search
main
0

ОБЖ – вопрос ребром Педагоги бьют тревогу

Заместитель директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при Московском комитете образования Виктор Сюньков направил в редакцию обращение педагогов, занятых преподаванием ОБЖ и военно-патриотическим воспитанием молодежи, с убедительной просьбой предоставить им слово на страницах нашего издания.

Название обращения сродни сигналу тревоги: “Будущее российского образования под угрозой!”. Его авторы обращают внимание на то, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию четко определены национальные ценности и жизненные ориентиры граждан России, среди которых приоритетными являются безопасность и патриотизм. Педагоги выражают обеспокоенность новым витком модернизации образования в виде проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Речь идет о системе формирования культуры безопасного поведения и патриотического воспитания подрастающего поколения, одним из звеньев которой стал курс “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ).
Такова вкратце вступительная часть обращения. Далее, что называется, прямым текстом:
“В ходе работы по совершенствованию структуры и содержания образования уточнена концепция и разработаны предложения по стандарту содержания обновляемого учебного компонента ОБЖ (проект “Новое содержание образования”, 2001, руководитель В.В. Фирсов). К их разработке были привлечены ведущие специалисты ведомств, отвечающих за безопасность (МЧС, МВД, Минобороны, Минздрав), собраны воедино все вопросы безопасности человека в новых условиях XXI века – от безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях до участия личности в обеспечении национальной и глобальной безопасности.
Подготовленные в 2000-2001 гг. материалы многократно одобрены на всероссийских конференциях, получили поддержку комитетов по образованию, управлений и департаментов образования практически всех регионов России. В проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” новая образовательная область ОБЖ включена в перечень обязательных учебных компонентов.
Однако полученный нами для обсуждения (в соответствии с письмом Минобразования РФ от 12.08.02 г. N13-51-98/14) новый проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный временным научным коллективом “Образовательный стандарт” под руководством академиков РАО Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова, отвергает комплексный, системный подход к изучению в школе проблем безопасности личности, общества и государства, ограничивается вопросами безопасности школьника, подменяя важнейшую государственную проблему задачей бытового уровня; не предусматривает самостоятельный курс ОБЖ в основной ступени школы, лишает учащихся систематизированной, последовательной подготовки к жизнедеятельности в условиях нарастающих техногенных, экологических, террористических, криминальных и другого рода угроз; нарушает ряд законов России о безопасности.
В проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” образовательная область ОБЖ завершает обновленный перечень школьных учебных компонентов. Но в 2002 г. с появлением нового проекта ситуация резко меняется. Из него следует, что учащимся не нужна развернутая подготовка к безопасной жизнедеятельности.
В ходе изучения предложенного для обсуждения документа возникли вопросы, на которые мы не нашли ответа:
1. Почему внимание общества постоянно привлекается к вопросам технологий образования, а принципиальные проблемы (ЗАЧЕМ учить? ЧЕМУ учить?) отодвигаются в тень, причем применительно к ОБЖ предлагаются решения, противоречащие четко высказанному общественному мнению и законам государства?
2. Почему “концептуальная группа” считает возможным игнорировать подготовленный в 2001 г. проект стандарта содержания образовательной области ОБЖ, одобренный обществом, и обманывать общественность утверждением, что стандарт по ОБЖ находится в стадии разработки (ч.2, стр.5. Предисловие)?
3. Почему она замалчивает отзывы из регионов страны на проект 2001 г., касающиеся образовательной области ОБЖ, хотя нам известно, что они положительные и их много?
4. Почему в состав временного научного коллектива “Образовательный стандарт” не включены представители предметной группы по ОБЖ?
5. Почему в составе общественного экспертного совета нового проекта “Стандарт общего образования” нет представителей государственных ведомств, ответственных за национальную безопасность?
6. Какие представители общественности входят в состав общественного экспертного совета?
7. Почему вопреки громогласным заявлениям о патриотической направленности курсов литературы и истории в перечень обязательных для изучения не включены произведения патриотической направленности Юрия Бондарева “Горячий снег”, Константина Симонова “Живые и мертвые”, Мусы Джалиля “Моабитская тетрадь”, Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”, Вениамина Каверина “Два капитана”, затрагивающие тему долга и чести, в курсе истории старшей школы отсутствует Великая Отечественная война, а в курсе основной школы нет имен Минина и Пожарского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других? Почему стандарт знаний по истории в отношении великого полководца России описан фразой: “Г.К. Жуков – военный успех и человеческие жизни”, что, на наш взгляд, оскорбляет память о нем и ставит под сомнение заслуги маршала Жукова в победе над фашизмом?
8. Почему проектом стандарта образования не предусмотрена подготовка учащихся по основам военной службы, гражданской обороны, действиям в условиях массовых поражений, связанных с аварийными выбросами опасных химических и радиоактивных веществ, противодействия терроризму, а в “интегрированных” предметных стандартах крайне сокращена подготовка по основам медицинских знаний, по вопросам безопасности на улицах и дорогах?
Еще свежи в памяти школьные реформы начала 90-х годов, когда слово “патриот” было ругательным, а двери образовательных учреждений широко распахнулись для различного толка сектантов, сексуальных просветителей, когда портреты и фотографии героев Великой Отечественной войны из экспозиций школьных музеев находили на мусорных кучах. Нам не хотелось бы повторения этого на новом витке модернизации российского образования.

Андрей НАСЛЕДУХОВ, методист Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы по ЦАО,
капитан запаса 2 ранга;
Юрий БРАЖНИКОВ, методист Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы по ЦАО, генерал-лейтенант запаса;
Юрий БОРИСОВ, методист окружного научно-методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы, подполковник запаса;
Преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя-предметники образовательных учреждений Центрального округа Москвы, участники совещания 11 сентября 2002 г. – всего 39 человек

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте