search
main
0

Общие проблемы – совместные решения

Корпоративная культура как фактор достижения высоких результатов

«Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся». Такую тему предложил Учебный центр Общероссийского Профсоюза образования для семинара, который проходил 31 октября – 3 ноября в Санкт-Петербурге. Организовать стажировку для менеджеров системы образования помог Информационно-методический центр Центрального района Санкт-Петербурга. За 4 дня участники интенсивного и разнопланового повышения квалификации смогли ознакомиться с системой образования Северной столицы, подискутировать о насущных проблемах, а также поработать на перспективу, проанализировав вызовы, с которыми столкнутся педагоги в ближайшем будущем.

 

Стажировка была уникальной не только по содержанию образовательной программы, но и по составу участников, в число которых вошли директора учебных заведений и даже руководители департаментов образования разных регионов страны. Именно поэтому мероприятие уже сейчас можно смело назвать настоящим прорывом в области социального партнерства.

Профсоюзные спикеры смогли убедительно доказать, что у работодателя и профсоюзной организации много общих проблем, которые можно решить лишь совместными усилиями. Среди них – профессиональные дефициты, трудности в выстраивании коммуникации, низкая корпоративная культура отдельных работников, сложности с делегированием обязанностей и полномочий. Со всем этим может столкнуться и директор, и председатель первичной профсоюзной организации.

Эту и другие интересные темы в рамках установочного семинара для участников стажировки раскрыл эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин. Комплексное понимание причин изменений в современном образовании позволило Раису Рамазановичу не только прокомментировать различные процессы, происходящие сейчас, но и выдвинуть ряд интересных гипотез о том, что ожидает педагогов в ближайшей перспективе.

Увеличение скорости, с которой меняется окружающая действительность, привело нас к новому переломному моменту. Еще не все успели привыкнуть к жизни в VUCA-мире, которому свойственна нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность, как на смену ему пришла более неоднородная эпоха – BANI-мир с его хрупкостью, тревожностью, нелинейностью и даже непостижимостью.

Одна из ключевых особенностей новой действительности – ускорение темпов устаревания знаний. Раис Рамазанович отметил, что именно с этим связана, например, необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов. Однако основная угроза для работников системы образования – цифровизация и глобализация.

Уже сейчас многому можно научиться и без живого, очного присутствия тренера или лектора. Различные вебинары, обучающие видео и другие виртуальные форматы стремятся потеснить или даже заменить учителя. Еще один аргумент в пользу отказа от привычных форм обучения, который может показаться существенным для многих представителей родительской общественности, – возможность учиться у самых известных педагогов, которые просто будут записывать свои занятия. Больше не надо ходить на уроки в сельскую школу, достаточно поймать устойчивое интернет-соединение, и ребенок будет заниматься у ведущих преподавателей со всего мира.

Однако Раис Рамазанович отмечает, что данная угроза не должна становиться поводом для паники. Исчезнет ли учитель в привычном понимании – зависит от нас. Очевидно, что любые механические, шаблонные действия будут автоматизированы, но педагог как представитель творческой профессии сможет остаться на рынке труда, если откажется от монотонности в пользу креативности.

Взаимодействие с директорами образовательных организаций Санкт-Петербурга позволило участникам стажировки убедиться в справедливости тезиса об успешности именно необычных, «нетиповых» учреждений. Ирина Витте, директор лицея №214, рассказала коллегам о поиске точек роста для образовательной организации. Решением другой проблемы поделилась Ирина Салыгина, заместитель директора по инновационной деятельности Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга. Ирина Алексеевна продемонстрировала, как можно оказать комплексную организационно-методическую поддержку учреждению с низкими образовательными результатами.

Запоминающимся оказался и опыт Дмитрия Ефимова, директора павловской гимназии №209, где успешно работают над историческими проектами. С особым теплом ученики и педагоги этого знаменитого учреждения относятся к императору Павлу I. Все выводы учащиеся делают самостоятельно, однако даже после краткого исторического экскурса почти все гимназисты отмечают, что это один из самых недооцененных императоров за всю историю нашей страны. Показателен и выбор предметов, которые сдают гимназисты на ЕГЭ. История и обществознание стабильно входят в тройку самых востребованных дисциплин.

Мастер-класс «Дом начинается с крыши» от Игоря Карачевцева, директора гимназии №166, был посвящен культурной антропологии в образовательном пространстве.

Плодотворным оказалось и знакомство участников стажировки с Межрегиональной организацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования. Сегодня профсоюзные лидеры стремятся предупреждать возникновение конфликтов, а не заниматься устранением их последствий.

Наиболее остро стоит вопрос даже не отношений педагога и работодателя. Больше всего подводных камней скрывает взаимодействие с родителями учеников, которые не всегда уважительно относятся к учителям и занимают с ними солидарную позицию в воспитании детей. Такие конфликты могут привести, например, к незаконной фото- и видеосъемке педагогов с целью их очернения, что доказывают многочисленные ролики в соцсетях.

Часто после публикации таких видео учителя чувствуют свою беззащитность и принимают решение покинуть образовательную организацию или даже уйти из профессии. Однако отсутствие каких-либо прав у педагога в подобной ситуации – весьма популярное и очень опасное заблуждение. Оказывается, на стороне учителя выступают сразу несколько законов, защищающих его от несанкционированной съемки.

Иван Кайнов, первый заместитель председателя Межрегиональной организации Профсоюза образования, уверен, что первостепенная задача профсоюза – не только рассказать о наличии таких защитных инструментов, но и научить работников пользоваться полученными знаниями. Неизменной популярностью среди педагогов пользуется специальная карточка-подсказка с перечислением законов, защищающих учителя, воспитателя и преподавателя от подобных съемок. Размер этой карточки позволяет вложить ее в чехол смартфона или визитницу, чтобы в любой момент воспользоваться необходимой информацией.

Поднятые во время управленческой стажировки темы позволили сформировать четкое понимание, что у профсоюза и работодателя есть не только общие проблемы. Сильная профсоюзная организация выгодна как педагогам, так и руководителю образовательного учреждения. Работа первички способствует повышению корпоративной культуры, профессиональному росту сотрудников и даже формированию уникального облика всего коллектива.

«Им с профсоюзом по пути» – именно так можно охарактеризовать руководителей, которые все четыре дня активно работали, учились и обменивались опытом, чтобы вернуться к себе в регионы и сделать лучше свои образовательные организации.

Сергей ВЬЮНКОВ, главный специалист аппарата Межрегиональной организации Санкт‑Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте