Не так давно вернулся из Бишкека, где мы с коллегами из стран СНГ – чиновниками, учеными, представителями средней школы – обсуждали вопросы оценки качества образования. Около сотни участников из семи бывших республик СССР вели разговор о том, что у нас получается, а что не очень. И это были не бравые отчеты, мол, все прекрасно, только вот денег немного не хватает. Говорили честно, судили по гамбургскому счету. У каждого дома есть нерешенные проблемы, но опыт соседа всегда поучителен, потому как показывает, что из его практики можно перенять, а на какие грабли лучше не наступать. Справедливости ради стоит отметить, что России, например, надо внимательнее присмотреться к опыту коллег из Еревана, где прекрасно отлажена грамотная система мониторингов по армянской истории, литературе и культуре. А в Казахстане уже давно существуют мониторинги высшей школы, которые у нас пока еще только создаются.
В центре дискуссии оказалось несколько ключевых проблем. Например, как можно, а как нельзя использовать полученные при оценке качества результаты для улучшения этого самого качества. К сожалению, примеры наказания невиновных и поощрения непричастных пока что встречаются везде: и в Казахстане, который первым приступил к системной работе по оцениванию качества образования, и в Таджикистане, где только начали вводить национальную систему оценивания. Второй вопрос, вызвавший неподдельный интерес: какие сигналы мы получаем от мониторингов и как конструктивно использовать рейтинги? Все, как один, отметили, что сейчас нужно сосредоточиться не столько на национальных экзаменах и даже не на мониторингах, которые, если честно, по-настоящему не встали на ноги ни в одной из наших стран, за исключением Армении и Белоруссии, сколько на внутришкольной культуре оценивания. Мы сошлись на том, что пока в средней школе царит пятибалльная, а по сути, трехотметочная система оценивания, повысить качество образования на уровне государства практически невозможно. Ведь подобная схема нацелена не на развитие ребенка, а на его квалификацию или дисквалификацию. Действуешь по образцу – «пять». Немного отступил – «четыре». Сильно отступил – «три», реже – «два». Но наши новые школьные стандарты призывают в первую очередь обеспечить развитие ребенка. Именно эта идея, а вовсе не равнение на образец, должна лежать в основе деятельности учителя. В завершение встречи мы договорились о двух вещах. Во-первых, решили вместе создать пособие для учителя по современным методам оценивания. Во главе международного коллектива авторов согласился встать Кали Абдиев – руководитель Национального центра тестирования Казахстана. Во-вторых, договорились об учреждении сетевого университета переподготовки учителей и тестологов стран СНГ, который позволит вне зависимости от места жительства повышать квалификацию учителей и управленцев наших государств. Эту работу будут курировать российская Высшая школа экономики и Институт развития стратегии образования РАО. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии