В апреле в столице состоялось крупнейшее событие в сфере образования – Московский международный салон образования. Он стал уникальной площадкой для обмена опытом среди специалистов из разных стран. Мероприятия проходили на нескольких крупных площадках города. Сотрудники Московского центра качества образования приняли участие в работе педагогической гостиной на ВДНХ и в международной научно-практической конференции в Московском городском педагогическом университете, а также принимали делегации из 20 регионов в Центре независимой диагностики на улице Бехтерева.
Особый интерес у посетителей вызвала педагогическая гостиная, посвященная оценке качества образования, которая проходила в павильоне №75 на ВДНХ. Интерес к теме был очень высокий – зал был переполнен желающими послушать выступления участников.Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин рассказал о механизмах независимой оценки качества образования в столице, обязательных и добровольных диагностиках.Он напомнил, что независимые диагностики проводятся в столице с 2010 года, и за эти годы количество заявок значительно возросло. Так, в прошлом учебном году в диагностиках Московского центра качества образования приняли участие более одного миллиона учащихся.- В Москве сформирована традиция проведения независимых диагностик. Они показывают объективную информацию о качестве образования в школе для своевременной корректировки образовательного процесса, а также возможность выявить достижения и проблемы в педагогических практиках конкретных учителей, – сказал он.Диагностики проводятся по заявкам школ, которые подаются через городской информационный портал «Московский регистр качества образования». Они разделены на обязательные и добровольные. Выбор предмета для обязательных диагностик происходит случайным образом (путем открытой жеребьевки) за две недели до проведения работы. Это позволяет избежать усиленной подготовки по одному предмету в ущерб остальным.Говоря о новых направлениях, Павел Кузьмин рассказал о профессионально ориентированных метапредметных диагностиках в инженерных и медицинских классах, которые позволяют определить уровень компетенций, важных для подготовки специалистов соответствующих профессий, а также в кадетских классах.«Для того чтобы быть профессионалом в своей области, нужно уметь выполнять ряд действий, основу которых, безусловно, закладывает школа. Крайне важно, что такие диагностики используют потенциал всех предметов, так или иначе нацеленных на дальнейшую профессиональную деятельность ребенка», – отметил он.По его словам, в конце апреля 2016 года в восьмых кадетских классах будет проведена независимая оценка качества по истории России. В работе появятся интересные задания, такие как анализ исторических событий по разнообразным критериям, работа с историческими источниками, картой, создание подробного плана информационного сообщения.Среди новых направлений Павел Кузьмин назвал и добровольное тестирование педагогов в формате ЕГЭ:- Изначально мы не думали об услугах для педагогов. Появился ряд тестирований для тех, кто занимается ЕГЭ, руководителей пунктов проведения экзамена. И тогда некоторые московские педагоги предложили нам провести такие диагностики для учителей. Эта услуга добровольная и бесплатная для московских педагогов. В настоящее время подано уже свыше 2000 заявок на участие.Начальник отдела Московского центра качества образования Елена Камзеева рассказала о профессионально ориентированных и метапредметных диагностиках. Среди них – диагностика для инженерных и медицинских, а также кадетских классов, диагностика читательской грамотности в четвертых и десятых классах в декабре 2015 года, комплексная диагностика метапредметных (познавательных) умений в шестых классах и тематическая диагностика по здоровому образу жизни, проходившие в январе 2016 года, групповые исследовательские проекты в восьмых классах и другие.Международные тренды в оценке качества образования представил руководитель программы оценивания дипломных работ Международного бакалавриата Ричард Пенроуз. Программа международного бакалавриата – IB – образовательная система, диплом которой признан во всем мире. Она охватывает свыше 4000 школ из 149 стран мира. Диплом IB признан практически всеми университетами мира. Программа адаптирована и применима к любой стране. Реализация программы основана на исследовательской деятельности и практико-ориентированном обучении детей.Главная особенность этой системы обучения в том, что экзамены оценивают не тот уровень знаний, которым обладает ученик, а тот прогресс, которого он достиг за отчетный период. Это усиливает мотивацию, развивает любознательность и целеустремленность.- Система оценивания охватывает все дисциплины: и литературу, и иностранные языки, естественно-научные и гуманитарные предметы, математику и искусство, – отметил Ричард Пенроуз.Он рассказал об особенностях критериального оценивания, применяемого в системе международного бакалавриата:- Если мы говорим о системе IB, то у нас используется критериальное оценивание. Есть подробное описание всех критериев, которые представляют собой стандарт. Вторая особенность в том, что есть постоянная отсылка на нормы, результаты учащихся группируются на основе распределительной кривой. Это позволяет ранжировать результаты обучающихся. Также у нас есть система присвоения оценки. Экзаменаторы берут пример работы учащегося и потом рассматривают ее на основе критериев, чтобы посмотреть, насколько эта работа соответствует критериям, на которые они опираются в процессе оценки. И это экспертное мнение очень важно для определения границы между разными уровнями оценки. Кроме того, результаты учащихся сравнивают с результатами предыдущих годов обучения. Также обязательно принимается во внимание обратная связь, отзывы педагогов, которые наблюдают за учащимися, ведут систему отчетности. И на основе всей этой информации определяются границы оценок для каждого года обучения.Тему продолжил директор гимназии №45 Михаил Шнейдер, который рассказал о применении технологий международного бакалавриата в своей образовательной организации. В гимназии применимы принципы международного бакалавриата: непрерывность образовательного процесса; свобода выбора источников информации, механизма ее анализа и использования; формирование критического мышления; введение в образовательную практику технологий автодидактики.По словам Михаила Шнейдера, в гимназии используется критериальное и внутреннее оценивание учащихся. При этом оцениванию подлежат все знания и умения ребенка, а итоговая оценка складывается из нескольких компонентов: внутреннего оценивания учителем и внешних экзаменов, которые проводятся в школе, но работы проверяются экзаменаторами из разных стран мира по единым, четко определенным критериям. Экзаменационные материалы составляются независимыми академическими комитетами в Кардифе, присылаются в школу за пять недель до начала сессии, включают в себя тесты с вариантами ответов, задачи, открытые вопросы, задания для мини-эссе, вопросы для анализа конкретных ситуаций. Затем участники встречи обсудили разные форматы подготовки к ЕГЭ. Так, например, школьники могут сдать пробные (тренировочные) экзамены в Центре независимой диагностики на улице Бехтерева. Там же можно сдать ЕГЭ педагогам и родителям. О новых возможностях независимой оценки качества образования для московских семей в Центре независимой диагностики рассказала заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Елена Сидорина. – Любой родитель, если у него возникают вопросы по оценкам, которые получает ребенок, или же он хочет узнать, каковы успехи его ребенка в освоении материала по любому интересующему его предмету, теперь имеет возможность пройти тестирование в центре и увидеть реальный уровень знаний, понять, на какие проблемные темы стоит обратить особое внимание, – сказала она. Получить реальную картину уровня знаний ребенка особенно важно, например, при переходе учащегося из одного комплекса в другой, при поступлении в кадетский корпус или профильные классы. Кроме того, пройти тестирование, сдать ОГЭ или ЕГЭ могут и сами родители. «Это очень полезная и иногда необходимая вещь. Она дает возможность нам, родителям, увидеть и понять, в каких условиях ребенок сдает экзамен, проверить свой уровень знаний и, может быть, пересмотреть свои взгляды или методы общения с детьми», – добавила Елена Сидорина. Директор Государственной столичной гимназии Ирина Патрикеева рассказала, как педагоги ее образовательной организации участвовали в проекте «ЕГЭ для учителей» в Центре независимой диагностики.По ее словам, в декабре 2015 года педагоги гимназии узнали об инициативе московских учителей сдать ЕГЭ в Центре независимой диагностики и решили присоединиться к этой акции. Заинтересовались акцией не только учителя основной и средней школы, которые непосредственно выводят своих учеников на государственную итоговую аттестацию, но и учителя начальных классов, дошкольные педагоги. В диагностиках приняли участие 95 педагогов Государственной столичной гимназии, примерно в равных долях дошкольные педагоги, учителя начальных классов и основного и среднего образования. Воспитатели детских садов в основном выбрали межпредметную диагностику для выпускников начальной школы, учителя начальных классов – диагностики для седьмого класса и ОГЭ, отдельные учителя начальных классов выбрали ЕГЭ. – Впечатления у участников акции остались яркие. Я, как руководитель гимназии, благодарна коллегам за их активную профессиональную позицию, – подчеркнула Ирина Патрикеева.Она представила участникам образовательного салона отзыв одного из своих педагогов – учителя начальных классов, которая сдавала ЕГЭ по русскому языку: «ЕГЭ демонстрирует результат за все годы обучения в школе. И я увидела, чему необходимому для ЕГЭ может научиться ребенок в начальной школе: умению внимательно работать с бланком, читать и понимать задание, сосредотачиваться на работе, планировать свое время». Ирина Патрикеева добавила, что после получения результатов независимой диагностики некоторые из ее воспитателей обратились к ней с просьбой организовать им дополнительное образование. Систему аттестации московских педагогов представил директор школы №2114 Андрей Зинин. Он рассказал о профессионализме педагогов, которые помогают своим ученикам достичь хороших результатов в учебе и стать успешными выпускниками. И именно это – высокие результаты учителя и ученика – создает конкурентоспособность всей школы, определяет ее место в различных рейтингах.- Учитель, как проводник в движении к результату ученика, проводник в движении к знанию. В самой системе аттестации заложена логика оценки деятельности учителя через результаты ребенка, – подчеркнул Андрей Зинин в своем выступлении.Участники педагогической гостиной обсудили также новые возможности независимой оценки качества образования для московских семей и перспективы столичной системы оценки качества образования.Для участников Московского международного образовательного салона были организованы экскурсии по Центру независимой диагностики Московского центра качества образования. Центр посетили представители региональных управлений образования более чем из 20 регионов России – из Башкортостана, Удмуртии, Республики Коми, Алтайского края, Омской области, Новороссийска, Санкт-Петербурга и других. Гостям показали, как устроены зал регистрации, кабинет общественных наблюдателей, аудитории для проведения диагностик, зоны сканирования и верификации. Все желающие могли принять участие в компьютерных предметных диагностиках.Делегации из регионов перенимали уникальный опыт Москвы по независимой оценке качества образования, расспрашивали о диагностиках.Также в рамках образовательного салона директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин и руководитель программы оценивания дипломных работ международного бакалавриата Ричард Пенроуз приняли участие в международной научно-практической конференции «С новыми образовательными технологиями к новым образовательным результатам: международный опыт и лучшие российские практики. Строим школу XXI века: мобильное образование в мобильном мире», которая проводилась в Московском городском педагогическом университете. Их выступления были посвящены качеству образования, различным подходам и системам оценивания, независимым диагностикам.
Комментарии