search
main
0

Обучение успеху. В Омске знают, как привлечь мужчин в школу

В городской системе образования Омска работают более 600 молодых педагогов. В последние годы стабильно каждый год в школы приходят 250-300 выпускников педвузов. Причем если прежде задерживались не более половины новеньких, то теперь процент молодых учителей Омска, верных педагогике, – 94! И еще одна особенность последних лет – школы прирастают мужчинами. Что привлекает молодых в муниципальной системе образования Омска? Ведь быть молодым вообще трудно, а молодым педагогом – вдвойне.

Новая роль – Я всю жизнь в школе,  –  говорит Владимир Стриженко, учитель средней школы №151 города Омска. Вся жизнь Владимира пока укладывается в несколько вех – школа, педуниверситет и… снова школа. Теперь у него здесь  другая роль – учитель географии, и в его устах это звучит гордо. Он  сознательно выбрал школу – любит детей, всегда мечтал о сестренке или братишке.  За полтора года  ни разу не пожалел о своем выборе. Хотя трудностей было немало. Одни отчеты чего стоят! Благо коллектив во главе с директором Галиной Дмитриевной Дьяченко с удовольствием помогает молодым, которых нынче сразу шестеро. Двигала юным педагогом не только любовь, но и расчет. Зарплата молодого специалиста составляла до сентября 11500 рублей плюс 1000 рублей ежемесячной молодежной надбавки, которую установил мэр Омска Виктор Шрейдер. Сентябрьское  повышение  на 30 процентов стало неожиданной радостью. Двадцать тысяч подъемных, которые получают выпускники вуза, придя в школы города Омска,  Владимир хранит на путешествие. Нынче было некогда – работал в летнем лагере.  Вообще трудиться приходится много – Стриженко  преподает географию и ОБЖ,  ведет классное руководство, организует внеклассные мероприятия. Зато теперь у него много «сетренок» и «братишек» – преподает  у всей школы с 5-го по 11-й класс. Создал страничку ВКонтакте, куда ему пишут ребята. Трудный 8-й класс, переходивший от педагога к педагогу, достался 23-летнему  Владимиру как самому перспективному в конце прошлого учебного года. Ирина Александровна Убасова, наставник молодого педагога, говорит, что дети уже «стали интеллигентнее», ведь Владимир Вячеславович каждый день общался  и со всем классом, и с каждым по отдельности. Ирина Александровна  «виновница» выбора Владимира Стриженко. Именно она когда-то так увлекла мальчика географией, что он решил сделать ее делом жизни. По родному микрорайону, где живет и работает, Владимир теперь не может пройти спокойно. То из подворотни донесется приветствие юношеским басом,  то малышня  из песочницы навстречу выскочит. Даже окрестные старушки стали поклонницами Стриженко – он поет и играет на фортепиано на всех школьных праздниках. –  Исполнилась моя мечта,  – делает неожиданный вывод Владимир Стриженко. – Когда-то хотел блистать на сцене. Школа – та же сцена, только более требовательная:  что ни урок – новая роль, и десятки Станиславских, которые в любой момент могут крикнуть: «Не верю!»Спортивная закалкаАлексей  Лейтланд,  учитель физической культуры средней школы №141, не любит терять времени, он ставит  цели и упорно идет к ним.  Мальчишкой всерьез занялся легкой атлетикой, а отдыхать приходил… в детский сад. Мама работала воспитателем, и сын с удовольствием помогал ей вытирать носы, петь колыбельные…  Ребятишки чувствовали доброту, исходящую от Алексея, отвечая взаимностью. И в школе с детьми ему легко – с первого урока, который Алексей, будучи еще студентом Сибирского государственного университета физической культуры, провел в том же спортзале, где работает и сейчас. На третьем курсе случилась тяжелая травма – повредил позвоночник, врачи пугали полной обездвиженностью. Но потомок древнего рода всадников  («lei» переводится с немецкого как «повод, узда»)  не привык  легко сдаваться. Вылечил себя любимым занятием, в силу которого свято верит, – физкультурой. Не сломался, поднялся. Как раз для школы, где нужно не только ежедневно побеждать себя, но и помогать  это делать другим. Перед окончанием вуза услышал о целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска». Согласно ее условиям молодой специалист получает  на условиях социального найма жилье,  которое может перейти в его  собственность, если он проработает в социальной сфере не меньше 10 лет. Прикинул, где еще квартиру заработаешь? В школе Алексея Алексеевича помнили,  директор Валентина Васильевна Хонина приняла на работу без лишних слов. Опытные учителя физкультуры стали помогать молодому специалисту, готовя себе смену.  Правда, дети нынче, по словам Алексея, компьютерные. Им легко «бегать» по монитору мышкой, а в спортзале – трудно.  Но метод «упал – отжался» Алексей Алексеевич не применяет – физическая культура не должна быть наказанием. Чаще использует «пряник», точнее, шоколадки, которые ему регулярно дарят ребятишки на разные праздники. Он дарит их обратно уже в качестве призов. На недавних окружных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту команда  СОШ №141 впервые за последние 15 лет оказалась в призерах, начались первые победы в городских состязаниях по футболу, волейболу. С инвентарем  положение потихоньку выправляется с помощью общегородской целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Омска на 2009-2011 годы». А нынче  в связи с переходом на новые стандарты серьезные средства запланированы на приобретение мячей, лыж, канатов и прочего оборудования. Спортивная закалка Алексею не требуется разве что дома:  огромную квартиру-студию размером 40 квадратных метров, теплую и уютную, он получил в первый же школьный год. Ее, правда, нужно еще отработать, но когда дело спорится, это не так и трудно. Пора думать о потомстве.  – В такой квартире и  впятером не тесно, – мечтает Алексей. –  От детей устать невозможно. Вслед за памятьюС Денисом  Толкачевым,  выпускником Северо-Казахстанского государственного университета,  мы познакомились  три года назад на церемонии  вручения ключей от квартир, выделенных по городской целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях Омска». «Золотых ключиков» было 16, и 7 из них достались педагогам! Денис тогда приехал в гости в Омск,  получив красный диплом историка. Обдумывал: остаться ли в Казахстане, под боком у родителей, или начать самостоятельную жизнь. Узнав про такое событие, пришел взглянуть своими глазами.  А уже через год я услышала о  талантливом  учителе омской средней школы №73 и  энергичном руководителе Совета молодых специалистов Октябрьского округа Денисе Васильевиче Толкачеве. Он  перебрался в Омск, оценив  серьезную и постоянную поддержку властями молодых педагогов. Тем более что для Дениса  этот город судьбоносный. Когда-то здесь, в Сибирском кадетском корпусе, учился его прадед, репрессированный в 1937 году. Когда бабушка рассказала о судьбе отца, Денис, тогда старшеклассник, с жаром взялся восстанавливать семейную историю. Это занятие определило не только учебу на истфаке, но и службу в армии, которую он считает за честь. Первое, что сделал Денис, став учителем истории и обществознания,  – повел детей на экскурсию  в Омский кадетский корпус. Теперь такие уроки патриотизма стали постоянными. Сейчас молодой педагог ведет уроки в одиннадцати классах. Живет у тети –  очередь на квартиру пока не подошла. Точнее, приходит ночевать.  В прошлом году стал лауреатом городского конкурса «Открытие» – единственного в России. На нем новички педагогики представляют на суд жюри свою педагогическую концепцию. Победитель получает  ценный приз  на сумму 30000 рублей, серебряные и бронзовые призеры –  на сумму 20000 и 10000. Впрочем, никто не остается без награды – молодые педагоги  аттестуются на первую или вторую квалификационную  категорию, а это существенная материальная поддержка. Из числа особо перспективных формируется резерв руководящих кадров муниципальных организаций Омска. Так что Дениса ждет большое будущее. Впрочем, он творит его сам. В омском Департаменте образования еще в  1997 году создали общественный орган – городской Совет молодых специалистов, но работа шла тяжело: не желала молодежь ко всем своим нагрузкам добавлять еще и общественную. Стали искать энтузиастов, одним из которых стал Денис  – в первый же год работы сам вызвался наладить работу Совета молодых специалистов  Октябрьского округа.  –  Мелкие неурядицы не должны быть поводом для отказа от профессии, которую сознательно выбрал, – считает Толкачев. – Теперь  молодые педагоги округа регулярно собираются вместе, чтобы  обсудить проблемы. Немало таких встреч прошло в нашей школе,   директор Екатерина Владимировна Гладкова и председатель профкома Светлана Олеговна Бородулина всегда готовы помочь в их организации. Приглашаем стажистов, которые делятся опытом, дают полезные советы. Методическую поддержку оказывает городской центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива».  Стараемся создать условия и для полноценного досуга педагогов. Каждую субботу на базе школы №40 проводим день спорта – это хороший способ снять эмоциональное напряжение. Нынешний год для совета, которым руководит Толкачев, особенный – проект, направленный на поддержку молодых педагогов округа,  получил высокую оценку городского Департамента образования, и на его  реализацию выделен  грант в 200 тысяч рублей. Льготные условия  – Решающую роль в том, что в отрасль пришла молодежь, конечно, сыграла политика поддержки молодых специалистов, которую проводит администрация Омска во главе с мэром Виктором Филипповичем  Шрейдером. Ну и мы стараемся, – говорит Илья Дубин, директор Департамента образования  Омска. –  Еще несколько лет назад брали всех, кто приходил в отрасль, – выбора не было! Убедили директоров, что нужна селекционная  работа с выпускниками, если видны педагогические наклонности. Теперь в отрасль приходят не просто молодые, а именно те молодые, которые должны прийти. Не просто мужчин хватаем, а берем парней, которые готовы учить и учиться, работать и участвовать в общественной жизни. Теперь молодежь на  конкретных примерах видит возможности  карьерного роста. Положительная тенденция наметилась в 2006 году, когда администрация города стала принимать серьезные меры для закрепления молодежи. Департамент образования стал одним из разработчиков муниципальных правовых актов, обеспечивающих социально-экономическую поддержку молодых специалистов, организовал работу по выполнению целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска». В ее рамках предоставляется не только ежемесячная доплата к окладу и единовременная денежная выплата, но и право на включение в отраслевой список нуждающихся в жилье. Уже 21 молодой специалист получил свою квартиру! Представители департамента не ждут, пока молодежь к ним придет, они проводят  встречи со студентами и выпускниками вузов и колледжей. Сотрудничество с кадровыми агентствами при вузах и ссузах позволяет еженедельно обновлять банк вакансий, так что молодых специалистов всегда знают куда направить. За новенькими закрепляют опытных наставников, что позволяет сократить  период адаптации. Как говорит Илья Дубин: «Мы учим  молодежь успеху».СтатфактВ системе образования Омска 5605 педагогов, из них 383 – мужчины (или 6,8%). Это пока немного, но в последние годы наметилась тенденция к увеличению их количества.Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте