Наш педагогический коллектив вышел с инициативой организовать на базе школы в рамках летнего городского профильного лагеря летнюю математическую школу для мотивированных на изучение математики, физики, информатики учащихся школы и школ района.
Программа профильного лагеря содержит как учебные, развивающие, так и развлекательно-спортивные мероприятия. Деятельность ребят во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных группах. Пребывание в профильном лагере – летней математической школе – проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Демократичность общения способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, что помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений. Наш летний городской профильный математический лагерь называется «Двенадцать в квадрате». Почему «Двенадцать в квадрате»? Все просто, как в математике: поменяв статус, мы получили новый номер – 1384, но сохраняем традиции и свой прежний номер 144, а это 122. Главный вопрос состоял в том, что в лагере занятия не должны быть похожими на школьные. Попасть в наш лагерь могут, к сожалению, не все. Путевка в лагерь стала наградой за хорошую и отличную учебу, участие в олимпиадах и конкурсах, фестивалях. Для проведения занятий были приглашены преподаватели тех высших учебных заведений и организаций, с которыми сотрудничает школа на протяжении многих лет: МАИ, РАО, МЦ СОУО. Для ребят были подготовлены путевки-приглашения с обозначением основных направлений деятельности лагеря, тематикой экскурсий. К подготовке первого дня все отнеслись очень серьезно, так как закладывалась новая традиция школы. Презентацию представили на церемонии открытия лагеря отряды не только ребят, но и учителей. На церемонии открытия были приняты законы, по которым должен жить лагерь.А как же начинать день? Мы предложили ребятам танцевальную минутку перед завтраком, когда снимается напряжение, улучшается кровообращение, поднимается настроение – все это просто необходимо человеку, особенно подросткового возраста.Распорядок дня составлен таким образом, чтобы ребята могли позаниматься, отдохнуть и лучше узнать друг друга. Мы активно использовали такую форму работы, как психологические тренинги, которые позволили ребятам увидеть достоинства друг друга, лучше понять себя и товарища в разных нестандартных ситуациях. Ребята учились работать над общей проблемой в группах и представлять результаты совместного труда.В программу были включены занятия по математической логике, ребята учились думать и размышлять логически, узнали, что такое принцип Дирехле, сложные проценты, бесконечность и четность и многое другое.Кто из детей не любит мультфильмы, но как создаются эти самые мультики? Этому научиться можно было на занятиях по flesh-анимации. Ребята рисовали и оживляли картинки, в результате многие из них отправились в виртуальное путешествие на собственном поезде или завели свой собственный аквариум с экзотическими рыбками.Математика сама по себе наука точная, но правильный ответ можно получить разными способами, причем не всегда стандартными. Как решить задачу, чтобы это было не только правильно, но и красиво? Этому учил преподаватель кафедры математики МАИ, доцент, А.Вестяк. Будущие десятиклассники были приглашены на занятия по физике и математике на аэрокосмическом факультете МАИ; возможно, уже сейчас некоторые из них определятся с темой исследовательской работы под руководством преподавателей вуза. Культурно-спортивно-развлекательной составляющей мы уделяли большое внимание. Подобрать тематику экскурсий для одаренных детей дело непростое. Экскурсия в Политехнический музей, лекция «Занимательная физика» были правильным началом экскурсионной деятельности. Ребята с помощью экскурсовода увлеклись объяснением физических явлений, просмотром физических опытов. Экскурсия на НПО «Алмаз» для нас не случайна, ведь генеральный конструктор А.Леманский – наш выпускник, за присвоение имени которого борется наша школа. Он окончил школу в 1953 году с золотой медалью. Ребятам необходимо знать, какие достойные люди учились в нашей школе, как много они сделали для страны и своего народа. Так как наша школа находится в районе авиационных предприятий и вузов и уже много лет сотрудничает с Московским авиационным институтом, то одной из первых экскурсий непременно должна была стать экскурсия в музей МАИ. Интереснейший материал собран старожилами института и работниками музея, хранителями истории, людьми, проработавшими в институте не один десяток лет. Поскольку институт авиационный, здесь очень много моделей самолетов, летательных аппаратов и их механизмов. Ребята могли все посмотреть, посидеть в кабине настоящего самолета, даже «полетать» на авиационном тренажере. Особенно это важно для нас и потому, что в этом году коллектив нашей школы включен в работу молодежного конструкторского бюро, участвует в разработке дизайна салона самолета в рамках прорывного проекта «Школы будущего».Конечно же, в экскурсионной программе были и зоопарк, и Коломенское, и Царицыно, и Музей космонавтики, храм Христа Спасителя.Лучший отдых, как известно, – это смена деятельности. Развитию пространственного мышления способствует развитие моторики пальцев рук. Эти задачи решают занятия оригами, они помогают сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Оригами – хорошая основа для моделирования кусудамы (объемных правильных многогранников), которые стали предметом изучения стереометрии. В конце смены мы устроили выставку поделок оригами и кусудамы. Ребята получили навыки подготовки презентации личного портфолио, включив в него фрагменты анимационного фильма. Может, и не получилось еще все, как хотелось, но «проба пера» произошла.Спорт и активный отдых стали для ребят любимым времяпрепровождением. Здесь можно было поиграть с друзьями в баскетбол, стритбол, перестрелку, футбол, теннис, посоревноваться в веселых эстафетах, потанцевать, поиграть в шахматы и получить грамотный совет мастера спорта по шахматам, фантазии не было предела.До самого позднего вечера ребята готовы быть в школе, общение и обучение одновременно. В перспективе наша инициативная группа учителей, психологов и учащихся проанализирует все события, занятия и мероприятия, которые происходили в лагере, разработает проект дальнейшего развития математического образования в школе летом и проект активного отдыха одаренных ребят. Девизом такого проекта стали слова «Обучение с увлечением и развлечением». Т.МИЩЕНКО, начальник летнего профильного лагеря, заместитель директора по УВР школы №1384
Комментарии