«Естественно ли, что чудеса случаются?» или «При чем тут чудеса, когда речь идет о серьезном мероприятии – I Всероссийской педагогической конференции «Диалог+»?» – на оправданные скептические вопросы сразу же находится ответ, не только оптимистический, но и обоснованный, так как взят из курсов чудес, которые создали когда-то Хелен Шакман и Вильям Тетфорд, ученые-психологи: «Чудеса естественны. Если чуда не происходит, значит, где-то допущена ошибка».
«Избежать профессиональных ошибок поможет интересный и современный диалог. Это не только разговор друг с другом, но и вовлечение всех в творческий и продуктивный процесс», – уверена Лариса Анатольевна Ревуцкая, председатель Комитета по образованию администрации муниципального образования Город Саратов. И этот диалог состоялся!
– Чудеса, – ответил Чеширский Кот.
– А что они там делают? – спросила она, слегка покраснев.
– Как и положено чудесам – случаются.
15‑16 апреля в лицее «Солярис» при поддержке Комитета по образованию администрации муниципального образования Город Саратов прошла I Всероссийская педагогическая конференция «Диалог+». Более 600 педагогов из разных регионов в течение двух дней окунулись в атмосферу поиска и открытий. «Эта конференция помогла почувствовать сегодняшнее время! Воодушевила и дала новые методические идеи!» – к такому выводу пришли как опытные, так и молодые учителя. «В этом и заключается искусство профессионального диалога – в умении чувствовать сегодняшнее время, которое, честно признаться, непростой собеседник!» – подчеркнула Елена Борисовна Перепелицина, директор лицея «Солярис». Это «время внеклассической реальности» и «время персональной трансформации», отметили ведущие конференции, педагоги лицея «Солярис», обращаясь к словам А.Г.Асмолова. Однако спикеры конференции – настоящие мастера своего дела – не только идут в ногу со временем, но и меняют его в лучшую сторону, а это, между прочим, опять же один из принципов курса чудес, который звучит так: «Чудеса перестраивают восприятие, располагая все его уровни в истинной перспективе». Что же является тогда чудом и что способно перестроить восприятие, изменить себя и тем самым сделать образовательный процесс современным и интересным?
Чудо 1. «Одушевленное поисковое поле»
«Диалог – это одушевленное поисковое поле» – под таким девизом прошел первый день конференции. И все участники конференции в течение дня искали ответ на вопрос: «Кто он, учитель будущего?» Димова Ирина Георгиевна, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», говоря о педагогике сотрудничества, отметила, что современный педагог «не только расширяет границы педагогического творчества, но и формирует свой культурный код». Олег Геннадьевич Парамонов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-1993, в своем мастер-классе «Наставникам, хранившим юность нашу» подчеркнул: самое важное в профессии учителя – это умение увидеть талант и пробудить его в ученике. Татьяна Владимировна Усова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2004, в начале своего выступления обратилась к публике с интересным вопросом: «Как измерить температуру жука, пользуясь обычным градусником?» – и не случайно. Основные качества современного педагога, по ее мнению, – это фантазия и воображение, так как «творчество – это момент создания будущего в настоящем». Так же считает и Дарья Алексеевна Иванова, член Ассоциации творческих учителей Дона, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2016, которая научила всех за короткое время создавать маленькие шедевры. И в этом ей помогла технология творческих мастерских. Галина Александровна Волкова, председатель Ассоциации лучших учителей Советского района Саратовской области, уверена: современный учитель – это педагог, умеющий справиться с любыми проблемами. Главное, по ее мнению, «урок должен стать просто песнью». А взять даже самые сложные аккорды помогут интересные игровые методики, которыми она поделилась на своем мастер-классе «Просто о сложном». К разным образовательным провокациям обратился Игорь Анатольевич Изюмов, учитель физики гимназии №3 г. Аксакай, обладатель Соросовского гранта, в своем выступлении, которое он провел в формате «открытая трибуна». «Современный урок – это миф или реальность? Чем отличается современный учитель от несовременного? Новые дети – новые учителя? Нужно ли создавать новые методики или перерабатывать имеющиеся традиции? Нужны ли сегодня учителя-изобретатели, ведь воспитание – понятие консервативное? И вообще, учитель будущего – это человек? В итоге все пришли к интересному выводу – «современный учитель должен воспитать в себе три отсутствия – скуки, пошлости и лжи», и, главное, он должен быть воодушевленным и вдохновлять других! Таким умением, безусловно, обладает Галина Михайловна Нестеренко, руководитель Ассоциации творческих учителей Дона. «Я очень счастлива! 48 лет назад я выбрала профессию «учитель» и ни разу не пожалела!» – именно с этих слов начала свое выступление Галина Михайловна, пригласив всех в большую и дружную семью – Ассоциацию лучших учителей, где сложилось уже много хороших и крепких традиций, о чем она и рассказала.
Итог первого дня подвела Людмила Ивановна Корнилова, Герой Труда РФ, учитель истории и обществознания: «Сегодня мы увидели учителей будущего! Неравнодушных, любящих и знающих свое дело, творческих, активных и чувствующих время, и даже опережающих его!»
Чудо 2. «Движение образа»
«Диалог – это движение образа» – в самом начале второго дня молодые педагоги, разогретые мастер-классами предыдущего дня, устроили между собой самый настоящий мозговой штурм, продвигая вперед свои интересные находки. Таким образом, они оказались в тренде №1 будущего – «Обучение станет доминирующей ежедневной активностью, то есть ДЕА». Связующим звеном второго дня конференции стали образовательные тренды будущего. И не случайно, так как этот день прошел в формате рэпид-форсайт «Расписание на послезавтра». Свои методические уроки будущего давали учителя лицея «Солярис» – победители и призеры разных профессиональных конкурсов.
Начался учебный день для педагогов с «Урока нестандартных вопросов». Оказывается, очень важно сегодня уметь задавать нестандартные вопросы и отвечать на них, так как визитная карточка человека с нестандартным мышлением – это индивидуальный образ мыслей, творческий подход к делу, который дает нам ключ к решению проблемы любой сложности. Поэтому тренд №2 звучал так: «От новых, нестандартных подходов в образовании – к индивидуальной траектории развития». Виктория Владимировна Гаврилюк, учитель музыки, на «Уроке простых истин» убедила всех в том, что главное на уроке – это осмысленная и пережитая информация. И все согласились с трендом №3 – «От школы воспроизведения – к школе мышления». Арина Андреевна Кирюхина, учитель истории и обществознания, провела «Урок делового человека», где особое внимание уделила развитию умения анализировать и прогнозировать будущее: «Задача каждого человека – развить способность думать о будущем!» – тренд №4 готов!
Интересно прошел урок «Представьте себя мойрами» Сергея Андреевича Геращенко, заместителя директора по УВР, который пригласил на сцену трех добровольцев. Им выпала честь стать мойрами – богинями судьбы. Екатерина Анатольевна Акиньшина на своем уроке «Секреты памяти» научила всех быстро запоминать даты и сложные термины. И обучение проходило в неформальной обстановке – она сумела завоевать доверие многочисленной публики. «Обучение в неформальной обстановке, или Co-working» – таким прозвучал тренд №5.
Заключительным уроком стал урок Екатерины Алексеевны Аникиенко, учителя русского языка и литературы, – «Угроза или возможность?». Она обратилась к одному из методов форсайт-технологии – свод-анализу, причем основной темой ее урока стала… любовь. Ее мастер-класс вызвал много вопросов, и это «самое главное», как отметила Екатерина Алексеевна, «так как каждый урок – это скорее не ответы на вопросы, а пробуждение новых, обращенных к себе, своему будущему».
Интересными и поучительными стали заключительные слова ведущих конференции: «Каков же наш сегодняшний век – век глобализации – это угроза или возможность?» Если обратиться к сильным сторонам, это время новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Для тех, кто не готов к переменам, это может стать слабой стороной, которая может привести к угрозам». Продуктивным и профессиональным стали вывод участников конференции «Чтобы не допустить самой главной образовательной угрозы – проиграть гениальное поколение, – нужно учиться быть в тренде».
Комментарии