search
main
0

Обучая, не отнимай здоровье. Контроль станет комфортным

В условиях утверждения личностно ориентированной парадигмы образования одноканальная, авторитарная по форме, монокритериально-знаниевая по содержанию система традиционного контроля далеко не адекватна и не объективна для оценивания качества обучения, где должны оцениваться не только ЗУНовый результат, но и сам процесс обучения как комфортный, оздоровляющий и развивающий личность педагогический процесс.

Все это актуализирует проблему создания принципиально новой системы управления качеством обучения и скорейшего ее внедрения в практику массовой школы. Такой системой и является инновационная технология управления качеством предметного обучения РОСТ.

Саморазвивающаяся педагогическая система РОСТ построена на основе организации рефлексивной учебной деятельности личности. Системообразующее звено новой системы управления качеством предметного обучения – специальная форма обучения – урок по технологии РОСТ.

Главная цель урока по технологии РОСТ – мобилизовать обучаемого к самоуправлению качеством предметного обучения и саморазвитию путем системно-деятельностного, рефлексивно-оценочного и самокоррекционных подходов организации педагогической диагностики и мониторинга основных элементов учебной деятельности (мотивационно-ценностный, содержательный, операционно-мыслительный и рефлексивный). Целеполагание в начале урока реализуется созданием учебной проблемной ситуации и последовательным применением приемов самоизучения, самооценки и самокоррекции. При этом центр традиционного внешнего контроля и оценки переносится во внутренний контроль в форме рефлексивной деятельности.

Уроки РОСТ проводятся после прохождения крупных тем или разделов вместо традиционных итоговых уроков обобщения и контроля по пройденной теме.

Урок РОСТ состоит из семи строго последовательных этапов, каждый из которых имеет научно-педагогическое и психологическое обоснование и свой алгоритм и технологические нормы качества выполнения его основных этапов.

Использование РОСТ позволяет создать высокоэффективную систему подготовки учащихся к ГИА (государственной итоговой аттестации) и ЕГЭ.

Обобщая, можно сказать, что наряду с главным достоинством инновационной разработки РОСТ по повышению ЗУНового показателя качества обучения необходимо выделить снижение стрессовости процедуры контроля. Это особенно важно, когда слова «тревожность» и «волнение» входят в наш лексикон как официально признанные научные термины и когда фраза «обучая – не отнимай здоровье» возводится в ранг современных дидактических принципов.

Эффективность технологии РОСТ выражается в следующем:

1. Достигается 100-процентная успеваемость и повышение качества обучения, выражающееся в 20-30-процентной прибавке к уровню входной диагностики по традиционному ЗУНовому показателю.

2. Развитие основных элементов системы учебной деятельности обучаемого (мотивационно-ценностного, содержательного, операционно-мыслительного и рефлексивного).

3. Снижение уровня тревожности во время процедуры контроля и достижение комфортности и здоровьесберегающего эффекта.

4. Обеспечение реальных условий для саморазвития ученика и профессионального роста учителя на основе организации их рефлексивной деятельности в форме специального урока РОСТ.

5. Ускорение и уплотнение обратной связи педагога с обучаемыми. Значительная экономия времени и материальных ресурсов на организацию управления качеством обучения.

6. Повышение качества подготовки выпускников школ к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

По инновационной технологии РОСТ систематически проводятся авторские курсы и семинары для учителей-предметников и руководителей ОУ. Также практикуются дистанционные курсы. Для этого подготовлен соответствующий учебно-методический комплекс.

Булат Юнусбаев, заведующий кафедрой теории и методики преподавания биологии, химии и географии, заведующий совместной педагогической лабораторией управления качеством предметного обучения ИРО РБ и БГПУ им. М.Акмуллы, к. п. н., доцент, заслуженный работник

образования РБ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте