search
main
0

Обыкновенное чудо. Московский школьник поразил российских академиков и ЮНЕСКО

Любящие громкие эпитеты телевизионщики окрестили его вундеркиндом и даже юным гением. Еще бы, на счету московского семиклассника Димы Резникова немало изобретений и научных работ, награжденных премией правительства Москвы и отмеченных на всероссийских научно-исследовательских олимпиадах. Но учителя столичной школы №1415 и одноклассники ничего особенного в нем не видят.

На встречу со мной Дима принес резюме и целое портфолио своих научных работ. Список его достижений выглядит более чем солидно: к своим 13 годам Дмитрий Юрьевич занимается исследовательской деятельностью уже более пяти лет. Четыре его проекта получили дипломы Всероссийской олимпиады «Созвездие», которая проходит в Звездном городке. А работу «История медицины в России, зарождение отраслей» отметили на Международном конкурсе ЮНЕСКО для школьников за оригинальность. Четырежды Резникову доверили прочитать свои доклады на итоговой научной конференции в Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ). Ну и наконец, Дима, наверное, единственный в России 9-летний мальчик, которого приняли в университетское общество молодых ученых.Но самые яркие его достижения, как гласит около десятка публикаций и телерепортажей, – изобретение зубной щетки для космонавтов и эксперимент по влиянию музыки на успеваемость младшеклассников. Важность первой работы оценили не только настоящие космонавты – в частности командир отряда космонавтов Российской космической корпорации «Энергия» Юрий Усачев, но и, что для мальчика сейчас важнее, его школьные учителя.- Сначала я немного скептически отнеслась к этой его работе, – говорит классный руководитель Димы Марина Тихоновна. – Но потом попросила посмотреть и почитать все расчеты и изменила свое мнение.Дима предложил зубную щетку, работающую в специфических условиях невесомости. Ведь в космосе элементарная процедура чистки зубов превращается в аттракцион, требующий больших усилий и полный неудобства: начиная от заглатывания шариков воды и заканчивая вылетанием изо рта отходов процесса. Были случаи, когда они, попав в систему воздухоочистки, даже приводили к аварийной ситуации. Все это рассказали юным исследователям в Звездном городке, и мальчик увлекся идеей придумать удобную для космонавтов зубную щетку.Наш герой не скрывает, что разрабатывает проект совместно со специалистами кафедры гигиены полости рта МГМСУ, где Диме помогли сформулировать идею о работе прибора как стоматологического… пылесоса. Сейчас Дима вместе с научными руководителями готовит документы для подачи заявки в патентное бюро.Еще больший резонанс получила последняя работа Димы с интригующим названием «Влияние приятной спокойной музыки на когнитивность». Марина Тихоновна при мне просит мальчика объяснить, что это за зверь такой – когнитивность.- Если говорить простым языком, это обучаемость, – не чувствуя подвоха, поясняет Дима. – А если более научно, то психологи подразумевают под этим понятием процесс обучения, восприятия материала.Учительница остается вполне довольна, но продолжает исподволь тестировать непризнанного вундеркинда. Глядя попеременно то на меня, то на нее большими испуганными глазами в пушистых ресничках, школьник подробно отчитывается: сначала были исследования на себе (Диму обследовали в МГМСУ при помощи теплографии, нейроэнергокартирования, электроэнцефалографии и прочих современных научных методов). Потом – эксперимент на младших классах своей школы. Тема, казалось бы, на слуху, но, как выяснилось, научных работ о влиянии музыки на мозг человека с инструментально доказанными результатами практически нет. Нашего героя заинтересовала эта тема, потому что он сам делает уроки под музыку.Дима взял классические музыкальные произведения, из которых первоклассники выбрали «Времена года» Вивальди, и попросил учительницу включать их на уроках, ведя наблюдения за изменениями в успеваемости детей. Эксперимент, кстати, поддержанный администрацией школы, продолжался в течение полугодия. И показал неплохие, хотя и косвенные результаты: по наблюдению педагога, успеваемость малышей существенно выросла. Мне дали поговорить с самими «жертвами» эксперимента из второго «Б».- Я стала более спокойной на уроке, – бойко пояснила Оля Рубина.- Я стал меньше отвлекаться, – застенчиво глядя в парту, признался Тимур Давитая. – Так легче выполнять задания.- А мне папа ставит перед сном Вивальди, – заявил Гриша Легостаев. – Мне он нравится, я как будто дома.Теперь для полноты эксперимента исследователю необходимы научные доказательства – показания приборов об изменении работы мозга. Для этого необходим портативный энцефалограф, считывающий излучения мозга. Узнав о работе московского школьника, прибор решили подарить Диме представители японской медицинской корпорации. Теперь наш герой с нетерпением ждет продолжения эксперимента: он должен начаться сразу после завершения карантина в школе.Вся эта серьезная информация столь контрастирует с видом создания с широко распахнутыми карими глазами, что невольно начинаешь улыбаться. Ну совсем дите, которому никак не дашь подростковых тринадцати! Работы, которые он начал писать еще во втором классе, тоже можно назвать наивными, но азарт и упорство, с которыми Дима трудится над ними, совсем не детские. Подтолкнула к этому мальчика его первая учительница, Раиса Николаевна Леонова, та самая, что потом взялась помогать ему в исследовании влияния музыки на мозг. И не его одного – ребят, проявивших интерес к исследованиям, было немало.- Я, как завуч начальной школы, как раз думала, чем бы зажечь малышей, и решила попробовать заняться исследовательской деятельностью, – рассказала Раиса Николаевна. – Мы придумали такие интересные темы! Например, Маша Сердюкова написала работу о том, как влияют кошки на самочувствие человека, а Дима – про историю медицины в России.Маша и Дима, кстати, со своими исследованиями стали лауреатами «Созвездия». Но вот что интересно – никто, кроме Димы Резникова, потом не продолжил заниматься наукой. Для них это было кратким увлечением, для нашего юного героя – делом его детской жизни, в которое он окунулся целиком.Почему Дима взялся именно за медицину?- Я болел часто, постоянно общался с врачами, – серьезно поясняет мальчик. – Мне стало интересно узнать про эту сферу.Помогал Диме и его папа Юрий Леонидович, хотя и был не особенно доволен тем, сколько времени уделяет сын своим исследованиям при невысоких оценках в школе. На первых порах он подсказывал сыну, где находить нужную информацию, как и кому звонить. Но вот дальше школьник все делал сам. Представьте себе девятилетнего ребенка, который объясняет руководителю научного института, что он пишет работу на такую-то тему, и договаривается о встрече. Видимо, взрослых подкупала серьезность намерений мальчика, и перед ним открывались закрытые для посторонних двери.- Мне кажется, именно Димины инфантильность и наивность позволяют ему без страха общаться с академиками, – смеется Юрий Леонидович.Да-да, школьник консультируется у светил науки. Так, Дима лично договорился и встретился с лучшим кардиохирургом страны, директором Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, академиком Лео Бокерией. С подкупающей непосредственностью мальчик описал процесс знакомства так:- Я узнал в Интернете телефон его приемной. Мне повезло: секретаря в этот момент не было и меня соединили напрямую с Бокерией. Я рассказал о своих работах, попросил консультацию, и он назначил мне встречу.Это что-то да значит: сверхзанятой именитый врач и ученый нашел время для серьезного разговора с юным исследователем. Более того, даже… позвал работать к себе, когда Дима вырастет. Как и другой академик – главный ученый секретарь Российской академии медицинских наук Андрей Сточик. И это понятно: одна Димина целеустремленность чего стоит…Мне кажется, не так уж важно, гениален ли Дима Резников, какие оценки у него в аттестате и даже станет ли он в будущем ученым. Энтузиазм, упорное стремление к цели и воля ценны во всех областях жизни и многое способны изменить в ней. Возможно, мальчик принадлежит к той странной породе чудаков, которые верят в лучшее и движут наш земной шарик вперед….А в анатомии, которая сейчас так необходима нашему герою для исследования, думается, он подтянется. С помощью Марины Тихоновны и других школьных учителей, которые, может быть, наконец-то поверят в Диму. Главное, чтобы вера в себя не пропала у него самого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте