Елена МИХАЙЛОВА, учитель, Великий Новгород:
– Я считаю, что учитель не имеет права высказывать перед учениками, не достигшими возраста 18 лет, свою личную точку зрения на политические или религиозные вопросы, поскольку жизненный опыт детей не позволяет им адекватно оценивать явления и события в этих сферах. Педагоги, библиотекари и другие лица, выступающие перед школьниками, также в обязательном порядке должны соблюдать федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Готовясь к выступлению перед детской аудиторией, каждому нужно обязательно заглянуть в Интернет и ознакомиться с этим законом. Многие просто не знают, что не обо всем можно говорить с детьми, не подозревают, что могут нанести вред детской психике и отрицательно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.
Никита БОРОВСКИЙ, учитель истории и обществознания школы №5, Петрозаводск:
– С моими шестиклассниками – нет. Они еще маленькие, и им не особенно интересно. С 11‑м классом – да. Если это уместно, то в рамках урока, если нет, ученики подходят, и мы говорим на перемене. Я всегда подчеркиваю, что это мое мнение. Ребята взрослые и прекрасно все понимают.
Анна П., учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Я стараюсь избегать разговоров об Украине и с детьми, и с журналистами. Лучше скажу два слова об истории своей семьи. Мои бабушка и дед были сосланы вместе с родителями из Находки на Колыму, так как их объявили врагами народа. В 1938 году, когда у бабушки уже было четверо своих детей, ее саму обвинили в шпионаже в пользу Японии. Что такого секретного она могла выведать, работая почтальоном в глухом колымском поселке, неизвестно. Но разговор о советской власти с коллегой по работе был, и по доносу коллеги бабушка отсидела в лагере три года. Так что печальный опыт бесед о политических событиях во мне заложен на генетическом уровне. Тем более что сегодня по некоторым статьям предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы. Поэтому молчим, целее будем.
Анна Д., учитель русского языка и литературы, Нижегородская область:
– Вначале я говорила о своей позиции, и дети знают, что я думаю. Но после случая с пензенской учительницей даже родные дети мне сказали: «Мама, будь осторожнее, держи язык за зубами». Теперь помалкиваю, хотя, конечно, очень переживаю. Единственное, что у меня осталось в качестве ресурса, – русская литература. Какой текст русской классики ни возьми, он за мир, за гуманизм, против лжи и насилия. Вот это для меня настоящий глоток воздуха. Умные дети сразу все понимают и параллели прекрасно проводят.
Сергей СИЛКИН, педагог детского центра культуры «Музыканты», Хельсинки:
– Сами беседы не инициируем, но реагируем, если слышим разговоры детей. В большинстве случаев говорим: «Это взрослая тема». Если что-то происходит с тобой или затронуло тебя, нужно поговорить со взрослым. Просим не распространять слухи. Если бы случился конфликт на этой почве, обязательно отреагировали бы, но пока, к счастью, ничего не было.
Комментарии