search
main
0

Обсуждение в печати проблемы 12-летней общеобразовательной школы вызвало большой интерес среди учителей. Высказываются разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Одни – “за”, видя в 12-летке действенное средство снижения социальной напряженности в обществе. Другие – “против”, считая, что переход к ней в нынешних условиях преждевременен. Сначала, мол, нужно крепкую учебно-материальную базу создать, а потом уже переходить.

Опасения, что переход на 12-летку будет проведен поспешно, без должной подготовки и продуманности, без создания необходимых условий для него, неновы. Так было не раз и не два. Сколько таких “переходов” и “переводов” старшее поколение учителей помнит на своем веку! Кажется, что начиная с 50-х годов только тем и занимались, что меняли структуры обучения в общеобразовательных школах. Сначала шли от 7-летней к 8-летней школе, затем – к 9-летней. Постепенно пришли к нынешней, 11-летней. И вот, наконец, дождались – будем осуществлять переход на 12-летку, а там, глядишь, и к 13-летке двинемся. Ведь имеется же в решении коллегии Минобра этакий кивок на то, что в некоторых странах – в Германии, Италии, Швеции, например, – существуют такие школы. И, мол, ничего! Молодое поколение успешно учится.

Погоня за простым увеличением сроков обучения в общеобразовательной школе без учета национальных традиций, без создания реальных условий для учебы была бы смешна, если бы она не диктовалась уважительными причинами. В решении коллегии Минобра они подробно перечисляются. Напомню лишь некоторые из них: здесь и все увеличивающийся объем научно-технической информации, сваливающийся на головы школьников, и необходимость снижения учебной нагрузки, и стремление развивать интеллектуальные знания, умения, навыки учащихся, и многое другое.

Все это, по мнению Минобра, будет способствовать осознанному “выбору профессий” выпускников, их “более качественной подготовке к обучению в вузе”. Кажется, что забота о ней является лейтмотивом всего. Но о каких вузах идет речь?

Сейчас открыто много коммерческих вузов. Учителя, работающие в старших классах, имеют к ним немало нареканий, прежде всего за то, что они принимают на свои факультеты даже самых слабых, самых ленивых учеников. Не утратит ли при таком подходе к получению высшего образования учеба в будущей 12-летке свой личностный смысл? Не превратятся ли ее выпускные классы в своеобразные “отстойники”, где будут “тянуть резину” дети состоятельных родителей, не желающие хорошо учиться, но уверенные в том, что за деньги их всегда примут в коммерческий вуз? Не будут ли страдать при этом выпускники способные, все те, кто из-за отсутствия средств не будет иметь возможности для продолжения учебы?

Последняя ступень обучения в будущей 12-летке вообще будет связана с решением многих сложных проблем. Сейчас, например, прием в 10-е классы вызывает много критических замечаний у педагогов, работающих в старших классах. Берут всех, даже тех, кто учился весьма слабо, на “кое-как”. Не принимать в 10-е классы таких учеников нельзя, на этот счет есть строгое указание местных “верхов”. Комитеты и отделы образования бдительно следят за его выполнением. При этом выдвигается один и тот же мотив: “в целях дальнейшего самоопределения” юношества, в “целях снижения социальной напряженности” в обществе.

В целях, в целях… Сплошные цели! Не пора ли закончить с таким подходом? Не пора ли предоставить школам больше самостоятельности при наборе учеников в старшие классы?

Удастся ли при переходе на новый срок обучения избежать перекосов и крайностей, покажет время. Но вот что беспокоит. Уже сейчас иные чиновники от образования, заслышав “зов времени”, спешат “примерить” будущую 12-летку ко всем без исключения подопечным школам. Работа, как говорится, кипит. Боясь не упустить “исторический” момент, они заранее “озадачивают” директоров школ. Те в свою очередь периодически устраивают “смотры готовности” учителям. Думайте, мол, прикидывайте, не сидите сложа руки. Готовьте почву!

Думаем, прикидываем, почву готовим. Проводим классные собрания со своими воспитанниками, с их родителями, старательно выясняем, кто пойдет учиться в старшие классы, а кто, покинув школу, попадет в так называемый “отсев”.

Отсев, охват, сохранение контингента учащихся. Как привычно звучат эти слова! Как согревают они сердца тех, кто смотрит на школу как на нечто неизменное, навеки устоявшееся, где все можно подсчитать, проанализировать, заложить в “банк данных”!

Бумажная канитель… Давно замечено, что она мешает живому делу обучения и воспитания. Но бумаг меньше не становится.

Вот и нынешние решения о 12-летке… Нет-нет, да и возникнет тревожное чувство: а не превратится ли переход к ней в показуху, навязанную “сверху”?

Анатолий ТРОШИН,

учитель истории

средней школы # 61

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте