search
main
0

Обязательный ЕГЭ

Продолжаем знакомить с новым мультимедийным пособием для подготовки к ЕГЭ по русскому языку – обязательному предмету при аттестации выпускников школы (начало см. «УГ» №47, вкладка «Дрофа»). О пособии рассказывает автор кандидат пед. наук Татьяна КРУШИНСКАЯ.

Несмотря на то что об экзаменах практически всегда говорится в общем, не следует забывать о специфике каждого из них в зависимости от предмета.Говоря именно о русском языке, хотелось бы обратить внимание на те основные проблемы, которые не позволяют получить желаемого результата на ЕГЭ.Их можно сформулировать так:1) учащиеся недооценивают тот факт, что к ЕГЭ по русскому языку надо готовиться целенаправленно, так как это экзамен в особой форме;2) существует огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на ЕГЭ по русскому языку;3) у многих школьников отсутствуют навыки тестирования;4) на экзамене некоторые неверно понимают формулировки вопросов к заданиям ЕГЭ или по невнимательности ищут не заданный пример (вместо слов с Н указывают слова с НН, вместо примера, называющего подлежащее, указывают ответ с грамматической основой и т. д.);5) часто допускаются технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;6) неправильно распределяется время на выполнение заданий;7) снижает балл за работу написание сочинения без учета критериев его проверки.Эти проблемы учащиеся могут решить, готовясь самостоятельно к сдаче экзамена с использованием электронного учебного пособия, которое позволяет:- самостоятельно работать с учебным материалом;- определить уровень знаний и наблюдать за ростом результатов в процессе подготовки к ЕГЭ;- выявить пробелы в знаниях, провести работу над ошибками;- готовиться к урокам, контрольным работам;- проходить тестирование по одной или нескольким темам в удобном для себя режиме;- психологически подготовиться к сдаче экзамена;- контролировать время выполнения каждого задания и всего теста;- отработать навыки тестирования;- предупредить появление технических ошибок при заполнении бланков;- изучить все формальные критерии, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок за сочинение, и научиться писать сочинение с учетом этих критериев.В тренажере в режиме проверки выполненной работы приведены критерии проверки и оценки сочинения, способы формулирования проблематики исходного текста, указана позиция автора по отмеченным проблемам. Говоря о пользе внедрения данного нового пособия в учебный процесс, необходимо остановиться на теоретических основах его разработки.Педагогический процесс в средних учебных заведениях России направлен на всестороннее, творческое развитие личности школьника. Это невозможно осуществить без активности личности и без индивидуального подхода к ней. Электронный учебный ресурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» позволяет реализовать интерактивную и адаптивную стратегию обучения. Интерактивность достигается благодаря взаимодействию учащегося и учебного материала, когда учащийся имеет возможность индивидуального выбора формы тестирования, раздела русского языка, устанавливает объем работы по собственным потребностям. Правильность ответа учащийся может проверить сразу или после выполнения всей системы заданий. После выполнения даже одного теста можно включить режим проверки, программа покажет его результативность, а при желании учащегося будет предложен и правильный ответ.Несомненно, новое мультимедийное пособие при его применении поможет выработке орфографических, пунктуационных и других лингвистических и речевых навыков и послужит получению конечного результата реализации образовательной функции, который, по словам доктора педагогических наук В.А.Сластенина, заключается в действенности знаний, выражающейся в сознательном оперировании ими.В процессе работы с пособием реализуется направленность обучения на развитие личности посредством организации работы с дидактическим материалом. Анализируя примеры по орфографии, пунктуации, сравнивая позиции синтаксических единиц, обобщая, делая выводы по правомерности употребления форм слов, синтаксических конструкций, обучающийся включается в познавательную деятельность. Материал тестов изучается на уроке и дома, при этом развивается интерес учащихся к учебе, увеличивается степень осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.Учебная деятельность, направленная на совершенствование мыслительных операций, создает основу развития личности. В таком случае в понятии «познавательная деятельность» содержится представление о целенаправленном, контролируемом характере психического развития. Компьютерная программа с обратной связью помогает ученику осознать ошибки в процессе работы с лингвистическим материалом, прийти к самостоятельным выводам. Объективная оценка компьютером выбора ответа, решения лингвистической или речевой задачи учащимися развивает способность к рефлексии.Примеры для упражнений компьютерной программы, а также тексты для анализа и написания сочинений подобраны так, чтобы они способствовали формированию личностных качеств учащегося. Во многих заданиях встречаются пословицы, афоризмы известных философов, писателей. Мудрость тысячелетий побуждает человека задуматься над общими категориями этики и морали, понятиями житейской нравственности. Приведем для примера несколько предложений из задания А 20.Человек (1) не выполняющий вовремя свои обязательства (2) превращается (4) в постоянно лгущего и оправдывающегося (3) лицемера.Ничего не делающий (1) человек (2) не может считаться (3) счастливым человеком (4) полноценным и гармоничным.Проникая (1) в натуру (2) человека (3) лень незаметно уничтожает все (4) его добродетели.Человек (1) умеющий вовремя (2) замолчать (3) избежит (4) уготованного болтуну и скандалисту (5) позора.Много думающий (1) мало говорит (2) стараясь втиснуть (3) как можно больше мыслей (4) в немногие слова.Имея (1) большой ум (2) человек не станет показывать свое умственное превосходство (3) над окружающими его (4) людьми.На уроке повторения и обобщения знаний по пунктуации учитель может дать задание учащимся узнать фамилии авторов, суть высказываний которых передана в данных предложениях, и сформулировать собственные мысли по теме.Афоризмы, отражая жизнь во всех ее проявлениях, ведут к осознанию категорий морали, дают своеобразные примеры поведения. Работая с афоризмами, пословицами, обучающиеся, по сути, ведут разговор о жизни.Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели работы с новым электронным пособием – повышении уровня речевой культуры личности.Тексты пособия могут помочь учащимся научиться воспринимать мир в целостном виде, в многообразии точек зрения на жизненные явления. Учащимся будет интересно ознакомиться с рассказами М.М.Зощенко «Бабушкин подарок», «Монтер», очерком Т.Н.Тэсс «Воспитанный человек», очерком Инги Преловской «Я не выдумываю, я вспоминаю» о Татьяне Тэсс – человеке с «живой, образной, неувядающей» памятью. Д.С.Лихачев в своих заметках часто вел разговор с читателями о системе ценностей. В пособие включена система заданий по его текстам об отношении к родному языку, к памятникам старины, о красоте природы, о древней русской литературе, о нравственном дальтонизме, о зависти.Для примера приведем один из текстов.(1)Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, я ему завидую? (2)А если гимнастика? (3)А если в прыжках с вышки в воду?(4)Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6)…вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7)Вот то же и с завистью. (8)Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9)Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.(10)Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем человечестве, будьте самим собой – и вы никогда не будете завидовать. (11)Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других.(12)Слышал хороший анекдот: (13) «Чем отличается академик от обычного ученого?» – (14) «Ничем, только он этого не знает».Особенностью пособия является специально подобранный дидактический материал к заданиям А6-А11. Это тексты по культуре речи, психологии общения, мастерству устного выступления.(1)… (2)Умение держать паузу отличает не только талантливого актера, дипломата, но и обычного участника дискуссии, переговоров. (3)… чего уж проще – вовремя промолчать? (4)Однако при активном обмене мнениями каждый крайне озабочен тем, что намерен высказать в следующий момент, поэтому стремится оттеснить, перебить собеседника. (5)Это не добавляет обаяния выступающему, но, даже будучи однажды наказанным, пострадавшим от своего «словоблудия», человек не в силах удержаться. (6)А ведь, как справедливо заметил Генри Уилер Шоу, «молчание – один из наиболее трудно опровергаемых аргументов».(5)Даже самые сильные аргументы, перечисленные серым, скучным голосом, расцениваются собеседниками как неубедительные, примеры кажутся невыразительными, несмотря на бесспорную ценность внутреннего содержания сообщения! (6)… говорящего таким тоном начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и собеседникам. (7)А это способно разрушить самые важные деловые и неформальные контакты.Включение таких текстов в пособие объясняется следующими причинами: с одной стороны, в этих примерах есть разнообразные конструкции, которые позволяют организовать лингвистическую и речеведческую работу, с другой стороны, этот материал послужит обогащению учащихся знанием современной психологической, нравственно-этической мысли.Тексты пособия могут послужить основой для обсуждения на уроках актуальных для современного интеллигентного человека вопросов.В некоторых заданиях предложены для работы пословицы.1. Не убьешь словом да озадачишь.2. Друг познается на рати да при беде.3. Добрая слава дороже богатства.4. Осторожного коня и зверь не берет.Образную силу пословиц отмечал еще Н.В.Гоголь: «В пословицах наших… видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения…» А.М.Горький говорил, что пословицы «всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».Обучение должно быть связано с развитием кругозора, практикой, жизнью. Примеры, содержащие сведения из жизни А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока, В.Даля, М.Булгакова, А.Суворова, М.Кутузова, разовьют в учащихся желание узнать побольше об этих выдающихся людях.Если же на уроке педагогу не удалось уделить время анализу содержания текстов и примеров, то можно дать домашние задания, которые будут способствовать работе сердца учащихся, например: «Напишите сочинение-миниатюру, эпиграфом которого станут слова американского писателя Ричарда Баха: «Каждая мечта тебе дается (1) вместе (2) с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако (3) тебе (4) возможно (5) придется для этого потрудиться». Озаглавьте текст». При выполнении домашней работы будут развиваться речь воспитанников, логическое мышление, формироваться такие качества, как целеустремленность, трудолюбие.Создавая пособие, мы руководствовались тем, что человек прежде всего духовное создание. Отсюда и цель нового электронного продукта – всемерное развитие и воспитание учащихся посредством интенсивной учебной, духовной деятельности.Сегодня в России новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебно-воспитательного процесса. С целенаправленным и систематическим внедрением и использованием новейших технических средств многие педагоги связывают надежды на более эффективное умственное воспитание, формирование навыков самостоятельной сосредоточенной деятельности. Новые технологии обещают увеличить информативность, интенсивность, результативность образования.Но для многих учителей остается открытым вопрос масштабов применения новейшей техники при решении проблем обучения. Высказываются сомнения в однозначно позитивных последствиях ее применения в школе. Не закрыта проблема соблюдения требований физического воспитания и гигиены школьников при работе на компьютерных устройствах. Занятия на таких устройствах наносят ущерб здоровью детей. Повсеместно у школьников случаются неврозы, ухудшается зрение.Родители, учителя с тревогой отмечают, что компьютер вытесняет из жизни школьников книги, непосредственное общение со сверстниками.Однако подобные негативные явления являются, скорее, не следствием использования компьютеров в учебной деятельности, а результатом неверного подхода к организации урока с применением информационно-коммуникационных технологий, а также использования примитивных компьютерных программ-тренингов.Несомненно, компьютер является источником еще не раскрытых резервов организации учебного и воспитательного процесса, поэтому остается актуальной задача поиска путей совершенствования образовательного процесса на основе применения современных качественных средств обучения.Электронное пособие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», выпущенное издательством «Дрофа» и прошедшее апробирование в лицее №15 г. Химки Московской области, может оказать огромное влияние на формирование личности обучающегося. Разнообразный по содержанию дидактический материал призван подготовить учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, помочь ученикам определить свое место в окружающей жизни, выработать систему нравственных ценностей.Данные, полученные в результате выполнения заданий пособия, помогут управлять процессом обучения русскому языку, то есть целенаправленно конструировать дидактические, развивающие и воспитательные цели уроков, оценивать текущие результаты и эффективность всего хода процесса обучения, результативность выбранных форм, методов, средств, планировать коррекционные мероприятия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте