Евгений СМЫШЛЯЕВ победил в конкурсе «Учитель года – 2006» в Московской области. Но в Челябинск для участия в его финальном этапе он не поехал. Его молодость и не слишком впечатляющий многолетностью стаж создали непреодолимые препятствия тому, чтобы представить свои педагогические таланты всей России. Его достижения еще не оценены в рамках нацпроекта, и пока он остается звездочкой, которую зажгли и даже открыли, но оставили в неприкосновенности с тем, чтобы она, возможно, засияла ярче. И все-таки Подмосковье считает его своим героем.
– Я первый учитель в семье, но отец мой после окончания института физкультуры был тренером. Он долгое время работал с детьми. Мама окончила Плехановский институт и работает по специальности. Можно сказать, что я объединил профессии родителей и стал учителем экономики. А если серьезно, то родители очень поддержали меня в моем выборе.
Учился я в лобненском лицее, где сейчас и преподаю. Затем окончил экономический факультет МГУ.
В школу вернуться было нестрашно. Большинство педагогического состава и администрации я знал. Были неуверенность, сомнения в том, смогу ли наладить контакт с учениками. Пришлось с первых уроков показать себя ребятам более серьезным, чем я есть на самом деле. Приобрести строгие нотки в голосе, чтобы не получилось так, что дети, увидев молодого учителя, не попытались эту молодость использовать во вред. Мне кажется, что контакт прошел достаточно хорошо. Я довольно-таки быстро влился в этот школьный коллектив.
По своему характеру я человек спокойный, но можно сказать, что вполне целеустремленный. Пытаюсь ставить цели и по возможности их достигать. А вообще-то я человек мягкий, невспыльчивый.
На своих уроках я ставлю оценки только за письменные работы. Но у каждого учителя есть свои любимцы. Кого-то ты любишь больше, а кого-то меньше. Видишь, кто много занимается или у кого велик интеллектуальный багаж благодаря семейному воспитанию, сразу заметно, кто трудяжка, а кто просто талантлив. Система оценок не единственный инструмент, определяющий уровень знаний. Я стараюсь подходить гибче к определению подготовленности ученика и нахожу способы отметить даже самого отъявленного лодыря, если он действительно выучил и подготовил материал. Я всегда готов помочь своим детям, но про оплату даже речи быть не может, так как считаю, что заниматься репетиторством со своими учениками в объемах школьной программы безнравственно…
Как учитель-предметник, я хотел бы, чтобы мои ученики стали не обязательно экономистами или работали в экономической сфере, но чтобы они были людьми, которые хорошо понимают основы экономики и могли ими пользоваться. Эта одна мечта. Вторая мечта, чтобы они стали хорошими людьми, были честными, достойными, образованными, интеллигентными. Это более важная мечта. Я изо всех сил стараюсь использовать воспитательные моменты, чтобы они были не только знающие специалисты в моей области, но и очень хорошие люди.
Мое общение с учениками продолжается и на стадионе. Мы с удовольствием играем в футбол. Но самое главное, что ребята приходят ко мне со своими проблемами, которые могут совсем не касаться школьной жизни. Возможно, из-за небольшой разницы в возрасте им легче поделиться со мной, чем с другими близкими людьми. Я очень ценю это доверие и пытаюсь его оправдать. При этом я всегда остаюсь для них учителем.
Вообще, я все чаще склоняюсь к мысли, что заинтересовать ученика в учебе может только человек, несущий собой не только знания, но и страсть эти знания передать. Ни поступление, ни просьбы родителей не заставят учиться, если ребенку будет скучен тот, кто его учит. Поэтому учитель должен быть гармонично развитой личностью, способной разжечь любопытство и увлечь за собой в мир познания.
В школе я работаю только третий год. Сделал пока очень мало, а планов много. Пока стране нужны преподаватели экономики, я буду учителем, когда отпадет такая потребность, стану государственным управленцем. Мне нравится моя работа, и было бы огромным грехом ее менять.
Конкурс позволил мне переосмыслить свою педагогическую роль. Я понял, что то, что я делаю, правильно. Признание ободрило. Все не просто так, то, к чему я шел эти пусть недолгие годы, хорошо. И это было приятно.
Уверенность в себе – это первое приобретение конкурса. Сложная кропотливая работа, бессонные ночи подготовки к его презентациям, интенсивность всего происходящего оказались тем необходимым уроком, после которого я почувствовал себя настоящим педагогом. И конечно же, я столько почерпнул новых идей и способов овладения методиками! Не говорю уж о том, что подружился со многими яркими, интереснейшими учителями Московской области, и эта дружба крайне важна для меня, я принят в настоящее профессиональное сообщество, куда входят только лучшие.
Мне кажется, для того чтобы стать хорошим учителем, нужно прежде всего установить хороший контакт с учениками. И безусловно, требуется хорошо знать свой предмет, а также неплохо бы чувствовать себя уверенно на сцене. И еще: быть верным своему делу и никогда не сдаваться.
Самое главное – это уверенность и вера в то дело, которым ты занимаешься. Эта профессия не дает больших заработков, поэтому здесь не приживаются эгоисты и стяжатели. В школу идут люди, которые хотят принести пользу детям.
Учитель не должен целый день проводить в школе. Мне кажется, что если ты ведешь активную жизнь, то у тебя соответственно больше точек соприкосновения с детьми. Ты больше понимаешь, что они делают, чем занимаются помимо того, что ты видишь на уроках. Учитель – обычный человек. У него должна быть семья, разнообразные увлечения и интересы, ведь он живет не только работой.
Я не служил в армии, но я учился на военной кафедре и проходил армейские сборы. В настоящее время являюсь офицером запаса. Считаю, что армия должна быть профессиональной и люди туда должны идти по призванию. И хоть я не сельский учитель, но к отмене отсрочки для этой категории отношусь крайне негативно. Моя гражданская позиция состоит в том, что если что-то отменяют, то надо дать взамен лучшее. Отмена отсрочки лишила в первую очередь сельских детей права на молодого специалиста, знающего их жизнь и традиции. Сейчас в сельские школы приезжают учителя из города, которые готовы вести занятия по современным методикам. Но на селе дают квартиры выпускникам сельскохозяйственных институтов, врачам, а молодым учителям в последнюю очередь. Причин стремиться в сельскую школу остается все меньше и меньше, а теперь сократили и «привилегию» отдать долг Родине служением своим трудом.
У нас в коллективе достаточно много мужчин, и это серьезно помогает в работе. Люди все у нас с разносторонними интересами, со своим видением педагогического пути, со своим собственным подходом к преподаванию. Я многому научился у коллег, чему несказанно рад. У нас комфортная обстановка для работы и творчества.
Конечно, крайне мало времени остается у меня сегодня почитать, но для любимых классиков русской литературы – Достоевского, Лермонтова, Тургенева, Толстого – я всегда нахожу хоть полчасика. И в современной суете так приятно погрузиться в скользящую певучесть «Евгения Онегина», в который раз удивляясь «небрежному плоду» пушкинских «забав, бессонниц, легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Чтение дарит мне понимание, что есть к чему стремиться и всегда есть куда расти.
Комментарии