“Будущее образования в России: демография, экономика, потребности общества” – так назывался “круглый стол”, организованный 5 июня Фондом комплексных прикладных исследований.
В его работе приняли участие ученые в области социологии, экономики, демографии, педагогики, психологии таких авторитетных вузов, как МГУ, МГТУ им. Баумана, Высшей школы экономики, Высшей школы бизнеса, а также институтов Российской академии наук. Вместе с экспертами и докторами наук на заседание были приглашены бизнесмены и представители кадровых агентств.
Обсуждались ключевые вопросы: демографический спад, рынок труда и спрос на специалистов и рабочих высокой квалификации в сфере производства, конкурентоспособность российского образования.
На заседании подчеркивалось, что весь мир переживает сейчас кризис образования. Что это значит? Вместе с обычной информационной функцией образование выполняет функции социальную и личностную (занятость населения, поиск человеком своего места в жизни), компенсаторную (различные коррекционные образовательные учреждения) и даже психотерапевтическую. Главная тенденция: образование переходит от “знаниевой” парадигмы к ценностной.
С этих позиций и надо проводить модернизацию, считают участники “круглого стола”. Дело не в том, сколько лет будут учиться в школе и в какой форме пройдут выпускные экзамены, а в самом институте образования, какую роль он играет в обществе и в жизни человека.
Общение за “круглым столом” проходило в академической, камерной обстановке. Не хватало, на мой взгляд, живой струи, которую могли привнести педагоги-практики, а также оппоненты – представители Минобразования, которые, думается, вступили бы в дискуссию по основным вопросам реформирования системы образования. “Круглый стол” от этого только бы выиграл.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии