейти на «ты», и это сразу снимает напряжение, неизбежное на конкурсе. Затем объясняет, что разговор состоит из трех блоков по 30 минут, интересных тем много, поэтому краткость в ответах приветствуется.Первый вопрос – личный: «Что привело в профессию?». На него все отвечают по-разному. Кто-то мечтал стать педагогом с детства, кто-то случайно пришел к тому, что стало делом жизни. Важно, отметили конкурсантки, что они остались в любимой профессии. А что удерживает? Очарование детства, любовь, гордость за выбранный путь. А Нина Деркаченко призналась: «Меня привело в профессию телевидение. Образ Валентины Леонтьевой из передачи «В гостях у сказки» очень привлекал, хотела быть такой же».Следующий вопрос был двойным, две его части были мудро связаны друг с другом: «Каким культурным потенциалом надо обладать, чтобы стать педагогом? Кто ваш любимый литературный герой?». Иными словами, скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты…Культурный потенциал, по мнению лауреатов конкурса «Воспитатель года», включает «гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение к себе, к детям, к родителям» (Екатерина Стафурова), «педагогический такт» (Наталья Белобородова), «предельную честность по отношению к ребенку» (Оксана Корчагина), «умение видеть каждого ребенка, его особенности» (Оксана Любавина). «Самое главное – воспитатель сам должен быть воспитан», – справедливо заметила Ольга Протасова.Любимых книг оказалось много, из них можно было бы составить отличную библиотеку: «Белое на черном» Давида Гонсалеса, «Ванька» Антона Чехова, поэзия Александра Пушкина, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена, «Алые паруса» Александра Грина, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. А еще добавились герои фильмов – историк Илья Мельников в исполнении Вячеслава Тихонова из «Доживем до понедельника», заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин в исполнении Евгения Леонова из «Джентльменов удачи» и даже кот Леопольд с его вечным призывом «Давайте жить дружно!».Очень важный и совсем непростой вопрос: «Что такое хороший педагог с точки зрения родителей и что такое хороший педагог с точки зрения ребенка?» Наверное, с коллективной точкой зрения конкурсантов согласятся многие работники дошкольного образования: родители ведут ребенка к педагогу, который заботится о здоровье и безопасности малышей, понимает детей. Важно, чтобы родители доверяли педагогу. «Еще родителям важно, чтобы ребенка любили», – считает Татьяна Гилева. «Мне приятно, когда родители говорят, что я профессионал», – признается Галина Майданова. А ребенок, конечно, хочет встречать в детском саду доброго воспитателя, интересного, умеющего удивляться. «Хороший педагог, с точки зрения ребенка, – тот, кто постоянно играет с детьми и все разрешает», – уверена Людмила Барабошкина. «Воспитатель для ребенка – мамозаменитель», – придумала неологизм Екатерина Стафурова.Интересные ответы дали лауреаты на вопрос о том, что делают в их регионах СМИ и власти, чтобы профессию педагога выбирало больше молодых людей. Например, в Симферополе есть передача «Зарисовки дошкольных учреждений», музыкальный фестиваль для детей и их педагогов, социальная реклама. В Санкт-Петербурге существует проект «Люди нашего города», благодаря которому прохожие на улицах видят портреты педагогов.Екатерина Стафурова из Рязанской области поделилась радостью: «Три года назад в педколледже нашего Скопина была нехватка абитуриентов, а в этом году был конкурс».В Омской области для молодых специалистов проходят мастерские, мастер-классы, конкурсы. А 30% педколлектива в мурманском детском саду №123, где работает Оксана Корчагина, – молодые специалисты.Немало благодарных слов прозвучало в ответ на вопрос о роли Общероссийского Профсоюза образования в жизни педагогов. Он и здоровье помогает сберегать, и зарплату повышать, и уровень жизни улучшать. Лауреаты сказали спасибо за конкурсную поддержку. А Наталья Одинцова из Санкт-Петербурга предложила проводить не только конкурс, но и фестиваль воспитателей дошкольного образования. Эту идею поддержали коллеги.На вопрос «Что самое сложное в вашей профессии?» лауреаты отвечали искренне: ответственность, необходимость быть в курсе всех событий, сохранить детскую душу и талант, сложно оправдать надежды ребенка, отвечать на неожиданные детские вопросы и так далее. Но самой острой всем показалась проблема, озвученная Натальей Одинцовой, – профессиональное выгорание.Каждый вопрос был интересен, на каждый хотелось ответить не только конкурсантам, но и зрителям в зале. Олег Рой выступал то в роли капризного родителя, то в роли несостоявшегося коллеги (у писателя педагогическое образование). Финальный вопрос был самый неожиданный: что бы вы сказали Президенту России, если бы он встретился с десяткой лауреатов конкурса «Воспитатель года»? Запомнился ответ Натальи Одинцовой: «Будьте мудрым».И, как оказалось, не случайно запомнился. Буквально через пару часов Наталья Николаевна была названа абсолютным победителем конкурса «Воспитатель года России‑2015».Но сначала был великолепный концерт, подготовленный силами учащихся Губернского профессионального колледжа Московской области. Были теплые слова от губернатора Андрея Воробьева, первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, министра образования Московской области Марины Захаровой, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирины Тарадановой. И, конечно, от председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой, которая очень волновалась за всех участников и желала каждому удачи.Галина Ивановна от души поблагодарила Московскую область за сотрудничество и гостеприимство и обратилась к конкурсантам: «Эти дни полезны для вас вне зависимости от того, попали вы десятку или нет. Вы приобрели опыт, в том числе опыт участия в конкурсе. Вы участники федерального конкурса, это большая ответственность. Вы известны всей стране. И мы вас любим».Галина Ивановна Меркулова также напомнила, что 20 ноября отмечается Международный день ребенка, символично, что в этот день получает награду победитель конкурса «Воспитатель года».Десятку лауреатов пригласили на сцену, вручили им дипломы, подарки от компаний «Комус», Lego education, 1С, Данон, журнала «Современное дошкольное образование – теория и практика». Здорово, что так много фирм захотели порадовать воспитателей!Имя победителя назвали председатель Большого жюри, член Комитета Госдумы РФ по образованию Марина Назарова и заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова.Марина Юрьевна Назарова призналась: «Большое жюри переживало за каждого из вас, за ваши успехи и небольшие погрешности. Вы все блестящие, все победители. Вы делаете самое нужное дело на земле».Татьяна Викторовна Куприянова порадовалась: «Сегодня сбылась наша мечта – чтобы лучшие воспитатели получили заслуженную похвалу на всероссийском уровне. И, конечно, мы надеемся, что вы никогда не расстанетесь с вашей профессией».У победительницы дрожал голос, когда она подошла к микрофону. Наталья Николаевна Одинцова, воспитатель детского сада №88 комбинированного вида Санкт-Петербурга, воспитатель года России‑2015, сказала: «Я хочу поблагодарить Большое жюри за столь высокую оценку моих способностей к демонстрации моего профессионального опыта, потому что мастерство педагога на самом деле могут оценить только его воспитанники и Господь Бог. Я увезу в Санкт-Петербург эту жемчужину, но часть своего сердца я оставлю в первых рядах этого зала. Коллеги, вы прекрасны! Может быть, вы помните мое педагогическое кредо? «Одно маленькое дело важнее тысячи громких слов». Мы очень много сегодня слышали приятных и важных слов, все они были правильные и точные. Я бы хотела призвать тех, у кого есть возможности, – делайте дела, делайте больше для дошкольной педагогики, для воспитателей, для детских садов. Мы всегда открыты к сотрудничеству. Вы будете делать это для нашего будущего».
Комментарии