search
main
0

Обучение предпринимательству. От идеи до готового бизнеса

​Предпринимательство, ведение бизнеса – это не наука, это прежде всего мышление и навыки. Пока человек не начнет делать стартап, он не поймет, как это – вести свое дело, каких знаний ему не хватает и какие навыки нужны. Поэтому будущее предпринимательского образования заключается в переходе от стандартных практик – лекций, тестов, экзаменов – на проектное обучение.

В процессе работы над своим проектом у человека возникает запрос на знания и дополнительную информацию, что делает процесс обучения намного эффективнее, а преподаватель может подсказать, где и что ему посмотреть.В рамках нашего курса «Интернет-предпринимательство» обучающийся проходит все этапы – находит идею, создает прототип, ищет рынок сбыта, общается с потребителями, работает над маркетинговыми инструментами, разрабатывает рекламные кампании и многое другое. Мы запустили курс в 2014 году, а в этом учебном году он преподается в 136 вузах по всей России. Итог на текущий момент – создано около 1300 стартапов, из которых около 400 продолжают работать по сей день, а 100 из них уже привлекли инвестиции и гранты на дальнейшее развитие. Сейчас мы адаптировали его для СПО и старших классов школы. Ведь развитие своего стартапа, даже если он достаточно простой, дает навыки работы в команде, повышает финансовую грамотность, помогает в профориентации.Идея нашего курса родилась несколько лет назад, когда мы столкнулись с низким качеством подготовки стартапов и увидели, что в целом в России немодно быть предпринимателем, редко когда студенты/выпускники хотят вести свой бизнес. И даже если в каких-то классических вузах есть обучение предпринимательству, это теория, лекции, сухие знания по бизнес-планированию. Стартапы, построенные на бумажных работах, быстро разбиваются о реальность. В вузах сегодня учат не предпринимателей, а «солдат» и «офицеров» корпораций – менеджеров, управленцев для чужого бизнеса. В такой образовательной культуре вряд ли могут родиться бизнесмены, поэтому бесполезно говорить о развитии малого и среднего бизнеса в России, который является базой для диверсификации экономики, без обучения предпринимательству. По подсчетам The Global Entrepreneurship Monitor, только 3-5 процентов российских выпускников хотели бы быть предпринимателями, для сравнения даже в Латинской Америке этот показатель составляет 11 процентов.Наши студенты в малых группах создают и пошагово развивают свои интернет-проекты, которые защищают в конце курса. Цель – сформировать понимание процесса создания жизнеспособного стартапа у потенциальных предпринимателей. Лекции студенты смотрят онлайн когда и где им удобно, а на занятиях получают обратную связь от преподавателя по выполненным этапам – работа проходит в формате перевернутого класса. Преподаватель является больше тренером по ведению бизнеса (в венчурных акселераторах такие люди называются трекерами). Предприниматели-студенты, прошедшие все этапы курса, понимают бизнес-процессы лучше – начиная от маркетинга, который зачастую бизнесменам просто непонятен, заканчивая умением продавать. Мы уделяем большое внимание маркетинговым коммуникациям и построению продаж – как привлечь первых покупателей, как масштабировать бизнес, как пиарить и рекламировать свое дело.  И, конечно, мы обучаем тому, как получить финансирование на реализацию своего проекта. Это значит не только построение финансовой модели, но и создание эффективной презентации для инвесторов, коммуникации с инвесторами, убеждение их в том, чтобы они выделили необходимые деньги. Поэтому многие из тех, кто проходит курс качественно и внимательно, выигрывают затем гранты и получают инвестиции. Практическое обучение предпринимательству полезно для всех сторон процесса. Вузам это дает возможность предложить своим студентам современное практико-ориентированное образование и проект, которым можно заниматься по окончании курса, делать настоящий бизнес. Повышаются вовлеченность в учебный процесс и статус учебного заведения. Студенты имеют возможность получить бизнес-опыт еще в процессе учебы. В школах обучение предпринимательству позволяет реализовать междисциплинарность. Школьники создают и развивают проекты, с которыми могут работать на разных предметах – математике, информатике, экономике, географии, русском языке. На недавно прошедшем всероссийском форуме в Ярославле были представлены несколько школьных стартапов, создать которые вряд ли под силу даже многим взрослым: беспилотник для мониторинга линий электропередачи, биометрическая система безопасности, основанная на саккадических движениях глаз, диагностика заболеваний легких на основе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, система автоматического определения потенциала ВИЭ для энергоснабжения отдаленных регионов. Чтобы успешно и эффективно обучать начинающих и даже имеющих опыт бизнесменов, без практики не обойтись, она должна стать основой, на которую нанизываются знания, которая провоцирует узнать больше, лучше и понять глубже. Предпринимательский курс на основе проектного подхода дает студентам и школьникам много и, хотя требует от них большой работы, приносит им радость. Приятно читать отзывы родителей, что ребенок сам бежит делать задание, что ему интересно. Сами школьники говорят, что наконец поняли, зачем нужно изучать, например, математику. Самомотивация, которая достигается за счет работы над собственным проектом, возможности развивать свою собственную идею, намного сильнее мотивации оценками.Маргарита ЗОБНИНА,директор департамента экосистемных проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), преподаватель маркетинга и менеджмента инноваций в МГУ и НИУ ВШЭ, доцент кафедры стратегического маркетинга, автор курса «Интернет-предпринимательство», который стал победителем премии Рунета в 2016 году (число слушателей курса приближается к 20 тысячам)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте