search
main
0

Обзор писем

Отдайте мамину зарплату!

аких только писем не присылают наши читатели! Делятся они с журналистами своим самым сокровенным, рассказывают о волнующих проблемах. Но вот что примечательно. Все больше и больше приходят письма поэтические. Причем пишут их не только учителя-словесники, но и преподаватели других предметов. Кстати говоря, последняя особенность не удивляет. Вызывает изумление другое. Говорят, что нужда, недоедание могут стимулировать творчество, вызывать к жизни поэзию. Речь-то идет не о медицинском голодании, полезном для здоровья. Нынешняя экономическая ситуация в стране хорошо известна – денег у людей нет, зарплату учителям задерживают месяцами. И тем более достойно удивления, что с особой гордостью пишут учителя стихи о своей профессии. Вот, например, какое письмо мы получили от Лидии Семеновны Ануфриевой, учительницы русского языка и литературы 75-й средней школы Казани:

Наступит срок, и мой корабль причалит

К той пристани, что Пенсией зовут…

Меня, конечно, это опечалит:

Любим и дорог для меня мой труд

Учителя, что дан мне по призванью;

Его я на плечах своих несла

Не ради почестей, высоких званий,

Добром живу, одним добром жива…

А когда читаешь такое стихотворение Лидии Семеновны, как “Родная сторона”, то вообще начинает казаться, что попадаешь в какой-то сказочный мир, очень далекий от наших забот:

Словно синий пояс обронили

Небеса на пестроту лугов…

И колечки всех его извилин

Опустились в зелень берегов…

Где в июньский день горят купавы,

Будто солнце высыпало их

Островками жаркими на травы

Из своих сусеков золотых…

Директор опытно-экспериментальной базовой школы Красноярского краевого института усовершенствования учителей Наталья Юрьевна Сидорова прислала в редакцию стихи Юрия Евгеньевича Васильева, скончавшегося недавно, но о котором и сегодня говорят как “об учителе учителей”. В своей “Оде Учителю” Ю.В.Васильев написал:

Учитель – спутник на дороге,

Которой в мире нет конца,

Учитель – тот сигнал тревоги,

Когда беззвездны небеса…

До чего же точно сказано! Естественно, о таком человеке, замечательном ученом, учителе, поэте люди всегда будут вспоминать с чувством любви и благодарности.

А вот и другая тема – страдания педагогов, но при этом здесь звучат частушки. Значит, еще не все потеряно?

Вот учительство и плачет.

Хоть уроки и дает,

А душа-то не поет.

“И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!”

Это вывод из письма, которое редакция газеты получила от Татьяны Дмитриевны Блохиной. Сейчас Татьяна Дмитриевна работает в библиотеке Высоковской школы Чкаловского района Нижегородской области.

Учитель истории новосельской средней школы N 12, что в Новокубанском районе Краснодарского края, А.Г.Хлопков пишет:

В достатке учитель – могуч и народ…

Это правитель плохой не поймет.

А может, здесь есть подоплека своя?

Богатый и умный – ему не ровня…

В данном случае, полагаю, можно обойтись без комментариев.

А вот перед нами необычное письмо. Необычное потому, что автор его – пятнадцатилетняя Оксана Марченко, учащаяся профессионального училища N 27 города Братска. Оно было опубликовано в “УГ” N8. А вот теперь приложение к нему – горькие стихи Оксаны:

Так жить нельзя. Смотреть нельзя,

как гаснут мамины глаза,

как старится от бед она,

как утром от забот больна:

где денег взять?

Чем дочь кормить?

Как власть имущих вразумить?

Самоубийством? Забастовкой?

Иль, как в семнадцатом, – винтовкой?..

И я боюсь. В слезах шепчу:

“Не так уж много я хочу –

не роскоши прошу, не злата.

Отдайте мамину зарплату!”

Такая поэтическая публицистика – резкая, кричащая – не редкость в нашей редакционной почте. Прежде ее не было. А сейчас – это свидетельство не только страшного неблагополучия учителей, но и вдохновения, источник которого, увы, – недостатки нашей жизни, коим, сдается мне, и первобытный человек мог бы подивиться.

Валерий ЕРМОЛОВ

Обратная связь

Публикация в “Учительской газете” – повод для преследования учителей?

После публикации в “Учительской газете” N 7 от 25 февраля 1997 г. материала “Империя страстей, или Почем в школе мертвые души”, в котором рассказывалось о конфликте между директором и частью учителей в школе-гимназии г.Петровска Саратовской области, в редакцию пришло письмо:

“3 марта, в понедельник, в конце учебного дня нас собрали на совещание у директора. Директор Шкляр А.И. все совещание построила на том, что мы наврали корреспонденту, а она все это написала. Начало совещания было только началом разборки, которую устроила директор. Совещание закончилось большим скандалом. Директор в своих выражениях старалась говорить унизительные слова, посылая при этом проклятия нашим семьям и мне в том числе.

Я, конечно, не надеюсь, что вы сумеете нам помочь в конфликте, но больше обращаться не к кому. Что делать – не знаем. Ведь работа в школе заставляет общаться с директором, а общаться с ней невозможно. Городок маленький, и работу найти другую трудно, а у меня двое детей, а муж умер. Отчаяние полностью охватило меня, и я решила написать.

Л.БЛИННИКОВА”

От редакции.

Мы рассчитывали, что Петровское и Саратовское управления образования вплотную займутся этим конфликтом и найдут способ уладить разногласия. Но этого, к сожалению, пока не произошло.

Cобытия продолжают развиваться по накатанному руслу. Но мы готовы к защите прав и достоинства не только автора письма в редакцию, но и нашего корреспондента, также обвиняемого во лжи. И не только на страницах газеты. Даже в суде, как это принято в цивилизованных странах.

Конфликт зашел слишком далеко, но разрешать его надо все-таки не в Москве, а на месте. Поэтому просим считать эту публикацию официальным запросом саратовским властям: что предпринято для создания в школе-гимназии Петровска нормальных условий работы для учителей?

Жилье для учителя

Согласны на любой уголок

“Живу в Казахстане, но хочу переехать в любое место России”. Такие письма в последнее время в нашей почте встречаются, к сожалению, довольно часто. Вот что пишет Тамара Владимировна Матофонова: “Имею высший разряд, звание отличника просвещения Казахстана, являюсь руководителем районного методобьединения. Очень люблю свою работу. Жаль все это оставить, но в школе сокращаются часы, соединяются классы, к тому же зарплату постоянно задерживают. Решилась на переезд”. Тамара Владимировна согласна жить в любом уголке России, если ее семье из четырех человек предоставят жилье. У мужа – хорошая специальность, он шофер первого класса с двадцатилетним стажем работы. Адрес: 474320, Акмолинская область, Вишневский район, поселок Вишневка, ул. Тналина, д. 36, кв. 1, Матофоновой Т.В.

Денис Алексеевич Самойленко – молодой специалист. В школе после университета работает первый год. Ведет часы географии и биологии. “В следующем учебном году, – сообщает молодой учитель, – ожидается сокращение учителей, воспитателей детских садов в нашем городе. Поэтому вместе с мамой мы хотим переехать из Казахстана в Россию. Хотелось бы найти работу в Тюменской области. Мама, Валентина Прокопьевна Самойленко, двадцать лет проработала воспитателем детского сада, была методистом, имеет педстаж 32 года”. Адрес: 442018, Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск, ул. Мира, д. 258, кв. 39, Самойленко Д.А.

Воспитатель, методист по дошкольному воспитанию, практический психолог ищет работу с предоставлением жилья. Согласна на переезд в любую часть России. Семья из двух человек с радостью примет любые предложения. Адрес: 188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул. Хохлова, д. 3-а, кв. 19, Аношкиной Наталье Ивановне.

Учительница русского языка и литературы согласна работать в любой сельской школе, которая предоставит жилье для семьи из трех человек. Адрес: 357237, Карачаево-Черкесская республика, Карачаевский район, поселок Правокубанский, общежитие, комната 5, Грищенко Татьяне Павловне.

Директор школы (стаж 8 лет). Учительница высшей категории, педагогический стаж 30 лет, участница областного конкурса “Учитель года-96” хочет переехать на постоянное местожительство в Новосибирскую, Томскую или Ленинградскую области. Нуждается в благоустроенном жилье. Может вести немецкий язык. Адрес: 652383, Кемеровская область, Промышленновский район, поселок “Соревнование”, школа, Чайковской Валентине Владимировне.

Учительница русского языка и литературы первой категории ждет приглашений от директоров школ, находящихся в средней полосе России. Адрес: 442181, Пензенская область, Мокшанский район, поселок Отрадное, Вишняковой Л.А.

Вакансии

Учителей физики, информатики, математики очень ждут в Напасской средней школе. Обеспечат жильем и хорошей нагрузкой. Адрес: 636710, Томская область, Каргасокский район, село Напас, средняя школа, директору Соколовой Наталье Михайловне.

Учителей русского языка и литературы, начальных классов приглашает на работу администрация комплекса “Школа-сад” села Петровичи. Создадут хорошие условия для работы, обеспечат нагрузкой не менее тридцати часов, дадут жилье. Есть трехкомнатная благоустроенная служебная квартира с земельным участком и надворными постройками. При желании можно получить бесплатно земельный участок площадью до одного гектара. Администрация будет рада семье учителей. Имеются вакансии учителей английского языка (14 часов), географии (12 часов), а также ставка преподавателя ОБЖ. Адрес: 692278, Приморский край, Хорольский район, село Петровичи, школа, директору Алексееву М.В.

Подготовила

Надежда ТУМОВА

Фото из конверта

Аромат весны

Нежные, розовые соцветья уже пахнут весной. Сейчас Лариса Павловна Кравченко понесет эти благоухающие веточки своим воспитанникам: “Посмотрите, как распустились веточки”.

В школе-интернате поселка Виноградный Лариса Павловна работает двенадцать лет. После школы пришла сюда вожатой, потом стала воспитателем. Ребятишки тянутся к ней, чувствуют ее доброту. А сама Лариса Павловна мечтает стать учителем начальных классов. Очень ей нравится учить малышей. Для этого она поступила на заочное отделение Московского государственного педагогического открытого университета.

На снимке: Л.П.Кравченко.

Фото Марии СТАРКОВОЙ

поселок Виноградный,

Краснодарский край

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Работаю учителем математики и завучем в школе. Мне присвоена высшая квалификационная категория учителя и завуча, а также звание “Заслуженный учитель”. В связи с этим почетным званием мне оплачивают на разряд выше только как учителю, а как завучу не оплачивают, т.е. за учительскую работу – 15-й разряд и как завучу – 15-й разряд (школа отнесена к I группе).

Правильно ли это?

Г.КАЧИНА

Новый Уоян,

Республика Бурятия

Руководителям и специалистам учреждений образования, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель”, оплата труда устанавливается на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным согласно тарифно-квалификационным характеристикам (ТКХ).

Учителю, имеющему высшую квалификационную категорию, согласно ТКХ устанавливается 14-й разряд оплаты труда, а если ему присвоено почетное звание “Заслуженный учитель” – 15-й разряд.

Если школа отнесена к I группе по оплате труда руководителей, то по должности заместителя директора, имеющего высшую квалификационную категорию, оплата полагается по 14-15-му разряду. При наличии почетного звания “Заслуженный учитель” оплата труда устанавливается на один разряд выше, т.е. не по 14-15-му разряду, а по 15-16-му разряду. Это предусмотрено п.1.2.1 приложения 4 к приказу Министерства образования РФ и Госкомвуза N 622/1646 от 14 декабря 1995 г.

Разряды оплаты работников, которым при одних и тех же требованиях ТКХ предусмотрено по два разряда, устанавливаются с учетом качества выполняемой ими работы и других показателей квалификации и профессионализма (п.6.7 приказа Министерства образования и Госкомвуза РФ N 463/1268 от 31 августа 1995 г.). Исходя из этого, нет препятствий для установления по должности зам.директора 16-го разряда ЕТС.

* * *

Проработав в сельской школе 33 года, по состоянию здоровья вынуждена была перейти из школы на другую работу – в жилищно-коммунальное хозяйство. Отсюда ушла на пенсию по возрасту.

Когда работала в школе, пользовалась льготами по коммунальным услугам. Как только ушла из школы, меня сразу лишили этих льгот.

Неужели 33 года педагогической деятельности в сельской школе не дают мне права на учительские коммунальные льготы?

Ж.БОБКОВА

Мухино,

Московская область

Если педагогический работник ко дню оставления работы в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), имел право перехода на пенсию (по старости, инвалидности или за выслугу лет), но этим правом по каким-либо причинам не воспользовался, перешел на непедагогическую работу, а затем ушел на пенсию, то за ним сохраняются льготы по коммунальным услугам, которыми он пользовался, работая в сельской (поселковой) школе.

Вы пишете, что проработали в сельской школе 33 года. В таком случае ко дню оставления педагогической работы в сельской школе вы имели право на пенсию за выслугу лет.

Даже в том случае, если вы не воспользовались своим правом на получение пенсии за выслугу лет, сохраняются льготы по коммунальным услугам, которыми педагог пользовался, работая в сельской школе. Основанием для сохранения льгот служит вторая часть пункта 4 разьяснения Госкомтруда и ВЦСПС N 5/12-22 от 28 мая 1985 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте