В Москве и Подмосковье ввели обязательную вакцинацию от COVID-19 отдельных категорий работников. Согласно постановлениям главных санитарных врачей столицы и области до 15 августа должны привиться не менее 60% работников торговли и сферы услуг, общественного питания, транспорта, образования, здравоохранения, соцзащиты, ЖКХ, детских игровых комнат и лагерей дневного пребывания, театров, кинотеатров и концертных залов. Также сделать прививку должны будут государственные и муниципальные служащие, работники органов власти.
Поддерживают ли введение обязательной вакцинации в регионах с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией наши эксперты и читатели? Поможет ли это остановить распространение коронавирусной инфекции?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Вирусологи во всем мире говорят, что вакцинация является самым эффективным способом борьбы с коронавирусом. Такую же позицию заняли ООН и Европейский суд по правам человека. Надеяться, что большая часть населения просто переболеет, нельзя. Ковид приводит к тяжелым последствиям. Страдают печень, почки, сосуды головного мозга. У многих выздоровевших месяцами не восстанавливаются функции легких, обоняние, память.
Рост темпов вакцинации населения сегодня стимулируют многие страны. Где-то вводятся паспорта прививок, где-то обсуждают введение обязательной вакцинации для отдельных категорий работников. На фоне распространения индийского штамма коронавируса такое решение было принято и в Москве. По оценкам директора НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, индийский штамм «злее» уханьского. Болезнь при заражении протекает молниеносно. В Москве нагрузка на ковидные госпитали снова приближается к критической. На борьбу с вирусом брошены даже хирурги, что ведет к отмене плановых операций.
Педагоги, как и другие специалисты, работающие с людьми, особенно подвержены риску заражения. Заболев, они рискуют также передать вирус ученикам, которые затем принесут его в семьи. По данным Роспотребнадзора на начало 2021 года, доля детей среди выявленных носителей коронавирусной инфекции в России составила около 8‑10%. Индийский штамм, по сообщениям врачей, приводит к тяжелому течению болезни и у молодежи. В мае в Евросоюзе даже одобрили использование одной из вакцин от COVID-19 для подростков в возрасте 12‑15 лет. А наши эстонские соседи с 17 июня уже начали регистрацию на вакцинацию от коронавируса детей от 12 лет.
Любое государство несет ответственность за принятие необходимых мер по защите жизни и здоровья своих граждан. Каждый должен помнить, что решение о вакцинации влияет не только на его жизнь и здоровье, но и на его родных, близких, соседей и коллег. Подойти к этому вопросу нужно со всей ответственностью.
Елена МИНАЕВА, директор школы №82 Новосибирска, капитан команды – абсолютной победительницы Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2021:
– Я против насилия… Любого: физического, психологического. Тем более учителя – это особая «каста» очень свободолюбивых людей. Принудительная вакцинация может вызвать отторжение просто потому, что это еще одна обязательная процедура в бесконечном списке должностных обязанностей.
С другой стороны, педагогический коллектив достаточно легко убедить, вдохновить и подвести к правильному решению… Достаточно вспомнить осень 2020 года, когда в школах просто некому было работать. Учителя болели долго, тяжело, массово… А некоторые, к сожалению, так и не выздоровели.
В нашем коллективе 69 педагогов, и 40 из них сегодня уже получили две дозы вакцины. Считаю, что директора школ и их управленческие команды должны сделать это в первую очередь, тем самым показав пример ответственности и здравого смысла.
Впереди новый учебный год… Очень хочется надеяться, что он пройдет в штатном режиме.
Евгений ДРЕВАЛЬ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012, учитель немецкого языка, русского языка и литературы, мировой художественной культуры школы №75, Воронеж:
– Безусловно, распространению коронавирусной инфекции нужно как-то препятствовать. Вероятно, вакцинация – один из способов защиты от заражения. Но все же обязательное вакцинирование педагогов – слишком радикальная мера, потому что существует ряд нюансов, вызывающих опасения. Например, в Воронежской области используется только две вакцины: Гам-Ковид-Вак и ЭпиВакКорона. А Спутник V, который вызывает максимальное доверие, для вакцинации недоступен (принято считать, что Гам-Ковид-Вак и Спутник V – одно и то же, но это не так). Вопрос: будет ли предоставлен педагогам выбор вакцины, если прививка станет обязательной? Ну и главное: ни одна вакцина не дает стопроцентной гарантии. И это основная причина скептического отношения к обязательной вакцинации. Поэтому, на мой взгляд, необходимо рассмотреть другие, возможно, более затратные меры охраны здоровья педагогов, не прибегая к тотальному вакцинированию.
Илья КАЗАНЦЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учитель истории, обществознания и права лицея №4 «Многопрофильный», Псков:
– Нет ли противоречия между изначальными заявлениями о добровольности вакцинации и решениями, которые выносятся сейчас? И главное, какие санкции предусмотрены в случае отказа от вакцинации? Тревога среди сотрудников образовательных учреждений страны вполне обоснованна. Решения, принимаемые в столичном регионе, хоть и с определенными оговорками, все же являются ориентиром для других субъектов Федерации. Стоит ли ждать аналогичных решений по всей России? Перечисленные профессии, безусловно, связаны с высоким риском как для самих сотрудников, так и для окружающих людей. Отсюда и высокая социальная ответственность. Я сторонник последовательной вакцинации. На данный момент, кажется, иного выхода из тяжелой эпидемиологической ситуации нет. В то же время я прекрасно понимаю, что люди реагируют на прививку очень по-разному. Поэтому считаю, что следует воздержаться от излишне жестких мер со стороны органов исполнительной власти.
Николай ПОЛОВИНКИН, учитель истории и обществознания темниковской средней школы №1, Республика Мордовия:
– Для того чтобы победить любую инфекцию, нужны лекарства и самодисциплина. Остановить массовое заражение людей помогают введение карантина и вакцинация. И опять же важна самодисциплина любого из нас. Человек, который не болел, и бывший пациент, который находился на грани между жизнью и смертью, по-разному видят проблему. Я привык верить специалистам – врачам-инфекционистам, имеющим знания и опыт. Среди них единого мнения нет, поскольку коварный ковид, его поведение и последствия детально не изучены. Отсюда скепсис. Прошлой зимой в коллективе заболело много учителей. Сейчас нас убедили привиться. Посмотрим, что будет через некоторое время. Вакцинацию населения поддерживаю, ибо другого способа остановить коронавирусную инфекцию нет.
Ирина С., учитель, Великий Новгород:
– Обязательную вакцинацию я не поддерживаю. У всех здоровье разное, кто-то может и не выдержать такое испытание для организма. Многие пожилые люди мнительны и боятся прививки. В школах области и даже Великого Новгорода предметы, по которым наблюдается стойкий дефицит кадров (иностранные языки, физика, математика), зачастую ведут учителя-пенсионеры. Я уверена, что обязательная вакцинация станет причиной, по которой эта часть педагогов просто уйдут из школы.
Комментарии