search
main
0

Обязанность без прав есть рабство Деловая игра “Права ребенка”

Основные задачи:
1. Проверка качества усвоения знаний учащимися.
2. Формирование умения практического применения полученных знаний.
В игре участвуют две команды девятиклассников. Побеждает команда, получившая в конце большее количество баллов.

I. Разминка

Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанными с правами ребенка. Без подготовки необходимо дать определение всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Ответы:
Права человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать.
Свобода человека – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то.
Декларация – документ, не имеющий обязательной силы (носит рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Свобода совести – это возможность свободно верить, есть Бог или его нет.
Свобода религии – это возможность свободно исповедовать любую религию: православие, католичество, ислам, буддизм и т.д.
Дискриминация – ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
Геноцид – уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
1959 год – провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка.
1989 год – принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

II. Правовой статус ребенка

Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) основные возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команда за 5 минут должна разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10 баллов.
1-й набор (8 карточек) – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) “С рождения”; Б) “6 лет”; В) “10 лет”; Г) “14 лет”; Д) “15 лет”; Е) “16 лет”; Ж) “17 лет”; З) “18 лет”.
2-й набор (43 карточки) – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
2) Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
3) Несет уголовную ответственность за любые преступления.
4) Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
5) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
6) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
7) Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
8) Может быть членом кооператива, акционерного общества.
9) Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
10) Имеет право на получение паспорта.
11) Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
12) Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
13) Может быть исключен из школы за нарушения.
14) Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
15) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
16) Может вступать в молодежные общественные объединения.
17) Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
18) Может обучаться вождению мотоцикла.
19) Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
20) Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.
21) Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
22) Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.
23) Может осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
24) Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.
25) Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
26) Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
27) Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.
28) Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
29) Может вступать в детские общественные объединения.
30) Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
31) Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
32) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
33) Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью либо на восстановление родительских прав своих родителей.
34) Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.
35) Вправе самостоятельно заключать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия их, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
36) Вправе самостоятельно заключать сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.
37) Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
38) Вправе посещать школу.
39) На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
40) Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
41) Имеет право на имя, отчество и фамилию.
42) Наступает гражданская правоспособность.
43) Приобретает право на гражданство.
Правильный ответ: А – 39; Б – 35, 36, 37, 38; В – 29, 30, 31, 32, 33, 34; Г – 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28; Д – 12; Е – 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; Ж – 2; З – 1.

III. Сигнал “SOS”

Командам за неделю до игры дается задание: найти реальные факты нарушения прав ребенка в России и других странах. Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезкой из газеты или журнала; “свидетельскими показаниями” (если это факт из жизни школы, двора, семьи и др.); видеозаписью ТВ-передачи и др. Задание можно усложнить: оформить альбом либо, используя найденные примеры нарушения прав ребенка, подготовить выступление агитбригады. За этот конкурс команда может получить 8 баллов.

IV. Продолжи фразу

Командам предлагаются незаконченные известные фразы: пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. За каждую фразу команда получает 1 балл. Время их обсуждения 15-20 сек. (ответы выделены курсивом и подчеркнуты линией).
1) “Свободным я считаю того, кто… ни на что не надеется и ничего не боится” (Демонакт, философ).
2) “Чтобы быть свободным, нужно…подчиняться законам” (античная мудрость).
3) “Обязанность без права есть…рабство; право без обязанности – … анархия” (Г.Ламене, богослов, философ).
4) “Нет прав без… обязанностей” (К.Маркс, философ).
5) “Закон суров, но… это закон!” (древнеримское изречение).
6) “…Благо народа – высший закон” (древнеримское изречение).
7) “Мы должны быть… рабами законов, чтобы стать свободными” (Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор, писатель).
8) “…Человек, его права и свобода являются высшей ценностью” (Конституция РФ).
9) “Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто… первым получает защиту и помощь” (Декларация прав ребенка, ст.8).
10) “Во всех действиях в отношении детей […] первоочередное внимание уделяется… наилучшему обеспечению интересов ребенка” (Конвенция о правах ребенка, ст.3).
11) “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих… уважение человеческого достоинства ребенка” (Конвенция о правах ребенка, ст.28).
12) “Право ребенка быть тем… чем он есть” (Я.Корчак, педагог).
13) “Счастье всего мира не стоит… одной слезы по щеке невинного ребенка” (Ф.Достоевский, писатель).
14) “Свобода есть право делать все, что… дозволено законами” (Монтескье, философ).
Включение такого конкурса в игру возможно лишь при условии, что ученики на занятиях знакомились с этими афоризмами. Для облегчения задачи учитель может сообщать учащимся автора высказывания или название документа, откуда взята цитата.

V. Блиц

Каждой команде предлагается ответить на несколько вопросов, требующих короткого ответа. Время на размышление не выделяется. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. “Конвенция о правах ребенка” принята в 1959 г.? (Нет)
2. “Декларация прав ребенка” провозглашена в 1989 г.? (Нет)
3. Конвенция имеет обязательный характер для стран-участниц? (Да)
4. “Конвенция о правах ребенка” принята ЮНЕСКО? (Нет)
5. Россия подписала “Конвенцию о правах ребенка”? (Да)
6. Согласно “Конвенции о правах ребенка” ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет)
7. “Омбудсмен” – это уполномоченный по правам человека? (Да)
8. Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (Да)
9. Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (Нет)
10. Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да)
11. “Конвенция о правах ребенка” содержит 54 статьи? (Да)
12. “Конвенция о правах ребенка” предоставляет ребенку 46 прав? (Да)
13. Может ли несовершеннолетний подвергаться административному аресту? (Нет)
14. Может ли несовершеннолетний быть арестован в случае совершения уголовного преступления? (Да).

Айдар АМИНОВ,
учитель граждановедения
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте