search
main
0

Обучение должно быть трудным. Элеонора КАЙНОВА, профессор Института проблем развития среднего профессионального образования, член-корреспондент АПО

Любое обучение – это управление, причем очень сложное, формированием личности. Оно выходит за рамки известных нам способов управления в области технических наук. Даже кибернетика занимается искусственными системами, и специалисты этой области спрашивают педагогов: «Как вы управляете человеком?», поскольку человек является открытой, самоорганизующейся, развивающейся системой, трудно поддающейся внешнему воздействию. Пока педагог воздействует на подростка, тот может подчиняться или быть ведомым. Но как только прекращается непосредственное воздействие, человек начинает управлять собой сам. И основная задача педагога заключается в том, чтобы перевести внешнее управление во внутреннее. То есть таким образом повлиять на человека, чтобы он действовал в соответствии с требованиями социально-экономической жизни, полезности для общества и без непосредственного воздействия учителя. Это, наверное, самое сложное.

Основной закон, который должен быть соблюден всегда и везде: чему бы мы ни учили, мы формируем личность. И если учим хорошему, а получаем плохое, то, значит, учим плохо. Или, как сейчас говорят психологи, доминанта обучения находится в другом месте. Это значит, что учащийся у нас отсиживает время в надежде получить документ, а обучается жизни он совершенно в другом месте. И это замещение является основной педагогической ошибкой.

Но как сделать, чтобы знания переходили в умения, а умения – в линию социально активного поведения? Это вопрос вопросов. Просто передача знаний уже ничего не значит. Меняется место преподавателя в учебном процессе. Ученики уже достаточно эрудированны, у них расширена зона интересов, в которую не всегда попадает учебное заведение. И это насилие, а всякое управление есть насилие, должно быть приятным, или, по крайней мере, незаметным. Для того чтобы приспособиться к новым ситуациям в образовании, преподаватель «уходит на второй план», переходит в область консалтинговых услуг.

Сегодня основная задача в совершенствовании образовательного процесса – это переводить его на самообучение, на автопилот. У нас зачастую педагог приходит в преподавательскую такой усталый, изможденный, его все жалеют, говорят: «Какой хороший преподаватель и какая тяжелая учебная группа». Это несколько вывернутая ситуация. Вот когда он сидит в преподавательской в учебное время, а группа работает на 220 вольт, – это и есть то самое управление, о котором я говорю. Все, что ученики могут освоить самостоятельно, они должны освоить самостоятельно. Психологи давно заметили, что недостаточная трудность в обучении снижает уровень усвоения учебного материала и успеваемость, в конечном счете. Обучение должно быть трудным. Еще Ушинский в свое время говорил, что обучение – это труд и труд тяжелый, к нему надо приучать.

Но труд может быть эффективным, когда он интересен. Педагогов надо готовить таким образом, чтобы они в первую очередь сумели вызвать интерес к предмету с самого начала. А вызвать интерес можно к любому предмету. Есть уроки математики, как музыка, и есть уроки истории, на которых просто невозможно высидеть 45 минут, не говоря уже о сдвоенных часах. Если не будет интересно – не будут учиться, и никакие меры насильственного характера не дадут результата. Или дадут результаты чисто формальные. Это вторая задача, которую нужно решить.

Третья задача – это повышать уровень педагогического мастерства, за счет которого решаются все задачи. У нас мало внимания обращается на педагогическую технику, а это фактически уровень актерского мастерства. То есть умение воздействовать на личность включает в себя не только знание учебного предмета. Сейчас уже оценка преподавательского труда зависит от того, как педагог умеет эти знания передать. А для того и надо обладать тем самым актерским мастерством.

Также преподаватель обязательно должен знать физиологию. Далеко не все слышали о пубертатных периодах у подростков (от 13-14 лет), во время которых кровь отливает от головы, когда начинаются активные физиологические процессы другого порядка. И если в это время продолжать жестко воздействовать, в том числе вызывая родителей, то получается так, что не работает не только голова.

Кроме актерского мастерства, сейчас во многих учебных заведениях, повышающих квалификацию педагогов, вводится как обязательный предмет «Менеджмент». В основе педагогического мастерства лежит учение Станиславского. Он говорил, что если актер знает три – четыре приема воздействия на людей, то это не актер. Если он владеет 20 – 25 приемами – это начинающий актер. А у настоящего актера 100 приемов.

Когда и как действовать на ту или другую аудиторию – здесь и начинается самая большая сложность в области педагогики. В США для оценки уровня квалификации преподавателя независимая комиссия задает ему элементарную педагогическую ситуацию, и если он отвечает «да» или «нет», то ему ставится ноль. Поскольку любая педагогическая ситуация решается в зависимости от обстоятельств: в педагогике, в отличие от многих наук, нет однозначного ответа на вопрос. Например, у вас опоздал студент, пускаете ли вы его на лекцию или нет? Ситуация, почему он опоздал, может быть совершенно различной. Пример: у Макаренко была ситуация, когда он выстроил своих воспитанников и спросил, кто украл буханку хлеба. И ему выдали этого человека. Спустя много лет один из бывших учеников великого педагога стал преподавателем, и у него произошел точно такой же случай. Он выстроил воспитанников и спросил, кто это сделал. Его осмеяли, и он потом не мог уже вести занятия в этой группе. Он написал Макаренко слезное письмо: «Как же так, я же делал все в точности так же?!», на что Макаренко ответил очень остроумно: «Я же не знаю, какая у тебя в это время была погода».

То есть влияет абсолютно все. Пришли ли учащиеся на занятие после физкультуры или после физики, весна на дворе или лето. Вы каждый раз будете получать другую учебную группу. И нужно ориентироваться, уметь «взять группу в руки» сразу, как только вошел. Я вас уверяю, что, если преподаватель приходит, садится и начинает заполнять журнал, – господа, после этого вы не соберете группу. После этого вам надо будет включаться на полную катушку, чтобы заставить хотя бы кого-то вас слушать. Как говорил Станиславский: «Нет актера сильнее открытой двери», открылась она, и все внимание – на вошедшего, независимо от того, как ведет себя учебная группа. Если вошел и начал говорить сразу вне зависимости от того, слушают или нет, то начнут слушать. Но начинать надо сразу и очень интенсивно.

Ученики очень быстро привыкают и знают: этот вошел, и еще пять минут можно болтать свободно, а если другой вошел, то лучше не пропускать ничего, потому что он сейчас скажет самое главное, поставит задачу, потом будет спрашивать, как ее решить.

У нас раньше была неправильная установка: конечно, воспитывающие цели на 45 минут поставить – это нонсенс. Но дидактическая цель учебного занятия должна быть. Если она поставлена правильно и выполнена, то можно быть уверенным, что у части учащихся что-то осталось в голове. К сожалению, дидактические цели ставить не умеют и очень туманно говорят, что «надо научить». Но этот глагол – неработающий, потому что обучение от старославянского «обо», то есть два. Эта работа преподавателя и обучающегося. Как только эта связь нарушена, так нет результата. И это еще одно, чему надо научить учителя.

Известная установка министерства: если 70 % обучающихся выходит на реализацию дидактических целей, то можно говорить об успешности преподавания. Если нет – простите, профнепригодность. Три раза профнепригодность – это увольнение с работы, если уже говорить о международных требованиях.

Дидактическая цель не может быть на одну и ту же тему, она должна быть разной в разных учебных группах. Поскольку неодинаков уровень подготовки учебной группы.

Весь мир занимается уровневым усвоением знаний. Именно реализация уровневого усвоения знаний дает преподавателю реальную возможность поставить дидактическую цель на учебное занятие и добиться ее в соответствии с уровнем подготовленности группы к восприятию.

Это не модульное обучение, хотя оно – интереснейшая проблема. Франция хорошо его использует и, мне кажется, это панацея от многих наших бед, если бы в профессиональном образовании мы его взяли на вооружение. Для гостиничного хозяйства там готовят человека таким образом, что он осваивает несколько специальностей: слесаря, охранника, бармена – простых, но необходимых. И он легко может переходить с места на место. Это обучение для корпораций перспективно и интересно. А готовить штукатура-отделочника в течение полутора или двух лет – это неинтересно и просто, а всякая простота в обучении, к сожалению, убивает интерес.

Обучение не должно быть простым. Поэтому и не идут на простые профессии, хотя они и востребованы. Как-то ко мне подошла преподавательница и сказала: «У меня в группе все вот такие, – и постучала по столу. – Что с ними делать?». Я спросила, какой предмет она преподает. Оказалось, что много часов она рассказывает им о семи видах штукатурных работ. Да, если они еще не разбежались на четвереньках с таких занятий…. Это же невозможно, подростки такие эрудированные сейчас, а им читают про виды работ, которые можно объяснить не за пять минут, конечно, но и не за несколько часов. Уплотнять информационный поток – следующая большая проблема.

И этому тоже нужно учить педагога. Информация, по разным источникам, удваивается, утраивается. И умение рассчитывать информационный поток – это интереснейшая из педагогических проблем. Есть ученые, которые этим занимаются. Есть таблицы для расчета количества информации в единицу времени, которое может воспринять человек определенного возраста в зависимости от запланированного уровня усвоения знаний. И есть еще понятие уровня сложности учебного материала. На основании этого составляется матрица, где перекрещиваются эти два показателя, которые вы осознанно запланировали в дидактической цели, представляя себе свою учебную группу, которая может или не может усвоить на этом уровне учебный материал. И получается количество бит информации для вашей возрастной группы. Все уже может быть рассчитано.

Когда преподаватели начинают лить крокодиловы слезы по поводу того, что штукатурным работам по плану нужно посвятить 60 тысяч часов, то я говорю: «Мы с вами по одну сторону баррикад и прекрасно знаем, что можно сделать». Потому что есть время, которое отводится на региональный компонент, местный компонент. Так что часы есть, даже если упираться в государственный стандарт и говорить о том, что «там все написано» и «мы должны».

Следующая большая проблема, которую нужно решать, это обучать будущих преподавателей явлению инсайта. Инсайт – это озарение, когда слабый ученик вдруг дает хороший ответ, или решает трудную задачу, или предлагает новый способ решения. К сожалению, не зная этой проблемы, преподаватель начинает наседать на ученика: «Ты списал, тебе подсказали или подсмотрел». И это вызывает смех в группе или ставит подростка в неловкое положение. Бывает такое. А дело в том, что мышление развивается по синусоиде, и когда человек выдает такую интеллектуальную вспышку, то для преподавателя это должно быть сигналом. Он должен эту вспышку поддержать, не подозревать ученика в нечестности, а просто дать ему еще одно задание. И станет ясно, он ли это сделал. Если подростка и дальше повести по той прямой, на которую он вышел, то во многих случаях позже он выходит на очень высокий уровень. А если в это время его обидеть или унизить, то, бывает, что он попадает в такую яму, из которой инсайта не получается долгое время. И опыт талантливых преподавателей надо изучать для того, чтобы иметь те самые 100 моментов перебора.

У нас часто пишут: «Преподаватель должен быть коммуникабельным, комфортным, любить детей». Кстати, американцы проводили эксперимент, и 67% преподавателей написали, что детей терпеть не могут. Причем это хорошие педагоги. А сколько знаменитых актеров, которые ни в коем случае не хотят, чтобы их дети стали актерами? То есть любовь к профессии, к предмету, на который направлен твой труд, вовсе не обязателен, чтобы успешно вести обучение. Сколько мы знаем преподавателей, которые и комфортны, и детей любят, а совершенно никакие педагоги. И сколько знаем людей, неудобных в общении, даже не очень грамотных, но в то же время они прекрасные преподаватели.

Эта сложность в общении выходит на первый план в преподавательском труде. И многие, особенно начинающие педагоги, грешат тем, что стараются быть поближе к группе и психологически, и с точки зрения учебного предмета: оставляют на дополнительные занятия, стараются стать «своими». Но, к сожалению, это неправильно. Дистанция должна быть обязательно. Даже на «ты» не стоит переходить. По теории управления начинать надо с жестких форм. Учитель должен сразу показать, что он здесь хозяин положения, уважаемое лицо, требующее дисциплины и серьезного отношения к себе. Только потом можно ослаблять жесткую хватку и переходить на более мягкий режим совместной работы. А сначала нужно строго себя держать, строго давать задания и строго следить за их выполнением. Не вешать задания «в никуда».

Сейчас в системе НПО появятся колледжи, будут новые требования к преподавателям. И каждый из них может проверить себя на соответствие качества его труда международным стандартам. Так, из области профессиональных знаний важно умение владеть ситуациями и пользоваться ими – сколько переборов вариантов дает преподаватель на заданную ситуацию.

Во многих странах мира разработано древо целей, но общее во всех трудах это «формирование творческих способностей обучающихся».

Часто спрашивают, как можно определить творческое начало. Это ясно по тому, задают ли студенты вопросы. Когда педагог задает вопросы – это еще не пик его мастерства и не показатель интереса к предмету. Преподаватель должен стимулировать студентов на вопросы. Имеют смысл любые из них, потому что он заставил студента думать о теме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте