Не может не удивлять двоякое отношение к предмету «ОБЖ», сформировавшееся на сегодняшний день в нашем обществе. С одной стороны, вроде никто не пытается оспорить его значимость. Предмет присутствует в Московском базисном учебном плане, федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в проекте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования… Однако, как показывает практика, нормативный статус не всегда способствует широкому признанию.
Еще свежи в памяти дебаты вокруг проекта нового стандарта старшей школы, согласно которому предполагалось сделать обязательными для изучения четыре предмета: «Россия в мире», «ОБЖ», «Физическая культура» и «Индивидуальный проект» (остальные дисциплины школьники должны были выбирать по своему усмотрению). Негативная реакция общественности по этому поводу была понятной и предсказуемой. Суть значительного количества откликов, размещенных в сети «Интернет» от лица педагогический общественности, учеников, родителей, сводилась к тому, что обязательными должны быть совсем другие предметы: русский язык, математика, литература, история… Проект вернули на доработку, однако в памяти у многих закрепился стереотип, что ОБЖ – это конкурент правильным, по-настоящему нужным дисциплинам. Долой его? Подобные ситуации, несомненно, подрывают престиж ОБЖ. Престиж, который и без того не очень-то высок.Основная причина такой ситуации, на мой взгляд, кроется в незнании концепции предмета и его реального содержания. Как заметил один коллега, многие родители, представители администрации образовательных учреждений, а порой и сами преподаватели представляют ОБЖ либо смесью гражданской обороны, доврачебной помощи и основ военной службы, либо набором поведенческих алгоритмов на случай чрезвычайных ситуаций. И это невзирая на то что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» создан для подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, для выработки навыков рациональных действий в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях.Новых опасных ситуаций в нашей жизни действительно достаточно. Так как же мы учим детей противостоять им? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Московскому базисному учебному плану (нас интересует пояснительная записка – приложение к приказу Департамента образования от 11.05.2010 №958 с учетом редакции согласно приказу от 04.05.2011 №327).Раздел, посвященный региональной специфике Московского базисного учебного плана, в числе прочих своих особенностей называет поддержку практики интегративного изучения отдельных предметов. Также говорится о том, что интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В этой связи обратим внимание на то, как должны преподавать основы безопасности жизнедеятельности в основной школе.Нормативный документ указывает, что «учебный предмет «ОБЖ» в 5-9-х классах может изучаться на интегрированной основе или как отдельный предмет за счет часов «Истории и обществознания», «Естествознания», «Физической культуры», «Технологии» и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ не менее 136 часов». Главное здесь – разделительный союз «или», он же неизменный признак двоякого толкования. Как только появляется «или» – появляется право усмотрения. Его можно выразить, например, следующей формулой: сделаю так, как сочту нужным, и все это будет по закону.Для предмета «ОБЖ» маленькая часть речи сыграла немаленькую роль: в основной школе самым активным образом стали применять интеграцию. Возможность преподавать ОБЖ как отдельный предмет за счет часов истории и обществознания, естествознания большинство образовательных учреждений проигнорировало. Хорошо это или плохо? Это закономерно. У самих преподавателей ОБЖ отношение к интеграции неоднозначное. Некоторые считают ее позитивным явлением. Многие не принимают всерьез. Кто прав? Истина, как всегда, посередине.Чтобы интегрированное преподавание было эффективным, нужны сонаправленные усилия преподавателя ОБЖ и тех педагогов, которые будут на своих уроках осуществлять интеграцию. Учителя, вовлеченные в процесс, должны обладать соответствующей высокой квалификацией, желанием и умением работать совместно, иначе мы будем обречены на неэффективность и формализм.Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение учащимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий по совокупности предметов, обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач образования. Сюда же можно отнести формирование общей культуры школьников на основе знаний, относящихся к отдельным областям.В этой связи уместно заметить, что авторы современных программ и учебников обходят вниманием интеграцию. Количество учебной литературы в этой области невелико, что не может не сказаться на общем качестве преподавания предмета в основной школе.Согласно Московскому базисному учебному плану в 10-11-х классах предмет «ОБЖ» изучают как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на два года обучения. В 10-х классах дополнительно вводят обязательное проведение учебных (пятидневных) сборов по основам военной службы (35 учебных часов).По сравнению со средней школой, изучение ОБЖ в 10-11-х классах регламентировано императивно. Однако жесткая регламентация не универсальное средство решения проблем. Результативность изучения ОБЖ в старшей школе напрямую зависит от того, насколько успешным было обучение на предыдущей ступени. А предыдущая ступень – это целая жизнь. Хорошо, если она была содержательной, в противном случае преподавателю придется совершить невозможное: ликвидировать у школьников пробелы в знаниях, накопившиеся за пять прожитых в покое лет, и обеспечить качественное преподавание предмета в соответствии с программой. Гвоздь этой программы, если так можно выразиться, учебные сборы по основам военной службы для десятиклассников. Именно учебные, а не военные, как их иной раз незаслуженно называют. Как и положено масштабному практическому действию, сборы требуют больших организационных усилий и финансовых средств, но даже и их порой недостаточно для того, чтобы достигнуть запланированного результата.Что я имею в виду? Ну например, план проведения учебных сборов предусматривает выезд в воинскую часть. Это важный пункт программы, поскольку где же еще, как не в воинской части, юноша может реально ощутить специфику армейской службы. От школы к месту дислокации автобус едет около двух часов, иногда больше: сие есть объективная реальность, обусловленная спецификой дорожного движения в нашем городе. Обратная дорога, естественно, тоже требует времени… Таким образом, на постижение азов военной службы остается порядка трех часов. Чтобы уложиться в расписание, приходится работать в высоком темпе. Растет скорость – теряется качество. Или такая вот ситуация: у школьников занятие по огневой подготовке, ключевой момент учебных сборов. Пройдены все инструктажи, порядок действий отработан на практике, есть автоматы, патроны, желание попасть в мишень, но нет одного – разрешения руководства полигона на открытие огня. Причина внезапной задержки неизвестна, да никто и не собирается ее объяснять… После нескольких безрезультатных переносов по времени стрельбы отменяют. Наверное, у полигонного начальства причина для такого решения все-таки была. Может быть, весьма уважительная… Но даже если и так, вряд ли это обстоятельство сможет приукрасить первое впечатление об армии, полученное школьниками в этот день.Основы безопасности жизнедеятельности – предмет, в котором в значительной степени присутствует практическая составляющая. Многие изучаемые темы предполагают закрепление полученных знаний в ходе отработки навыков действий в той или иной ситуации. Ситуации эти моделирует учитель, пользуясь соответствующими методическими разработками и рекомендациями. Однако одних разработок мало: нужна соответствующая материальная база. И база эта начинается с кабинета ОБЖ.Значимый признак кабинета ОБЖ не столько табличка на двери, сколько наличие специально оборудованного класса, в котором проводят занятия, и лаборантской комнаты, где хранятся наглядные пособия, учебная литература, отчетная документация и прочее имущество. Понятно, что не каждая школа может позволить себе такой кабинет. Неравенство образовательных учреждений в части материального обеспечения – факт свершившийся. Но дело даже не в этом. В брошюре «Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении» (издание 2007 г., авторы Н.Крючек, С.Миронов, Б.Мишин) написано, что разнообразие условий, в которых находятся общеобразовательные учреждения, предполагает различные подходы к оснащению кабинета ОБЖ необходимыми учебно-наглядными пособиями, аудиовизуальной техникой и другим оборудованием. Их состав и виды определяют принятая общеобразовательным учреждением учебная программа, состояние учебно-материальной базы и финансовые возможности. Все верно. Особенно про финансовые возможности. Но соглашаться с этим почему-то не хочется. Человеческая жизнь – ценность непреходящая, абсолютная. Она заслуживает отдельной строки в бюджете расходов.Вспоминаю случай: на этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ группа учеников из одной школы показала глубокие знания в теории, но весьма посредственные в практике – все попытки разобрать и собрать автомат окончились неудачей. Причина: в школе нет ни одного массо-габаритного макета. Ситуация без комментариев.И все же… Несмотря на значительное количество проблем, сквозь которые пробивается предмет ОБЖ, он продолжает оставаться значимым в общей системе отечественного образования во многом благодаря тем преподавателям-организаторам ОБЖ, которые относятся к своей миссии ответственно и искренне. Примерно так написал в своем эссе один из участников Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания:«…Учение» детей премудростям науки побеждать в борьбе со вселенским и бытовым злом, со стихией, болезнями, непредвиденными обстоятельствами – в этом мне видится смысл моей преподавательской работы. Смысл, который понятен каждому человеку, любящему не только себя и деньги, но и Родину – не «Нашу Рашу», а Россию, которую все время кто-то хочет не то «оптимизировать», не то подменить…Главная ценность, во имя которой реализуется мое педагогическое кредо, – это человеческая жизнь. Я учу детей не только тому, как сделать ее безопасной, но и как правильно «пользоваться» ей.Возьмем для примера историческую аксиому: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Мы настолько хорошо заучили ее, что не даем себе труда подумать над современным вариантом реальности. И зачастую теряемся, когда этот «кто-то» приходит не с мечом, а с дурман-травой, псевдоморалью, научно обоснованным эгоизмом, сомнительными сайтами на удаленных серверах, кабальными сделками глобального масштаба…Поэтому я учу детей житейской мудрости, ибо без нее невозможно быть по-настоящему умным человеком.Наука обеспечения безопасности жизнедеятельности развивается вместе с обществом как адекватный ответ на издержки цивилизации. Поэтому приоритеты ОБЖ всегда будут зависеть от характерных явлений текущего времени. Перечислять их вряд ли имеет смысл: средства массовой информации забиты сообщениями о пожарах, катастрофах, преступлениях. Нас пытаются убедить в том, что в мире совсем не осталось добра. Вранье! Мир таков, каким его делают люди.Я объясняю это детям, чтобы они могли понять: именно им, а не кому-нибудь другому принадлежит счастье завтрашнего дня, в котором не будет места падающим самолетам, тонущим кораблям, горящим лесам… Однако для достижения этой цели нужно хорошо потрудится сегодня. Самому. Лично».Как говорится, ни убавить, ни прибавить.Владимир БАТУРКИН, методист окружного учебно-методического центра СВАО
Комментарии