25 октября состоится очередное заседание Координационного совета Министерства образования, который разрабатывает необходимые документы для введения системы государственных возвратных субсидий. О том, какими будут новые субсидии, рассказывает заместитель председателя рабочей группы, ректор Саратовского государственного технического университета лауреат Государственной премии СССР профессор Юрий ЧЕБОТАРЕВСКИЙ.
Идея создания системы государственного субсидирования в сфере образования родилась в результате многократных обсуждений различных вариантов. Она предусматривает покрытие расходов непосредственно на получение образования и расходов, сопутствующих получению образования для тех, кто не может по каким-либо причинам поступить в высшие учебные заведения по общему конкурсу.
Это прежде всего жители сельской местности, а также малообеспеченные. Так, например, если школьник из села, из отдаленного района, из малообеспеченной семьи поступил в учебное заведение, то понятно, что самостоятельная жизнь потребует дополнительных затрат, а средств на это у семьи нет. Субсидирование возместит такие расходы, а также даст возможность получить некоторые дополнительные образовательные услуги, оплата которых не входит в нынешнее государственное финансирование. Вот такая идея.
Субсидия предоставляется гражданину Российской Федерации и может пойти только на получение образования в натуральной, а не в денежной форме – путем предоставления образовательных услуг конкретного образовательного учреждения. Предусматриваются условия возврата средств после окончания учебного заведения. Есть разные варианты – от 5 до 10 лет, равными или неравными частями.
Причем обязательства по возврату в соответствии с Гражданским кодексом могут быть переданы другому физическому или юридическому лицу. Например, если работодатель заинтересован в конкретном выпускнике и готов взять его на работу, то он может гарантировать молодому специалисту возврат субсидий.
Другой вариант. Субсидия также может быть списана, если гражданин, получивший ее, по окончании учебного заведения согласился отработать определенный срок, например от 3 до 5 лет, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственного сектора экономики, в том числе и социальной сферы.
Ни для кого не секрет, что у нас в стране сейчас дефицит профессиональных кадров высшей квалификации. Не хватает прежде всего учителей, особенно в сельской местности, врачей, работников культуры, специалистов различных отраслей оборонной промышленности. Но противоречие в том, что специалисты не хотят идти работать туда, куда им предлагают.
Пока нет законодательного инструмента, который мог бы обязать выпускника высшего учебного заведения отправиться на работу туда, куда нужно для государства. Новая система создает экономическую заинтересованность в работе на общество. Человек, получающий субсидию, подписывает договор и тем самым принимает на себя определенные обязательства. Договор заключается между учебным заведением, гражданином и органом, предоставляющим субсидии. Я думаю, что таким органом в системе образования вполне может выступать Министерство образования или другая организация, имеющая в своем ведении учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.
В этом договоре должны быть предусмотрены обязательства всех трех сторон: государства – выдать субсидии, учебного заведения – предоставить полный объем образовательных услуг и гражданина – по окончании учебного заведения отработать либо вернуть долг в полном объеме без процентов за пользование деньгами. Субсидию еще называют безвозмездной, и многие путают, думают, что раз безвозмездная, то ее не надо возвращать. А это слово означает лишь то, что с предоставленной суммы не взимаются проценты за пользование деньгами, как это предусмотрено при получении кредита. Но это не означает, например, что сумма долга не будет проиндексирована, что связано с обесценением средств. Но вопрос об индексации еще окончательно не решен.
Естественно, субсидии будут выдаваться из средств федерального бюджета. Но я думаю, что если эта система будет принята на государственном уровне, то ничто не мешает распространить ее на уровень субъектов Федерации и на уровень муниципальных образований. Если муниципальные власти заинтересованы, к примеру, в учителях, то они могут выделить средства и подобрать достойных кандидатов на обучение. Причем именно среди тех, кто не может поступить по общему конкурсу из-за слабой подготовки, или, например, среди тех, кто может поступить по общему конкурсу, но не имеет денег на жизнь на время учебы. В этом случае местные власти по окончании института получают готового специалиста для работы в своем регионе. А срок отработки, я думаю, будет определяться договором в каждом конкретном случае.
Для того чтобы такую систему создать, нужно принять несколько поправок к существующим законам и, вероятно, несколько нормативных актов, которых еще не было. Разрабатывается много вариантов, в рабочей группе работают ученые, юристы, экономисты.
По сути, разрабатывается новое направление финансирования. Понятия субсидии в нашем государстве раньше не существовало. Оно появилось с введением Бюджетного кодекса. До тех пор государство физическому лицу ничего не предполагало давать взаймы. Сейчас эта система субсидирования используется при строительстве жилья. Но в других сферах ее пока нет.
В отличие от субсидирования целевая контрактная подготовка – это договор гражданско-правового характера, который устанавливает отношения между физическим и юридическим лицом. Наш университет, как и другие, готовит по заказу десятки специалистов в рамках совместной деятельности. Бывает даже, что предприятие собирает своих сотрудников, не имеющих высшего образования, формирует из них группу и заключает договор с учебным заведением, которое готовит специалистов для конкретного производства. Но при этом руководство вуза абсолютно не интересует, какие взаимоотношения, какие обязательства существуют между обучающимися и предприятием. А в системе возвратных субсидий учебное заведение будет выступать, по существу, представителем государства. Потому что министерство с каждым студентом, который получил субсидию, встречаться и обсуждать условия не сможет. Но вузы получат дополнительные средства из государственного бюджета, поэтому новая система их будет устраивать.
Я не думаю, что на эти цели сразу пойдут огромные деньги, этот процесс будет развиваться постепенно. Мне кажется, что стоит начать с отраслей, которые испытывают острую нужду в специалистах и состояние которых внушает опасение за судьбу государства. Речь идет прежде всего об учителях на селе. А также о медицинских работниках – их отсутствие угрожает состоянию здоровья нации.
Я считаю, что, получив высшее образование за счет государства, человек должен осознавать свою ответственность перед ним. Но есть и другие мнения. Говорят, что любое принуждение, в том числе и намечаемая отработка, нарушает права граждан, потому что у нас в Конституции записано, что образование бесплатное. Но как-то люди забывают о том, что кроме прав в Конституции записаны и обязанности.
Что касается эксперимента, то, по-моему, нет надобности в его проведении. Формулы взаимодействия, в общем-то, уже отработаны. Весь вопрос в том, в каких формах мы будем предоставлять субсидии: в денежной или образовательной. Стоимость обучения одного студента неодинакова в различных вузах и даже в одном институте по разным специальностям. Но все это должно быть прописано в условиях договора: размер субсидии, условия ее возврата и погашения. К тому же не по всем специальностям она будет предоставляться, а скорее всего по непопулярным. Но субсидии можно будет получить без конкурса и без экзаменов. Тестирование, собеседование – и все.
Каков может быть размер субсидии? Я думаю, что надо начинать отсчет с 60-70 тысяч рублей как минимум. Ведь это делится на пять лет – и то маловато будет.
В Западной Европе субсидирование в сфере образования достаточно широко распространено. Оно существует в Голландии, в Англии, в США. Там немного другие условия обучения, поэтому и другие условия предоставления субсидий. То есть мы не копировали слепо западные образцы, это просто невозможно.
Но начинать готовить специалистов на иных, чем раньше, условиях пора и нам. И чем раньше начнем, тем быстрее получим результат. Напомню, что средства, вложенные в образование, не отличаются быстрой оборачиваемостью, но они приносят доход гораздо больший, чем быстрые деньги.
Комментарии