В январе 1998 года на ознакомительном занятии по применению компьютерных технологий для учителей истории в нашем институте одна из молодых учительниц задала мне бесхитростный вопрос «А зачем мне Интернет?». Я вначале был несколько шокирован. А затем задумался… на 6 лет. В результате родился справочник «Интернет для учителя», награжденный в 2003 году дипломом международной конференции «Информационные технологии в образовании». Представляю вам значительно переработанный и обновленный газетный вариант этого труда.
Как все начиналось
Специалисты по истории техники считают началом истории Интернета запуск первого советского спутника 4 октября 1957 года. Впервые после этого события ведущие ученые США в области стратегического планирования были вынуждены сделать вывод о том, что Америка уже не имеет подавляющего военного превосходства в мире и противостояние с СССР стало бессмысленным.
В феврале 1957 года в США было создано Агентство перспективных исследований, существующее до настоящего времени. Была разработана новая стратегия выигрыша в экономике за счет ускоренного развития новых технологий в стратегических отраслях промышленности. 2 января 1969 года Конгресс США принял решение о создании первой в мире Государственной компьютерной сети под названием ARPANet. Сеть разрабатывалась по заданию и под патронажем Пентагона. Достаточно указать, что в техническом задании на проектирование был пункт примерно следующего содержания: «…Сеть остается работоспособной при выходе из строя двух третей ее компьютеров. Допускается только снижение скорости обмена…».
Идея создания Государственной компьютерной сети США для ускорения разработок в областях атомных и ракетных технологий была частью стратегии достижения технологического превосходства. В конце сентября 1969 года состоялась первая научная конференция по принципам построения глобальных компьютерных сетей. И уже через месяц был проведен первый в мире сеанс связи между компьютерами Исследовательского центра Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Обмен велся по телефонным линиям связи на расстоянии 500 км. Чуть позже к сети подключились компьютеры Калифорнийского университета Санта-Барбары и университета штата Юта. Эта сеть из четырех компьютеров стала затем базовой частью Государственной компьютерной сети США. Число подключенных научных центров быстро увеличилось до 13.
Позднее американские физики выступили инициаторами идеи создания отдельной государственной компьютерной сети США для научных исследований. В результате Пентагон выделил свой сегмент в отдельную сеть MilNet. Ее первоначальная цель – обеспечить доступ к ресурсам мощных компьютеров специалистам институтов и фирм, занятых разработками в стратегических отраслях с помощью терминалов (периферийных компьютеров), присоединенных к мощным компьютерам базовых научных центров скоростными каналами связи.
Термин «Интернет» появился в 1976 году, когда в большинстве развитых стран появились свои государственные компьютерные сети. Физики же выступили с идеей создания системы протоколов обмена, позволяющей объединить компьютерные сети разных стран с целью использования общих программных и информационных ресурсов для ускорения научных разработок.
В конце 80-х Интернет появился в СССР. Инициаторами этого опять же были физики-атомщики из Объединенного института ядерных исследований (Дубна).
В 1991 году швейцарский физик Тим Бернерс Ли предложил идею и способы реализации информационных систем на основе гипертекстовых документов, снабженных системой перекрестных ссылок друг на друга. Система эта ныне известна под названиями «Всемирная паутина», World Wide Web, WWW, или 3W. Именно система связанных между собой гипертекстовых документов придала Интернету в середине 90-х годов XX века его современный вид. Это наиболее используемая служба Всемирной сети, наряду с электронной почтой.
С точки зрения WWW Интернет представляет собой гигантскую библиотеку, распределенную по сотням тысяч серверов по всему миру, содержащую миллиарды документов, связанных между собой перекрестными ссылками и доступных по нажатию одной клавиши мыши.
Сейчас Интернет успешно освоен специалистами различных направлений, в том числе и историками. Более того, нашему брату повезло, пожалуй, больше, чем специалистам многих других направлений: сейчас в Сети только специализированных исторических серверов – десятки. Там содержатся копии исторических документов, учебные пособия, лекционные курсы, проблемные статьи, материалы дискуссий по спорным вопросам. Исторические документы на русском языке можно найти не только на российских серверах и сайтах, но также на серверах университетов США, Финляндии и многих других стран. Эти материалы могут быть полезны и учителю истории, и студенту, и аспиранту, и школьнику, и просто любителю истории.
Ликбез по HTML
Все адреса гипертекстовых документов начинаются с обозначения протокола передачи http:. Далее указывается символический адрес компьютера, обозначение папки или последовательности папок и файла.
Типичный адрес гипертекстового документа имеет следующий вид: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/m349.html.
Здесь:
http: – обозначение протокола, идентифицирует службу интернет-библиотеку гипертекстовых документов;
www.edu.ru – символическое имя компьютера в Сети, в данном случае это Федеральный портал (многопрофильный сервер) «Российское образование»;
db, data, d_07 – обозначения последовательно открываемых папок на сервере (путь к файлу);
символ «/» («косая черта», или «слэш») – разделитель элементов пути к файлу в адресах интернет-ресурсов;
m349.html – обозначение файла гипертекстового документа (web-страницы); в нашем примере это Федеральный перечень учебников 2008/2009.
Файлы гипертекстовых документов в Интернете в зависимости от технологии разработки web-страницы могут иметь расширения htm, html, shtml, asp, mht, php и другие. Если обращение идет непосредственно к компьютеру (серверу), например по адресу http://www.history.ru, по умолчанию вызывается специальный файл, являющийся начальной, домашней или титульной страницей сервера. Точно так же, если обращение идет к папке (разделу сервера), с этой папкой связан файл, представляющий начальную или титульную страницу раздела. То есть всегда при обращении к гипертекстовому документу на экран вызывается файл, адрес которого указан явно или неявно.
На многих справочных и образовательных серверах и сайтах есть специальный раздел FAQ (Frequently Asked Questions – часто задаваемые вопросы). В этом разделе формируется подборка ответов на наиболее типичные вопросы по рассматриваемой тематике.
При работе с современными браузерами обозначение протокола в адресе гипертекстового документа можно не вводить – по умолчанию используется http. В современных публикациях в адресах гипертекстовых документов обозначение протокола http:// также часто не указывается. Поэтому http://www.history.ru и www.history.ru современный браузер, например Internet Explorer версий, начиная с 4.0 воспримет одинаково – как адрес исторического web-сервера, поддерживаемого фирмой «Клио-Софт».
Направления применения интернет-ресурсов в преподавании истории
Сегодня любая серьезная организация в России имеет, как минимум, электронную почту, а большинство – и доступ в Интернет. Утверждается, что на конец 2008 года число интернет-пользователей в стране достигнет 40 миллионов. Есть города (Переславль-Залесский Ярославской области, Академгородок в Новосибирске), где компьютеры и Сеть есть в каждой квартире. Гигантская электронная библиотека из миллиардов документов сегодня успешно используется учителями в учебном процессе. От технических возможностей (скорости подключения, типа компьютеров) и уровня владения учителем компьютерными технологиями меняется только форма проведения занятий, но не их содержание. На содержание занятий, например на широкое использование метода проектов, влияют сам факт наличия Интернета в школе и возможность доступа к общемировым информационным ресурсам.
Современный учитель истории имеет возможность использовать информационные интернет-ресурсы по следующим направлениям:
самообразование, изучение опыта коллег в других городах России и других странах, подготовка к тематическим семинарам школьных и муниципальных методических объединений. Косвенно это повышает общий уровень подготовки учителя и соответственно уровень преподавания;
подготовка конспектов и дидактических материалов по новым курсам и углубление содержания традиционных курсов, подготовка аттестационных материалов;
внеклассная работа школьников при написании рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям, а также в ходе выполнения школьных проектов;
использование непосредственно на уроках при самостоятельной работе учеников документов, справочных материалов, справочных баз данных, имеющихся в Сети методических материалов, схем, таблиц, репродукций картин, рисунков;
тестирование знаний учеников по отдельным предметам или разделам курсов. Для этого на некоторых серверах или сайтах имеются программы тестирования со свободным доступом. В США и в ряде стран Европы можно дистанционно в форме тестирования сдавать экзамены во многие университеты;
демонстрация непосредственно на уроках по подходящей теме с помощью телевизора, проектора, интерактивной доски, управляемых от компьютера, документов, графических материалов, правовых материалов из открытых правовых баз данных Сети.
Технически учитель может организовать работу с интернет-ресурсами на уроке в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают относительно быстрый доступ в Сеть, чтобы загрузка документов не занимала значительную часть урока, ученики могут работать в режиме on-line, то есть непосредственно в Интернете. Естественно, при этом необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов и отсутствие возможности попасть на какие-нибудь подозрительные сайты по ссылкам и баннерам.
Другой вариант, с опосредованным доступом в Сеть (то есть off-line), более надежен. Учитель при подготовке урока заранее копирует необходимые для занятия web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров.
В любом случае доступ в Интернет для учителя истории повышает уровень подготовки самого педагога, уровень проведения занятий и качество знаний учеников. При этом интерес большинства школьников к компьютеру и возможностям Глобальной сети заметно повышает мотивацию обучения. Кроме того, у ученика закладываются основы того, что президент США Билл Клинтон в январе 1997 года в своей речи перед конгрессом о проблемах образования в США назвал технологическим образованием XXI века. Он включил в это понятие умение владеть компьютером и пользоваться ресурсами Интернета для своей учебной и профессиональной деятельности.
Что дает Интернет учителю истории
Русскоязычные ресурсы по истории представлены в большом объеме и в российской, и в зарубежной части Интернета. Их можно условно разделить на следующие разделы:
справочные материалы;
копии документов;
учебные пособия по различным историческим дисциплинам и отдельным разделам;
дистанционные обучающие курсы и системы тестирования;
рефераты по отдельным темам;
Учитель их может использовать следующими способами:
как дополнительный материал для подготовки к занятиям и факультативам;
при выполнении учениками творческих работ на уроке в форме знакомства с необходимыми историческими документами непосредственно на серверах Интернета в режиме on-line;
при индивидуальной работе с одаренными детьми и проектной работе с группами учеников для выработки навыков исторических исследований, обобщений и оценок.
Исторические справочные серверы
На титульных страницах таких серверов расположено большое число ссылок на подразделы и документы. Большой справочник по историческим материалам русской части Интернета (Рунет) находится на сайте www.history.ru в разделе Каталог.
Исторический сервер Хронос (www. hrono.ru). Материалы разделов История России и Всемирная история сгруппированы по векам. Весьма познавательны и полезны другие разделы: Страны и государства; Религии мира; Исторические организации; Генеалогические таблицы; Методика преподавания; Статьи на исторические темы; Исторические источники; Библиотека Хроноса.
Один из образовательных порталов Минобрнауки РФ, Социально-гуманитарное и политологическое образование (www. humanities.edu.ru), поддерживается Институтом дистанционного образования РУДН. Его разделы: История; Всеобщая история; История России; Всеобщая история Европы и Американского континента; Всеобщая история Азии и Африки; История науки и техники и так далее.
Сайт Обществознание. История России (http://history.standart.edu.ru) – информационная площадка для учителей, методистов и всех, заинтересованных в вопросах преподавания истории России и обществознания.
Исторический сервер Санкт-Петербурга (www.history.dux.ru) содержит полезные для учителя разделы, такие как: Российская история в исследованиях современных ученых; Русский анархизм, история и мировоззрение и другие. Также здесь размещены материалы по истории аграрного вопроса в России, истории земской медицины, народникам, отдельным историческим личностям и их оценкам положения в СССР и в России.
С 1992 года существует Российская ассоциация «История и компьютер» (http://kleio.asu.ru). Она является членом одноименной Международной организации Association for History and Computing (http://odur.let.rug.nl/ahc), созданной в 1986 году. Цель ассоциации – внедрение компьютерных технологий в изучение истории и анализ исторических процессов. В нее входят исторические факультеты многих университетов России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран СНГ. Руководители ассоциации – преподаватели исторических факультетов МГУ и Алтайского государственного университета (Барнаул).
Результаты работы размещаются на сайтах упомянутых ассоциаций и исторических факультетов. Сервер исторического факультета АГУ (http://hist.asu.ru), кроме того, является региональным историческим сервером Алтая и содержит учебные, краеведческие и этнографические материалы.
Также на историческом факультете МГУ есть лаборатория Исторической информатики, а на исторических факультетах ряда университетов (МГУ, БГУ, Ставропольского, Мордовского и так далее) организована подготовка по одноименной специальности. Этапы развития исторической информатики изложены на сайте Русского гуманитарного интернет-университета в статье www.i-u.ru/biblio/archive/borodkin_istorinf/.
Весьма интересен раздел История на сайте Образовательные ресурсы Интернета (www.alleng.ru/edu/hist3.htm). Страница размещена на справочном сервере Мы и Образование (www.alleng.ru).
На образовательном портале Электронный университет Томского государственного университета в разделе Historynet (Историческая сеть) приведены каталог ресурсов по истории и материалы по исторической информатике (http://edu.tsu.ru/historynet).
Все музеи сегодня имеют свои сайты в Интернете. Приведу несколько адресов, полезных для учителей истории.
Справочные системы по музеям России и мира (www.museum.ru, mail.museum.ru, ftp://ftp.museum.ru).
Государственный Русский музей (www.rusmuseum.ru/ru/museum/, www. museum.ru/M117/).
Государственный Эрмитаж (www. hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html, www.museum.ru/W134/).
Государственная Третьяковская галерея (www.tretyakov.ru, www.museum.ru/tretyakov).
Государственный Исторический музей (www.shm.ru, www.museum.ru/M414/).
Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль» (www. kreml.ru).
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского (www. museum.ru/gmik).
Оксфордский музей истории науки (www.whs.ox.ac.uk).
Контора Кука (www.kontorakuka.ru) – обзорный сайт музеев мира (разделы: Австралия, Азия, Африка, Америка, Европа).
На одном из сайтов портала Группы Махаон размещен электронный Международный исторический журнал (http://history. machaon.ru), который не имеет бумажного аналога. На сайте доступны выпуски за 1999 – 2002 гг.
Любителям исторических загадок понравится сайт Тайны прошлого века (http://historyevents.ru). На нем представлены разделы:
Исчезнувшие люди;
Странная смерть (И.В.Сталин, В.А.Моцарт и другие события);
Загадочные люди (Нострадамус, Распутин, лорд Байрон и другие);
Виновен – не виновен (Сакко и Ванцетти, Мата Хари, Р.Никсон и Уотергейт и другие запутанные события);
Полувымысел;
Вопросы без ответа;
Роковые ошибки (гибель «Титаника»; Наполеон при Ватерлоо и другие аналогичные события).
Очень полезен сайт Гербы городов Российской Федерации (http://heraldry. hobby.ru). Города РФ здесь размещены по регионам в алфавитном порядке.
Многие жители России не знают о существовании Базы данных погибших на Великой Отечественной войне (www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html). На нем можно обнаружить данные о погибших или пропавших без вести родственниках.
Центральноазиатский исторический сервер (www.kyrgyz.ru) и Евразийский исторический сервер (www.eurasica.ru) содержат материалы по истории народов Урала, Сибири, Дальнего Востока: кыргызов, хакасов, алтайцев, каракалпаков, кыпчаков, саха и других, живущих в России и государствах СНГ на территории бывшего СССР. История и культура Сибири и Забайкалья также представлены на сайте Предыстория (www.predistoria.org).
Сайт Всемирная история в лицах (http://rulers.narod.ru) содержит подборки статей о выдающихся политиках и государственных деятелях по разделам: Древний мир; Средние века; Новое время; Новейшее время. Здесь представлены биографии от Навуходоносора и Аттилы до Ленина и Мао Цзэдуна. Кроме того, на сайте есть исторические проекты – История паруса; История курения; История Грузии и так далее.
Сайт Всемирная история: единое научно-образовательное пространство (www.worldhist.ru) поддерживается Институтом всеобщей истории РАН. Учителю и любителю могут быть интересны разделы Электронные публикации и Интернет-ресурсы.
Энциклопедический словарь Всемирная история (www.rubricon.com) – полная версия одноименного энциклопедического словаря издательства «Большая российская энциклопедия».
Комментарии