search
main
0

Очаг культуры,

или Школа и ДК под одной крышей

“Вы у нас первый журналист. До этого ни одна газета к нам не приезжала, даже районная”, – с такого приятного известия началось мое общение с учителями Песковатской школы основного общего образования. Руководители Бобровского района, на территории которого расположено небольшое село Песковатка, были удивлены: почему именно эта школа? Не Пчелиновская, с ее известной учебно-производственной ребячьей бригадой, не хреновская # 1, в которой успешно работают юные инспектора дорожного движения, в районе 33 школы, почему именно Песковатская?

А секрета никакого нет. Просто на встрече директоров и учителей сельских малочисленных школ, организованной Воронежским областным институтом повышения квалификации работников образования, меня заинтересовал рассказ Сергея Гусева, директора Песковатской школы. Сами знаете, как бывает: если село маленькое (в Песковатке примерно 550 жителей), у школы часто нет даже своего типового здания – или приспособленное, или церковь перестроенная. Так и здесь – двухэтажный Дом культуры в центре Песковатки в конце семидесятых приютил местных ребятишек под свою крышу (а вообще школьная история пишется с 1905 года, и в нынешнем “супернулевом” году будут отмечать 95-летие). Три года назад директора ДК уволили – очаг культуры работал столь “активно”, что односельчане вконец забыли о его существовании. Гусев, уже год директорствовавший через стену, – дом культуры и школу разделяет только внутренняя стена – совместил две должности, а потом постепенно и многие учителя стали сотрудниками ДК. Ирина Диянова (ее еще по привычке часто величают девичьей фамилией Дудникова или ласково называют “наша звездочка”) на полставки работает худруком ДК, а основное время отдает своему начальному классу. Кроме всего этого, Ирина Васильевна ведет кружок игры на гитаре и периодически побеждает то в районном конкурсе “Учитель года”, то на областном музыкальном фестивале “Парус надежды”. Ирина Колесникова – вожатая, под ее руководством действует школьная детская организация ЮМИР – юных мечтателей, искателей республика, объединившая “города”-классы постоянным соревнованием и в учебе, и в творческих делах. Ирина Викторовна – культорганизатор ДК и ведущая детского кружка игры на металлофонах. Есть в школе драматический кружок, танцевальный, клуб интернациональной дружбы. И вся эта роскошь – для 75 учеников! Самый многочисленный класс в этом году – пятый, в нем занимаются 13 детей.

И как-то само собой получилось, что развлекать только друг друга и детям, и взрослым надоело. Постепенно стали выходить на сцену Дома культуры, а когда появился “единый” директор, вообще непонятно стало, где школа, а где ДК. 8 Марта, День работников сельского хозяйства, День Победы – зал постепенно наполнялся односельчанами.

– Года два назад в ДК почти никто не ходил, – говорит Ирина Колесникова. – А сейчас стоит объявление о вечере или празднике написать – все село собирается. Даже молодые семейные пары начали ходить, и не только на концерты, но и на дискотеки по выходным.

Любимое развлечение сельской молодежи – дискотеки – ведет сам директор. Сергея Алексеевича в Песковатке знают очень хорошо: родился здесь, а до своего двойного директорства успел поработать совхозным механиком, а потом и главой сельской администрации. С женой Светланой Ивановной растят сына и дочку. Французы абсолютно правы, когда советуют искать женщину – первопричину всех наших удач, счастий, или наоборот. Проработав 12 лет директором Песковатской школы, Светлана Ивановна сдала дела мужу, предварительно хорошенько его подготовив. Сама учитель, приехала из Воронежа в село вслед за мужем и, заметив в нем педагогические нотки, посоветовала поступать в Липецкий пединститут – только там был индустриально-педагогический факультет… У Гусева, видно, доля такая – совмещать. До своего директорства, когда работал главой местного самоуправления, вел уроки труда в школе. Ну а потом окончательно сюда перешел.

– Какое ж воспитание без отца? Сиротское! У меня в школе – только мамки, все учителя – женщины. Должен же быть хотя бы один мужчина. Тем более что по штату у нас даже завхоз не предусмотрен – все надо брать в свои руки, по-хорошему тут работы на 25 часов в сутки! Женщин ведь и пожалеть надо. Смотрите, какие они у меня все красавицы!

В этом директор на сто процентов прав. Светлана Ивановна сейчас – завуч по учебно-воспитательной работе. Учителя говорят, что их школа – как большая семья, в которой есть мама и папа, старшие дети и младшие. Я спросила у “младших” – учеников, чего желают они своим учителям? Добра, счастья и “побольше терпения с нами”. В День святого Валентина школьный почтальон (в почту играли все вместе) принес директору письмо: “Сергей Алексеевич! Будьте, пожалуйста, подобрее и построже!”

– Я это письмо жене показал и говорю: значит, все нормально. Работаю в правильном направлении.

В воронежской школе-интернате # 4 в педагогическом классе сейчас учатся двое песковатских выпускников, еще двое – в Павловском педучилище, а в Воронежском педуниверситете – уже трое своих студентов. Эти цифры – ответ на мой вопрос, а не мешает ли насыщенная творческая жизнь школьникам выполнять их главную обязанность – хорошо учиться. В жизни получается даже наоборот: самые умные ученики – самые активные кружковцы и артисты. Кстати, ежегодно “город”-победитель (помните ЮМИР?), лучше других закончивший учебный год, получает суперприз – поездку в Воронежский цирк.

Что же касается 25 часов работы в сутки, Гусев не преувеличивает. Школу и Дом культуры надо на что-то содержать и облагораживать. Учителя своих сил не жалеют, тем более что в Бобровском районе – одном из немногих в области – вовремя платят зарплату, возвращают долги по методическим. Продуктами дают, углем, причем так, чтобы людей не обидеть. Ту же муку учителя брали по нескольку мешков, потому что цена была ниже среднерыночной, и что сами не съели – удачно продали. Главная проблема для “школы-ДК” – капитальный ремонт. И хорошо бы заодно провести внутри здания канализацию и водопровод, спортзал пристроить. Районная администрация обещает все необходимое сделать – только вот в каком объеме и как долго ждать обещанного? Пока учителя сами делают, что могут: классы чистенькие, стены оклеены цветастыми обоями – ощущение такое, будто не в казенном помещении находишься, а в обычном жилом доме. Денег бы этому дому побольше, чтобы внешний лоск навести, чтобы не стыдно было школу гостям показать, тем более есть чем с другими поделиться. Сельские учителя сегодня столкнулись с настоящей проблемой: невозможно повысить уровень обученности школьников, не беря во внимание общую культуру и интеллектуальный потенциал сельчан. Потому приходится работать сразу на двух фронтах – с детьми и со взрослыми. А о школе говорят не иначе, как о центре культуры, образования и воспитания на селе. Другого будущего у нее нет, особенно в маленьких селах. В Песковатке сама жизнь объединила эти задачи под одной крышей, в буквальном смысле слова. Наверняка это добрый знак.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте