Глубокой мартовской ночью, за двое суток до окончания весенних каникул, жителей поселка Приволжский на окраине Энгельса разбудил страшный гул. Как рассказал один из жильцов соседнего дома, он сразу представил, что рухнула именно средняя школа №4.
Упала, бедная, денег не дождавшись
Все давно предчувствовали эту беду, да и другим строениям еще не пришло время рушиться. И оказался абсолютно прав – словно карточный домик, вмиг «сложилось» правое боковое крыло школы, обнажив все бывшие и давно заброшенные классы той самой части, куда после признания ее года четыре назад специалистами опасной для занятий не допускались учащиеся. Тем не менее самые отчаянные пренебрегали всякими мерами предосторожности и проникали в эту опасную зону. Нетрудно представить, к каким печальным последствиям привели бы эти шалости, рухни во время занятий эта часть построенного сорок два года назад в форме буквы Т здания. Но судьбе было угодно хранить детей и преподавателей.
Сразу после аварии начались рождаться версии причин разрушения. Полагали, что трещины возникли из-за «просадки» фундамента. Вариант испарился, когда после разборки кирпичей не смогли «свернуть» прочную, словно только что уложенную в основание «подушку». Попутно выяснилось, что у беды другой «фундамент» – пресловутое чиновничье «авось пронесет». На это после появления трещин в здании, о чем где только можно неустанно трубила директор школы Любовь Донина, надеялись ответственные за безопасность учащихся и учителей официальные лица. Над заботой о сотнях молодых жизней верх взяла преступная боязнь, что закрытие школы на ремонт обязательно вызовет уплотнение и без того перегруженных классов. Поэтому и позволяли вести занятия и ничего не делали для укрепления фундамента, если, конечно, не считать включения в федеральную программу финансовой поддержки. По утверждению заместителя министра образования области – начальника управления общего образования Людмилы Сафоновой, «деньги на капремонт четвертой школы должны были вот-вот поступить», однако, к глубокому сожалению чиновников, стена, так и не дождавшись их, взяла да и некстати рухнула.
Только после трагедии, положившей конец напряженной жизни в ожидании беды, городская прокуратура вдруг забеспокоилась и затребовала давнюю документацию о техническом состоянии школы. Лишь сейчас, боясь новых обрушений, решили перенести уроки младших школьников в пустующие помещения давно заброшенных детских садов, а старшеклассников «рассовать» по окрестным школам. Надолго ли это переселение, никому не известно.
В Саратове, старые школьные здания ветшают, новые практически не строятся – за последние 20 лет построены всего две – 21-я и 107-я, последняя из-за крупных недоделок целый учебный год учила на нелегальном положении.
Многие городские школы достойны места в Книге рекордов Гиннесса. Например, 8-я, что в самом центре, построена в 1821 году пленными французами-наполеоновцами, в 25-й русский классической гимназии в тридцатых – сороковых годах девятнадцатого века учился будущий революционер-демократ Николай Гаврилович Чернышевский. 29 школ и детсадов города построены до начала прошлого века. Многие здания на пороге своего векового юбилея, большинству за пятьдесят. Все бы ничего, да почти 30 (пятая часть) признаны аварийными и, как четвертая энгельсская, нуждаются в отселении и капитальном ремонте. Но пренебрегая всеми предписаниями и правилами безопасности, педагоги вынуждены оставаться в этих опасных зданиях. Долгое время упорно не вывозили учителей и учеников из 12-й школы, пока наконец специалисты ГО и ЧС не освободили помещения и не подорвали аварийное здание. Ее учащихся спешно разбросали по другим школам, они учатся там до сих пор. Нового здания, видимо, не суждено дождаться: оно сооружается на федеральные деньги уже шестой год и конца и края не видно окончанию. Немудрено: в казне нет баснословных миллиардов рублей не только на сооружение новостроек, даже на первостепенные меры по капремонту старых. Городские власти, не знающие, как спасти Саратов от надвигающегося коммунального коллапса, приоритетное направление в финансировании отдают чему угодно, только не спасению школ, и выделяют лишь сущие крохи. В 2001 году расщедрились и «кинули» 880 тысяч, в 2002 году – 4,6 миллиона, в 2003 году – 12 миллионов, на этот – только 7,3 миллиона рублей, хотя Комитет по образованию запрашивал 54, 3 миллиона. Никак не дождутся денег на спасение 4-я и 28-я школы.
– Но это не значит, что такая мизерная сумма вся пойдет на ремонт конкретных, самых «кричащих» зданий из большого семейства аварийных, – утверждает Михаил Горемыко, зампред комитета. – Она будет распределена между шестью районами города, а там посмотрят, какая школа и в чем нуждается – в капремонте или в косметическом: крышу подлатать, стены заштукатурить. Да мало ли что требуется! Так что в полном смысле о капремонте с укреплением несущих конструкций и обязательным укреплением фундамента речи просто нет.
Чтобы спасти школы от разрушения, а детей от гибели, директора вынуждены «бросать шапку по кругу» или кланяться депутатам и богатеньким меценатам. Поскольку не все народные избранники и толстосумы прочувствовались критическим положением «оазисов знаний» и предпочитают в лучшем случае обещать, просители вспоминают о безотказном варианте вспомоществования – родительском кошельке. И безошибочно попадают в точку: какой даже самый нуждающийся папа пожалеет последнюю сотню перед опасностью потерять под обломками здания своего ребенка?!
Хочешь жить – помоги!
Вот и перед весенними каникулами директор шестой саратовской средней школы Александр Пажитнёв применил этот метод и через классных руководителей передал родителям настоятельную просьбу сброситься по сто рублей с каждого из 990 учеников на замену пришедших в негодность паркетных полов, ремонт туалетов, в одном из которых когда-то «добросовестные» мастера умудрились уложить плитку на деревянный и прогнувшийся сейчас настил и латание других дыр. Куда только не обращался за финансированием – везде получал отказ. Спасибо, дважды «отстегнул» по 50 тысяч рублей депутат городской Думы Андрей Федотов. Летом прошлого года замаячил беспроигрышный вариант с благодетелем более высокого разряда. Задолго до декабрьских выборов в Госдуму, еще летом, когда Пажитнёв как кандидат в молодые директора проходил «обкатку» в высоких кабинетах, руководители Октябрьского района успокаивали его совершенно прозрачными намеками на ожидаемую помощь от «перебрасываемого» сюда из Балаковского избирательного округа члена российского парламента Николая Сухого. В конце ноября тот в тесном актовом зале пожелал построенной в 1932 году школе достойно встретить славное столетие и действительно подбодрил учителей обещанием, как только вновь займет место в парламенте, сразу заняться проблемами школы, в первую очередь – строительством пристройки, которая, по экспертным оценкам, потянет аж на 45 – 50 миллионов рублей. Ее, долгожданную, надо возводить на месте снесенной несколько лет назад аварийной части школы, образовавшиеся проемы в которой пришлось затыкать кирпичами, что вместе с обхватывающим по периметру здания металлическим поддерживающим кольцом явно обезображивают внешний вид. Когда насаживали эту вспомогательную обвязку для предотвращения аварийности, на весь учебный год школу закрыли, а учеников разбросали по соседним. По утверждению специалистов городского отдела образования, было даже сделано заключение техэкспертов о состоянии здания. Однако из-за отсутствия средств его не ремонтировали – отделались обтяжкой.
Теперь уже не хватает денег на проведение новой, еще более дорогостоящей экспертизы по определению нынешнего состояния, которое, совершенно очевидно, за эти долгие годы не улучшилось. Но пока господину депутату не до осуществления давней мечты шестой школы обезопасить свое состояние. Александр Пажитнёв же стойко надеется, что Сухой вспомнит об обещанном. И даже готовится записаться к нему на прием. Будет ли толк?
– О той экспертизе и акте мне ничего не известно, не ведаю и о техническом состоянии школы, – откровенно признается Пажитнёв. – Опасений насчет непригодности здания, перспективы появления трещин и проседаний фундамента тоже нет. Но чтобы не усугублять положение, не допускаем в коридорах беготни, способной расшатать здание. Правда, утверждаю это как дилетант.
Александру Николаевичу не позавидуешь: бывшему выпускнику местного военно-инженерного училища химической защиты, потомственному педагогу со школами явно не повезло. В четвертой гимназии, где он еще год назад был завучем, где положение куда серьезнее: от основной части стал отходить солидный кусок на шесть классных комнат и пришлось их закрыть.
Словом, у каждой школы «столицы Поволжья» разные судьбы, но одинаковое, в ожидании беды никого не интересующее состояние.
Саратовская область
Комментарии