Молва о Туле как о городе умельцев давным-давно всю землю обежала. Дескать, живут тут затейники, мастера на все руки: и оружейники они, и самоварщики, и гармошечники… Недаром именно здесь «прописался» с легкой руки своего создателя лесковский Левша. Благодаря одной лишь фантазии замечательного писателя вряд ли бы родился этот легендарный образ, не будь у него реальных прототипов – туляков, умеющих творить своими руками такие чудеса, каким весь мир удивляется. Так что слава им по праву достается. Одно нехорошо – ее лучи все больше на мужчин проливаются. А вот у тулячек столь широкой известности нет. И это очень обидно, потому что они своим землякам вполне под стать. Чтобы не быть голословной, поведаю я об одной из знакомых мастериц – рукодельнице Татьяне Алексеевне ПЕЧУРИНОЙ.
От кого получает человек в дар способности и таланты? Божий это промысел или заслуга родителей – как угадать? Татьяна Алексеевна за то благодарна отцу Алексею Никитовичу, железнодорожнику, инвалиду Великой Отечественной войны, и маме Зинаиде Павловне, медику по образованию, что они, заметив в ее школьные годы тягу к художественному творчеству, все сделали для того, чтобы этот свет в дочке не погас. И хотя нелегко было девочке, родившейся и жившей в поселке Скуратово Чернского района Тульской области, весьма удаленного от областного центра, подготовиться к экзаменам на художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института, все-таки ей это удалось. Помогли и собственное упорство, и, безусловно, поддержка родных.
Студенческие годы были потрачены не только на получение специального образования, но и на расширение кругозора. Любимые маршруты поездок в те времена – музеи, особенно в Абрамцево, места старинных промыслов. Там постигала молодая художница все тонкости и красоту народного искусства. Для дипломной работы выбрала задание весьма непростое – набор долбленой посуды. Можно было, конечно, купить так называемое белье (готовые, но не раскрашенные изделия), да и расписать его. А она с трудом волокла на себе, откуда только могла, чурбаны для своего проекта, чтобы сделать все как положено – «от и до». Приобрела набор инструментов (стамески и прочее) и в маленькой комнатушке-мастерской, выделенной институтом, в точном соответствии с технологией сотворила маленькое чудо. Мужчины и те удивлялись, как этой хрупкой девчушке оказалась по плечу такая работа.
С дипломом по специальности «учитель рисования, черчения, труда» Татьяну Алексеевну распределили в Тулу. Три года она работала в школе – преподавала рисование и черчение. Но один случай надолго изменил ее жизнь.
Надо сказать, с детства маленькая Танечка любила шить. Возможно, подражая маме, которая, хоть и была акушером-гинекологом, обшивала и всех своих коллег в роддоме, и знакомых. Все-таки прибавка к небольшой зарплате. А дочка наряжала сначала своих кукол, выкраивая им платьица из скатертей и штор (за что, конечно, попадало!), а потом и себя, сотворяя замысловатые одежды. Научилась и вязать – у бабушки, тетушки. Очень уж ее забавляло, как в их руках проворно мелькают спицы, на которые они и не смотрят вовсе. Скоро у Танюшки стало получаться не хуже. Кстати, она и до сих пор вывязывает такие изделия – только в праздник носить.
Но вернемся в далекий 1979 год. Шла как-то учительница Татьяна Алексеевна с подружками по улице, увидала вывеску: «Тулоблшвейбыт». Подружки, знающие ее как искусную портниху, подталкивают: «Вот бы тебе сюда попасть!». А она в ответ: «Ой, девчонки, это мечта!». Взяли да и зашли. Поговорили с главным художником, с директором. Он сказал: «Приноси работы, поглядим». А когда Татьяна Алексеевна показала свои произведения, в том числе живописные – натюрморты, портреты, приняли ее художником-модельером в экспериментальный цех.
И 13 лет Татьяна Печурина отдала Тульскому дому моделей, как он стал называться, совмещая основную работу с постом заведующей демонстрационным залом в театре мод «Контур».
Это были, по ее словам, наисчастливейшие годы. Она вышла замуж, родила сына. А когда Сережа стал первоклассником, вернулась на преподавательскую работу в школу. Вела уроки изо, эстетики, мировой художественной культуры. Ей была присвоена высшая квалификация. За свои педагогические заслуги Татьяна Алексеевна Печурина награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ».
В 2000 году Татьяну Алексеевну пригласили на работу в школу №25 Пролетарского района Тулы. Она посмотрела свои новые владения – класс, лаборантскую – и сразу решила: «Мое! Вполне подходящее место для музея старины». А коли уж задумано – сделано. Первыми экспонатами музея стали самовар, найденный на бабушкином чердаке, домотканые пестрые половики и круглые разноцветные дерюжки, связанные когда-то бабушкой, ее же панева и рубаха – детали традиционного женского костюма, который потом Татьяна Алексеевна с учениками реконструировала полностью, восстановив фартук-занавеску, головной убор – повойник и «сороку»… Нашли свое место в музее деревянный рубель, когда-то служивший утюгом, старинная прялка, иные предметы народного быта. А еще здесь были собраны художественные работы учительницы и ее воспитанников, выполненные в самой различной технике. Чего тут только нет! Флористика, керамика, бумажная и тканевая пластика: вышивка, аппликация, оригами, квиллинг…
Вы знаете, что такое квиллинг? Нехитрое, казалось бы, дело: узкая полоска цветной бумаги наматывается на спицу сначала очень плотно, потом слабее. Получается маленькое ажурное колечко, чем-то напоминающее металлическую филигрань. И из таких колечек создаются чудо-цветы, виноградные кисти, гроздья сирени… Главное – включить воображение. А уж его-то у Татьяны Алексеевны и детей в избытке.
Она говорит так: «Искусство оригами, филиграни, тканевой пластики – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятным превращением обыкновенного квадратика бумаги, полоски ткани во что-то новое. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, цветы, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянет ребенка на самый верх Лестницы Творчества и делает этот подъем захватывающе интересным. Как в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат».
Да, но когда видишь этот конечный результат в музее Татьяны Алексеевны, получаешь несказанное удовольствие от созерцания сотен вещиц, созданных ее и ребячьими талантливыми руками.
И на уроках, и на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства, который Татьяна Печурина ведет в своей школе, она учит творить красоту «из ничего». В дело идет все: цветной лоскуток, полоска кожи, засушенное растение, красивый камень или ракушка, кусочек соленого теста… И возникает композиция – маленький шедевр, место которому – именно в музее. Много лет Татьяна Алексеевна участвует в районных, городских, областных конкурсах изобразительного искусства, фестивалях педагогических талантов, становилась их дипломантом и победителем.
Немало наград у нее из тульского музея художника Порфирия Крылова (одного из знаменитых Кукрыниксов). Ежегодно 1 сентября этот музей проводит выставку цветочных композиций и с удовольствием выставляет букеты Татьяны Алексеевны. Впрочем, традиционными букетами их и назвать нельзя. В прошлом году, например, она показала композицию из бархатцев, которую назвала «Купола», – некое чудо флористики, жаль, недолговечное.
Совершеннейшая загадка – как при достаточно напряженной педагогической и творческой работе наша героиня уже 13 лет руководит районным методическим объединением учителей изо, является помощником депутата Тульской городской Думы, а два года назад возглавила профсоюзную организацию школы.
А еще она умудряется много путешествовать. И из каждой поездки привозит массу впечатлений от достопримечательностей тех мест, где удалось побывать, музейных экспозиций, что удалось посетить. А также пачки фотографий, где запечатлены чудесные старинные дома с ажурной резьбой, великолепные русские пейзажи с их неповторимыми закатами и вечно изменчивым небом… Обязательно в багаже нашей путешественницы красивые камешки, раковины, какие-то колючки – то, что у большинства людей называется хламом, а для нее – будущие произведения искусства. Ведь художник – не просто профессия, это состояние души.
И недаром посетителей в созданном ею музее уже с порога встречают русской пословицей: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Тула
Комментарии