Разъяснения Министерства
общего и профессионального образования
Российской Федерации
В связи с появившимися публикациями и поступающими вопросами по использованию в учебно-воспитательном процессе приказов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (от 09.02.98 © 322, от 19.05.98 ©© 1235, 1236) разъясняю.
Государственный образовательный стандарт в соответствии с Законом “Об образовании” является важнейшим документом, гарантирующим условия для осуществления права на образование и обеспечивающим развитие демократической системы образования в России.
Однако создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и длительным, до сих пор окончательно не сформулированы методологические подходы к его структуре и содержанию, Закон “О государственном образовательном стандарте” еще не принят Государственной Думой.
В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставляют искать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта, не форсируя принятие Закона “О государственном образовательном стандарте”.
Совершенно очевидно, что необходимо сохранить прогрессивные тенденции, наметившиеся в системе общего среднего образования, и в то же время не разрушить единое образовательное пространство, найти инструменты, обеспечивающие сохранение качества образования, объективную оценку достижений учащихся, деятельности учителей и общеобразовательных учреждений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 © 174 “Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования” министерство утвердило Базисный учебный план, обязательный минимум содержания начального общего образования, временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений в части федерального компонента.
Минимальное содержание основных образовательных программ было широко обсуждено в печати, на различных федеральных и региональных совещаниях в 1997-1998 годах, получило в целом положительную оценку.
Упомянутые документы направлены на развитие демократических инновационных процессов в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум является основой для создания вариативных программ и учебников, важным ориентиром для родителей и учащихся, при этом обязательный минимум, составляющий ядро образования, не позволит снять или сократить отдельные важные образовательные дисциплины и перенести их в сферу дополнительно оплачиваемых услуг.
В то же время он дает возможность высвободить учебное время для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, реализации их интересов и способностей, избежать перегрузки учащихся, учителю – условия для творчества, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Следует особенно подчеркнуть, что минимальное содержание не может являться инструментом для осуществления контроля за уровнем подготовки выпускников, аттестации учителей, школ.
Требования к уровню подготовки выпускников, определяющие степень усвоения обязательного минимума и являющиеся инструментом объективной оценки достижений обучающихся, находятся сегодня в стадии разработки и будут введены только после широкого обсуждения педагогической общественностью и тщательной экспериментальной проверки.
Руководителям органов управления образованием необходимо провести работу по разъяснению принятых документов на августовских совещаниях, конференциях работников образования.
Министр А.Н.ТИХОНОВ
15.06.98 # 938/14-12
Комментарии