C чего же начинается школьный театр? Каким путем приходят дети в это «обыкновенное чудо»? Где начинается путь каждого маленького актера и для чего он выходит на сцену? Я хочу поразмышлять над этим вопросом и поделиться опытом своей внеклассной работы учителя музыки, хормейстера и музыкального руководителя международного проекта «Театр» гимназии №96 имени Виктора Астафьева.
Работая в гимназии, я обратила внимание на то, что на уроках более активны, заинтересованы, эмоциональны те дети, которые после уроков занимаются в вокально-хоровой студии нашей гимназии. Они внимательно слушают произведения, анализируют их, не боятся высказывать свою точку зрения и имеют более активную жизненную позицию. Также они участвуют в школьных мероприятиях, проявляя фантазию и креативное мышление. Поэтому я призывала всех желающих ребят с 1-го по 11-й класс приходить на наши дополнительные занятия. Конечно, ни один школьный праздник не обходился без них.
Вместе мы выбираем тему, и каждый праздник превращается в небольшое шоу с яркими, интересными персонажами, все музыкальные номера подчинены одной идее. Я, как музыкальный руководитель, продумываю праздник таким образом, чтобы это было театральное действо. Свои первые шаги в мир театра наши дети делают именно на таких школьных праздниках и концертах для родителей, которые у нас проходят регулярно. И наш театральный опыт пригодился при сотрудничестве с английскими детьми.
В 1997 году наша гимназия стала сотрудничать с Астор колледжем искусств города Дувр из Великобритании, а в декабре 2007-го мы отметили 10-летие нашей совместной деятельности! Знакомство двух культур, двух образовательных систем начиналось с поездок. Было очень интересно познакомиться с уроками музыки, побывать на концертах английских студентов, а когда они приезжали к нам, то участвовали в наших концертах с английскими, русскими песнями и даже танцевали в русском танце. Возникла идея сделать совместный музыкальный спектакль, в котором бы участвовали дети двух стран. Мы выбрали жанр мюзикла, и это не случайно, так как это современное, яркое, красочное шоу! А сочетание эстрадного вокала с разноплановыми танцами, захватывающие сюжеты, яркие костюмы и декорации делают этот жанр интересным и популярным среди подростков. Русские и английские старшеклассники заранее учат свои роли, сольные и хоровые партии, танцы, соединяют все на совместных репетициях, и на сцене рождается чудо спектакля, где главные волшебники – дети, которых объединяет искусство. Так появился уникальный международный проект «Театр».
Первый наш мюзикл появился в декабре 2002 года. Это был великолепный спектакль английского композитора – короля этого жанра – Эндрю Ллойда Уэббэра «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ» (о нем «УГ» рассказывала в №3 за 2004 год. – Ред.). Три постановки вызвали у жителей города единодушный восторг. Впервые в городе был поставлен мюзикл на английском языке, да еще не профессиональными артистами, а школьниками! Мы с ребятами очень волновались, но с воодушевлением взялись за дело. Премьера прошла великолепно! Мне, как учителю музыки, было очень важно, чтобы каждый ученик смог попробовать свои силы. Ведь артист мюзикла – универсальный актер, умеющий петь, ритмично двигаться и танцевать. К тому же мюзикл – это массовое шоу, и ребята могут участвовать как в сольных (вокальных, танцевальных, разговорных), так и в массовых сценах.
За 10 дней до премьеры начинался самый интересный этап – совместные репетиции с английскими студентами. Они проходили с 9 утра и до 16 часов, было сложно и в то же время очень весело, напряженный труд чередовался с шутками. Мы вместе репетировали и вместе отдыхали.
После первого успеха все воодушевились, и было огромное желание продолжать наш международный проект «Театр». Ребята с удовольствием занимались вокалом, прекрасно понимая, что надо иметь певческие навыки для участия в музыкальном спектакле. Они старались, чтобы пение было осмысленным, отрабатывались навыки актерского мастерства, ведь мюзикл звучит на английском языке и, возможно, не все зрители дословно понимают песни, поэтому яркой и выразительной должна быть драматическая игра актера. Чтобы помочь ребятам, я разработала элективный курс для учащихся 9-х классов «Музыка и театр», в котором большое внимание уделяется практическим упражнениям, актерским тренингам, сценической речи.
А следующей постановкой в декабре 2004 года был мюзикл американского композитора Ричарда Роджерса «Тихий океан». Он повествует о трагических событиях Второй мировой войны, о горечи потерянной любви в условиях военного времени. Эта тема близка и понятна людям всех стран. В этот раз к нам приехали 10 английских студентов. И снова была упорная подготовка, затем совместные репетиции, премьера на сцене городского театра и 3 аншлага. И снова город был потрясен совместным спектаклем школьников! У них брали интервью на телевидении, радио, в газетах. Русские ребята были горды за свое искусство, свою гимназию, а английские студенты признавались в любви гостеприимным русским людям – учителям, семьям, зрителям и русской зимней природе. Любимой стала для них забава – игра в снежки и купание в сугробах. Даже угроза простыть и потерять голос не стала преградой для веселых совместных прогулок!
В декабре 2006 года был уже третий совместный спектакль: мюзикл американского композитора Джерри Бока «Скрипач на крыше». Он рассказывает о народных традициях, любви, взаимоотношениях поколений в российской глубинке начала ХХ века. А совсем недавно, в декабре 2007 года, когда мы отмечали 10-летие нашего сотрудничества, мы были приглашены в Астор колледж искусств Дувра для постановки мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». В этом уникальном проекте участвовали 40 английских студентов, 8 учащихся 96-й гимназии и 6 американских студентов. Захватывающий сюжет, оригинальная постановка, блестящие танцы, пульс джазовой музыки и латиноамериканских мелодий – все это есть в этом спектакле. Прошло уже 50 лет после премьеры «West Side Story», но современный сюжет «Ромео и Джульетты» заставляет задуматься о национальных предрассудках в мире.
Наши выпускники выбирают самые разные профессии, благодаря творчеству они приобщаются к высокому искусству и становятся истинными ценителями всего прекрасного. Так с чего же начинается школьный театр? Я думаю, с желания детей и взрослых сделать свою жизнь ярче, красивее, интереснее, обогатиться духовно, узнать и понять другую культуру с помощью искусства – того мира, который в любой стране и в любое время утверждает общечеловеческие ценности.
Железногорск, Красноярский край
Комментарии