Школа №1465 имени адмирала Н.Г.Кузнецова сегодня – это образовательный комплекс в районе Дорогомилово, включающий в себя три школьных отделения и восемь дошкольных. С сентября 2013 года мы стали обучать детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам.
Масштаб проблемы детского аутизма обязывает искать пути ее решения. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня каждый 88-й ребенок имеет нарушения здоровья аутистического спектра, а число детей с подобным заболеванием растет на 13% в год. То, что эти цифры реальны, подтверждают и еженедельно раздающиеся звонки родителей, обращающихся к нам в школу за помощью, и более сотни семей, которые хотели бы попасть в наш проект.В одном из докладов на 5-й Европейской ассамблее по преимуществам и экономике электронного образования было отмечено, что моделирование затрат в области инклюзивного образования не должно строиться исключительно на стоимости предоставления отдельных поддерживающих опций, но обязано методологически предполагать более широкий взгляд на социальные выгоды. Для этого соотношение затрат и выгод в анализе технологий, обеспечивающих лицам с ограниченными возможностями доступ к образованию и тем самым становление продуктивными и дееспособными членами общества, должны рассчитывать в более широком аспекте социально-экономической эффективности. ЮНЕСКО, в частности, рекомендует, чтобы при расчете цены моделей инклюзивного образования принимали во внимание высокие социальные и экономические затраты, которые понесет страна в общенациональном масштабе, если эти люди будут не образованны. Исследования показывают существенные потери валового внутреннего продукта (ВВП) в результате в том числе неполучения образования или должной социализации лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Чем выше потенциал заработка человека в регионе, тем более высокие потери ВВП обусловлены «необразованной» инвалидностью. Экспертные оценки показывают такие цифры потерь: на 35,8% в Европе и Центральной Азии, на 29,1% в Северной Америке, на 15,6%. в Восточной Азии и регионах Тихого океана. На остальные четыре региона приходятся менее 10% от общемирового объема.Счет детей-аутистов в Москве идет на тысячи. Всем им нужны медицинская помощь и образование. Как известно, в Москве у детей с ОВЗ, включая инвалидов, есть выбор из нескольких образовательных маршрутов: специальные коррекционные школы, образовательные организации Департамента социальной защиты и, наконец, общеобразовательные школы. Мы предложили родителям детей с тяжелым расстройством аутистического спектра получать образование в рамках инклюзивного проекта. Социализация будет успешной, если ребенок-аутист будет находиться в нормальной среде нейротипичных, как говорят наши коллеги-психологи, или, иначе говоря, детей с безграничными возможностями.Итак, что же такое инклюзия? Обратимся к толковому словарю: «Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин «инклюзия» имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата».Сегодня, после качественного преобразования системы московского образования, после технического переоснащения школ, создания многофункциональных образовательных комплексов, директор уже не имеет морального права, как лет пять назад, отвечать родителям: «Мы не можем принять вашего ребенка-инвалида, потому что у нас нет для этого условий». Мы, будучи самой обычной московской школой, еще три года назад находившейся в рейтинге за пределами первой тысячи, убедились, что создать условия для инклюзии вполне возможно при наличии моральной готовности использовать материальные ресурсы, предоставленные школам руководством Москвы.При обсуждении проблемы следует выделить такие аспекты: идеологический; технологический; организационный; финансово-хозяйственный.Какие методики и технологии применяют наши квалифицированные педагоги-психологи, учителя, тьюторы, педагоги-организаторы, как именно они работают с детьми, может стать предметом другой публикации. Кратко опишу саму модель.В начале прошлого 2013-2014 учебного года после обращения в школу нескольких родителей детей-аутистов мы создали три интегративных класса, куда помимо детей без ограничений были приняты дети-инвалиды, часть из них, кстати, даже неречевые. Для них был создан ресурсный класс (отдельный кабинет с рабочим местом для каждого ребенка и зоной отдыха, где с детьми постоянно находятся педагог-психолог и педагог-организатор, помогающие детям усваивать школьную программу). Все эти сотрудники находятся в тесном контакте с учителями начальной школы. По мере психологической и учебной готовности дети в сопровождении тьютора начинали посещать уроки в классе, постепенно увеличивая время нахождения в классе и число общих с классом учебных занятий. В результате сейчас на втором году работы проекта большинство детей-аутистов регулярно ходят на уроки со своими обычными одноклассниками, добиваясь определенных учебных успехов. У каждого ребенка есть индивидуальная адаптированная программа, у детей-инвалидов – на основе индивидуальной программы реабилитации.Повторю, что для организации в школе инклюзивного образования у нас есть все необходимые условия, в частности нормативно-правовая база. Разумеется, мы приняли пакет локальных актов, в этом нам оказали неоценимую помощь специалисты Департамента образования. Меньше всего хотел бы, чтобы возникло ощущение легкости и простоты создания инклюзивного образования в школе. Нужны значительные ресурсы, прежде всего кадровые. Подбор, обучение, повышение квалификации сотрудников – едва ли не главнейшее условие успеха проекта. В этой связи мы тесно взаимодействуем с ЦПМСС «Благо», возглавляемым Михаилом Любимовым, это наш давний партнер и сосед по району Дорогомилово. Мы налаживаем партнерские отношения с Институтом специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Оксаны Приходько, где проходят курсы повышения квалификации по теме «Доступная среда» наши сотрудники. Специалисты МГПУ готовы направлять к нам студентов, преподавателей, учителей для обмена опытом работы и повышения квалификации. По схожей схеме мы взаимодействуем с Московским институтом психоанализа, также расположенным в нашем районе. Бывшая детская психоневрологическая больница №18 Татьяны Батышевой – одно из немногих в Москве мест, где работают знающие проблематику аутизма специалисты и где детям могут поставить четкий и верный диагноз.Наконец, родительская общественная некоммерческая организация «Центр проблем аутизма», по сути, стала соавтором создания инклюзии в нашей школе, ее руководитель Яна Золотовицкая – член управляющего совета нашего комплекса. Если мы говорим о социальном заказе, который так или иначе должен решить проблему социализации и максимальной реализации людей с ограничениями в обычной жизни, то главный инсайдер тут всегда родительское сообщество, которое аккумулирует позитивный и эффективный опыт, формирует вокруг этого передовое ядро профессионалов и специалистов, на которых и опирается в выполнении поставленных задач по изменению не просто реальности, но и самой модели понимания инвалидности.Однако простое использование даже доказанных педагогических технологий не станет достаточно эффективным, если не внедрить их в российскую школу в рамках стратегии инклюзии и с учетом российских образовательных традиций. Как видно, взаимодействие государственных и общественных структур, экспертного сообщества создает условия для решения проблем развития московского образовательного комплекса.Наша школа с сентября 2014 года самый крупный образовательный комплекс района Дорогомилово: три школы, восемь дошкольных отделений. Но отмечу, что при этом в нашем районе сохраняется конкурентная среда, мы очень уважительно относимся к другим образовательным организациям района и тесно с ними взаимодействуем.Какие преимущества для реализации инклюзии дала нам реорганизация? Во-первых, само открытие интегративных классов, создание ресурсного класса стало возможным только после объединения с детскими садами и перевода туда наших групп «Будущий первоклассник». Мы получили возможность эффективно использовать материальные ресурсы, помещения, мебель, оргтехнику.С этого года мы расширили инклюзию за счет открытия интегративных групп в одном из наших дошкольных отделений. Научные исследования показывают, что при эффективной работе с детьми-аутистами трехлетнего возраста более 40% к началу обучения в школе приходят к ментальной норме. Чем раньше мы выстроим коррекционный маршрут у детей, тем больше шансы на успех. В комплексе мы можем провести диагностику всех обучающихся и воспитанников по запросу родителей, выявляя детей, нуждающихся в психологической помощи. Упрощается обучение учителей, воспитателей различных отделений, повышение их квалификации. Кроме того, в рамках комплекса возникает возможность для экстенсивного роста проекта, открытия новых интегративных классов и групп в других школьных и дошкольных отделениях, что очень актуально с учетом большого количества обращений родителей.Немаловажно, что в комплексе налажена работа с детьми, имеющими другие ограничения по здоровью: у нас есть комбинированные группы для ребят с логопедическими проблемами, проблемами со зрением. Короче говоря, комплекс рождает новые возможности для удовлетворения различных нужд детей и родителей.Интерес к нашей работе большой, у нас частые гости – представители СМИ, делегации из регионов, что подтверждает актуальность задач, которые мы пытаемся решить. Зачем это нужно обычным детям и педколлективу? Наша работа показала: если учитель научился эффективно работать с ребенком-инвалидом, ребенком с ОВЗ, то его мастерство обучения и воспитания ребенка без ограничений вырастает в геометрической прогрессии, он лучше чувствует, понимает ребенка, четче ставит учебные задачи и яснее формулирует цели обучения. Дети, видя, как рядом с ними стараются учиться изо всех сил дети-инвалиды, делаются серьезнее, у них растет мотивация, укрепляется школьный коллектив, меняется к лучшему сама атмосфера в школе, все участники образовательного процесса становятся гуманнее. Тот факт, что за последний год наша школа шагнула в рейтинге лучших школ Москвы, став 175-й, говорит о том, что инклюзивный проект не только не мешает, а, наоборот, повышает качество работы коллектива.Сегодня можно сказать, что концепция инклюзии нашла практическое воплощение далеко не в каждой московской школе. Но то, что мы делаем, в состоянии организовать практически любой московский комплекс, вполне возможно, сделать это более эффективно. Наш опыт технологичен, типичен и легко перенимается. Меньше всего нам бы хотелось получить ярлык «школа для аутистов», а этого не произойдет, если московские школы в разных районах и округах более активно начнут вводить инклюзивное образование. Мы только в начале пути, но ясно, что:- впереди много новых рисков и вопросов;- этот проект востребован;- этот проект работает.А значит, все можно делать, если работать, и работать по уму. Работать, ощущая поддержку коллег, родителей и руководства. Проявлением ее стало получение нашей школой гранта мэра Москвы за развитие социальной среды в школе. Мы расцениваем это как значительный аванс и приглашение к дальнейшей эффективной работе. Школа должна развиваться в разных направлениях, одним из которых может стать инклюзия. Мы готовы в меру компетентности помочь всем в этой работе.
Артур ЛУЦИШИН, директор школы №1465
Комментарии