search
main
0

Обсудим! Нужны ли наказания?

Всегда внимательно изучаю нормативно-правовые документы. И вот передо мной на столе примерное Положение о поощрениях и взысканиях обучающихся в муниципальной средней общеобразовательной школе. Авторы – Л. Максимова, начальник отдела Министерства образования, и Л. Федорова, доцент кафедры Академии повышения квалификации работников образования.

Что касается поощрений, то здесь все понятно. За различные успехи поощрения ученикам выносятся директором школы.

А вот право наложения взысканий, как предлагают авторы Положения, должны иметь все: учителя, воспитатели ГПД, классные руководители, заместители директоров… Наложение взыскания можно оформлять записями в дневниках и классных журналах, а также в специальных тетрадях, где отмечаются пропуски уроков и поведение ребят (п. 4.4 Положения).

Какими изобретательными оказались авторы проекта, перечисляя меры взысканий. На ученика даже предлагается «возложить обязанности принести публичное извинение». Но ведь те, кто хоть немного знаком с основами педагогики и психологии, знают, что принести публичное извинение может не каждый взрослый человек и тем более ребенок. Для некоторых это становится серьезной психической травмой. А где же ребенок может найти защиту?

Так и хочется спросить авторов предложенного Положения: «Известно ли вам, что страх наказания пагубно действует на психику, особенно ребенка?» Не будут ли все эти меры взыскания при субъективном их применении являться методами психического воздействия, о чем говорится в п.4.1 Положения «Применение методов физического и психического воздействия по отношению к ученикам не допускается»?

Имея стаж работы директором более 20 лет, из них 10 лет в детском доме для детей-сирот, я не припомню случая, чтобы в коллективе так остро стоял вопрос о наказаниях учащихся, издании специальных приказов и положений. Ведь всем известно, что наказания только озлобляют, ранят душу ребенка и не являются почвой для воспитания сознательной дисциплины.

Считаю, что главное в школе – не разработанный перечень наказаний, а атмосфера, созданная коллективом и преподавательским составом, которая благотворно влияет на детей, на их воспитание и учебу.

Важно в школах и других образовательных учреждениях создавать свои нетрадиционные системы воспитания, основанные на детском самоуправлении, доверии и сотрудничестве детей и взрослых. Над этим надо работать всем нам. Так диктует жизнь. А авторы положения этого не видят.

Не потому ли предложенное положение получилось таким «устрашающим», что его авторами являются чиновники из министерства?

Анатолий МЕШКОВ, директор профессионального лицея №13, заслуженный учитель РФ, Мурманск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте