search
main
0

Обязательный ЕГЭ по иностранному языку: за и против

Событие недели

Национальный родительский комитет призвал Минпросвещения России отказаться от введения обязательного ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку. В комитете считают, что для сдачи обязательного экзамена дети будут вынуждены тратить много времени и сил на иностранный язык в ущерб изучению русского языка, математики, истории и других предметов, а родители будут нести дополнительные расходы на подготовку к ЕГЭ. «Уровень преподавания иностранного языка в школах низкий, учителей не хватает, и родители будут вынуждены нанимать репетиторов», – отмечает председатель комитета Ирина Волынец. Напомним, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку планируется ввести с 2022 года. По мнению комитета, такой шаг требует широкого общественного обсуждения. Слово нашим экспертам и читателям.

Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина:
– Думаю, что введение обязательного ЕГЭ рассматривается профильным министерством как инструмент обеспечения качества изучения и преподавания предмета. Знание иностранных языков – это важнейшая компетенция сегодня. Но на примере русского языка у нас есть точное понимание, что прямой корреляции между результатом ЕГЭ и знанием русского языка все же нет. Безусловно, для тех ребят, которые прекрасно им владеют, сдать ЕГЭ на высокий балл несложно. Вместе с тем 100 баллов по ЕГЭ у носителей языка не гарантируют глубочайшего знания предмета. К сожалению, есть случаи, когда это просто результат подготовки к этой процедуре.
Что мы будем иметь? Мы введем обязательный ЕГЭ, и огромное число детей попадут в неравные образовательные возможности, связанные с тем, что где-то учителя английского языка сильные и они без обязательного ЕГЭ дают детям хороший уровень владения языками, а там, где учителя, к сожалению, не отвечают необходимым требованиям, дети окажутся в сложной ситуации. И здесь либо родителям нужно будет включаться и искать возможность для занятий с репетитором, либо дети будут иметь заниженный совокупный балл по обязательным ЕГЭ.
На мой взгляд, сначала нужно провести систему независимой оценки знаний и владения иностранными языками – не только в Москве и Петербурге, а по всем регионам, в городских и сельских школах. Потом на основе понимания того, как эта ситуация выглядит, нужна реальная объективная оценка педагогических компетенций учителей, которые преподают иностранные языки. Сам по себе ЕГЭ, конечно, будет стимулировать учителей к самообучению, к саморазвитию, повышению своего уровня владения языком. Но для того, чтобы это произошло, должно пройти время. Кажется, что 2022 год очень далеко, а на самом деле это три учебных года, и за этот период системно, кардинально ситуацию с качеством педагогических кадров не изменить.

Лидия ЕФРЕМОВА, мама первоклассницы, Нижний Новгород:
– Мне кажется, что английский очень важен в будущей жизни ребенка. И я постараюсь сделать все, чтобы моя дочь к окончанию школы владела им хорошо. И для меня не важно, предстоит ей экзамен или нет. С языком для нее будет открыто много дорог. Без языка – совсем немного. Сужу по себе и своим знакомым. Надеюсь ли я в этом вопросе на школу? Нет. Я вижу, что не хватает учителей. Но даже прекрасный учитель не может научить ребенка без усилий родителей. Такая у нас плохая ситуация с языком, причем повсеместно. Буду искать хороших специалистов и оплачивать их услуги. Конечно, я понимаю родителей старшеклассников, которым уже мало времени осталось. Вероятно, я на их месте тоже была бы против обязательного экзамена. Но вообще я не против, поскольку только ЕГЭ является для большинства основным мотивационным рычагом. Но на месте Министерства просвещения я бы вначале решила кадровые вопросы, а потом бы вводила ЕГЭ по английскому для всех.

Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель английского языка гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1», Воронеж:
– Я разделяю опасения родителей и тоже считаю, что введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку желательно отложить. С одной стороны, действительно есть проблема с обеспеченностью школ учителями иностранного языка, английского в первую очередь. У нас в этом году две учительницы английского перешли работать в другую школу, и сразу возникли проблемы, найти им замену оказалось сложно. А второй момент: я смотрю на уровень подготовки детей и понимаю, что, например, введение обязательного экзамена по английскому после девятого класса может сильно увеличить число желающих поступить в колледжи и получить рабочую профессию. То есть многим детям дорога в десятый класс будет закрыта.
Если все-таки вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку в одиннадцатом классе, то прежде всего нужно пересмотреть количество часов на его изучение. Сейчас в старших классах английскому уделено три часа в неделю, если сдавать обязательный ЕГЭ, то часов нужно столько же, сколько уделено математике и русскому языку, то есть почти в два раза больше. Еще возможен вариант сдачи ЕГЭ по иностранному в виде порогового уровня, например, набрал 22 балла – экзамен засчитан, или просто возможна система «зачет – незачет». Или деление на базовый и профильный уровни. Например, если базовый уровень будет соответствовать уровню Всероссийской проверочной работы по английскому в 11‑м классе, то такой вариант тоже возможен, дети с ним справятся. А для поступления в языковые вузы необходим будет профильный экзамен. Но я все-таки больше всего беспокоюсь за девятиклассников. Если обязательный экзамен по иностранному введут у них, в десятом будет риск остаться почти без учеников.

Юлия КЛИМОВА, девятиклассница школы №3, Петрозаводск:
– На мой взгляд, идея ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку действительно очень хорошая, поскольку знание языка в наше время, безусловно, полезная вещь. Я учусь в девятом классе и собираюсь сдавать английский как один из экзаменов по выбору, поскольку изучаю язык углубленно с первого класса. В школе нас уже начали готовить к экзамену. Я, кроме того, тренируюсь самостоятельно, используя специально разработанные сайты для подготовки к ГИА, например форум «РешуОГЭ» или сайт ФИПИ. Благодаря этому я знакома со многими тонкостями каждого раздела экзамена, знаю, где выпускники прошлых лет чаще всего допускали ошибки. Поэтому думаю, что во время самой сдачи проблем не будет. Учитель английского настроила нас на позитивный лад, сказав, что экзамен не самый трудный, так что при регулярной подготовке мы все получим хорошие баллы. И я с ней полностью согласна, ведь не стоит лишний раз переживать и накручивать себя. Если хочешь добиться успешного результата, то все получится, если трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Александр М., учитель, Великий Новгород:
– Прежде чем говорить об обязательном ЕГЭ и ОГЭ, хорошо бы поинтересоваться: а в каждой ли школе России вообще есть учитель иностранного языка? В наступившем учебном году даже в Великом Новгороде, областном центре, несколько школ разместили в СМИ объявления о вакансиях учителей английского. Нет ни одного учителя английского языка в школе райцентра Шимск и школе села Медведь Шимского района! Насколько я знаю, на помощь этим двум школам, возможно, придет пенсионерка, которую попросили закрыть эту брешь. Пожилая женщина будет ездить в две школы из дальней деревни. Согласилась бы она на это, если бы ее поставили перед необходимостью еще и готовить ребят к ЕГЭ и ОГЭ по английскому? Очень сомневаюсь! Чтобы в школах появились учителя иностранного языка, необходима достойная зарплата и привлекательные, а не мизерные льготы сельским педагогам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте