search
main
0

Общие ценности. Нам нужна система защиты добра!

С 27 января по 2 февраля 2008 года под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве проходили ХVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование». На чтения съехались православные педагоги, духовенство, представители творческой интеллигенции и активисты различных общественных организаций из России, Украины, Белоруссии, Греции, Сербии, Чехии – всего более десяти тысяч человек. Московская Патриархия организовывала их работу при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других светских учреждений. В числе задач, намеченных для участников форума, были важнейшие вопросы православного воспитания и образования, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, особенности работы с молодежью, социальное служение Церкви, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы науки и культуры.

Работа чтений была заранее поделена на семь направлений: «Православное воспитание и образование», «Школа в XXI веке», «Семья в век глобализации», «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие», «Церковь и общество», «Церковь и культура», «Христианство и наука». В рамках форума прошли также II Молодежные Рождественские чтения и многочисленные конференции, круглые столы, мастер-классы, выставки и презентации. Редакция «УГ» приводит здесь лишь несколько ключевых высказываний участников чтений, дополнив их выдержками из посланий первых лиц нашего государства, обращенных к собравшимся.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый заместитель председателя Правительства России:

– Сегодня в этом зале – представители Русской православной церкви, общественных и государственных организаций, авторитетные деятели науки, культуры и образования – люди с большим профессиональным и жизненным опытом. Ваша ответственная позиция, слово и дело призваны сыграть важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, укреплении многовековых исторических, культурных и духовно-нравственных традиций, которыми всегда по праву славилась Россия. Уверен, что работа вашего авторитетного форума вызовет широкий общественный резонанс, послужит успешному решению важнейших проблем гуманитарной сферы.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси:

– В наши дни зачастую у ребенка происходит раздвоение сознания, когда в семье ему прививаются христианские взгляды и нормы поведения, а затем в учебных классах он слышит совершенно противоположные по своему содержанию постулаты.

Школа и православные семейные ценности – эта тема имеет сегодня важное значение, ибо этот год Указом Президента является Годом семьи. Состояние семьи – это показатель не только настоящего состояния общества, но и его будущего, будущего каждого государства и народа. Святитель Филарет, митрополит Московский, говоря о значении семьи, называет ее «корнем дерева» государства.

Но в формировании жизненных позиций ребенка с того момента, как он поступает в первый класс, важное место занимает и школа. Вот поэтому не только семья, но и школа должна учить ребенка давать оценку происходящему вокруг него с позиции нравственности. Она должна способствовать развитию в ребенке положительных духовно-нравственных качеств.

В настоящее время остается важным вопрос преподавания в школах Основ православной культуры. Внесенные в конце прошлого года изменения в Закон об образовании привели к тому, что с сентября 2009 года упраздняется региональный компонент, в рамках которого ведется преподавание этого предмета. Вместе с тем хочу сказать, что мы прошли долгий путь обсуждения с Министерством образования вопроса о месте духовно-нравственного просвещения в учебной программе. И сейчас формы решения этого вопроса уже определились. Этому в немалой степени послужила прошедшая в декабре прошлого года в Калуге конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».

Необходимо отметить, что кроме школы важнейшую роль в духовном и нравственном формировании молодого поколения играют средства массовой информации, и мы не можем быть безразличными к тому, что многие из них просто растлевают детские души. Зло, которое сеется в детские сердца сейчас, впоследствии принесет печальные плоды. И поэтому мы неоднократно заявляли о своей позиции в отношении защиты прав людей, исповедующих традиционные нравственные и духовные ценности. Мы также предлагали и обсудить перспективы создания в Российской Федерации Общественного совета по вопросам нравственности, который взял бы на себя функции определения моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации.

Хочется надеяться, что в наступившем году мы сделаем серьезные шаги на пути преодоления искусственных препятствий, воздвигнутых на пути сотрудничества Русской Православной Церкви, российского государства и общества в деле воспитания подрастающего поколения и создания условий для подлинного осуществления принципа свободы совести в области образования.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

– Знакомство обучающихся с историей и культурой православия и других религий, на мой взгляд, не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения.

Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области христианской этики, морали, культуры, духовно-нравственного воспитания. В этом же ряду следует отметить и различные формы дополнительного религиозного образования (воскресные школы), которые одновременно с глубоким изучением православия прививают ученикам уважительное отношение к иным взглядам, другим религиям.

Во многих регионах России созданы центры христианской духовной культуры.

В практической деятельности педагогов активно используются такие формы работы, как: организация экскурсий в музеи (залы русской иконописи), заочных экскурсий по святым местам; реализация социальных программ по изучению родного края, истории, традиций, культуры; проведение совместно с представителями РПЦ детских творческих конкурсов, православных лагерей.

Для поддержки этих процессов министерством реализуется специальная ведомственная программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008-2010 годы. В ее рамках в этом году планируется провести Всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека».

Особо хотелось бы отметить наше продвижение в совместной законотворческой деятельности. В прошлом году удалось найти консолидированное решение по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях программ на основе государственных образовательных стандартов и их государственной аккредитации. Этот законопроект был одобрен Государственной Думой прошлого созыва в первом чтении, в феврале этого года состоится его второе чтение…

С учетом тысячелетней традиции, опыта и авторитета Русской православной церкви мы продолжаем сотрудничать по включению духовно-нравственной составляющей в образовательный процесс школы. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», разработанная РПЦ, направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов…

Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель XVI Рождественских чтений:

– Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры – какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России.

Нам еще предстоит создать такую систему образования, чтобы школы были центрами и интеллектуального развития ребенка, и его воспитания, где он бы познавал естественные науки, укреплялся в нравственности, обогащался духовно, и его сознание укоренялось в нашей отечественной культуре.

Для выполнения этой цели и подготовки гармонично развитого и способного к самореализации молодого поколения система образования должна, развивая общеобразовательные и профессиональные ориентации у ребенка, соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы, оканчивая школу, он имел навык восприятия как научных, так и духовных знаний и имел нравственные ориентиры. Последнее особенно важно, потому что России надо преодолеть духовную безграмотность и нравственный нигилизм.

В этой связи в современную систему образования надо включить не только усвоение знаний, но и осмысление культурного и исторического опыта развития нашего народа, и приобретение навыков творческой деятельности, приближающей личность к Образу Божьему. Эта личность должна уметь в реальной жизни добро противопоставить злу, разрушительно действующему на жизнь всего общества.

Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации Федерального Собрания России:

– Уверен, что и в постиндустриальном, и в последующем за ним ином, новомодернистском обществе понятие «Святая Русь» никогда не останется пустыми словами. Такая Русь рождалась на льду Чудского озера, на Куликовом и Бородинском поле, на Курской дуге. Православные ценности берут начало от Голгофы, от страданий Христа, от апостольских преданий, от семи Вселенских соборов. И потому наша Церковь постоянно произносит великие слова: «Русь святая, храни веру православную. В ней тебе спасение и утверждение». Вот почему так важно беречь, сохранять и приумножать великие ценности православия, активно внедрять их в сознание и души соотечественников, в систему образования и воспитания молодежи.

Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии:

– Вновь оказывается верной старая, испытанная жизнью истина, свидетельствующая о том, что в человеке есть добро, но это добро надо оберегать и целенаправленно взращивать. Иначе оно будет подавлено грехом. Видимо, нам всем следует глубже осознать, что никакие политические реформы, никакой технический прогресс не в состоянии остановить деградацию общества, отказавшегося от своих духовно-нравственных корней и традиций. Мы приходим к пониманию того, что нужна система защиты добра, которая обеспечивала бы не только свободу выбора, но и свободу от зла. И базовым элементом этой системы является система образования, ориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности. Поэтому и следует самым серьезным образом отнестись к возрождению подлинного образования и приобщения молодежи к великой духовной и культурной традиции нашего народа.

Николай НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования:

– Патриотизм, бескорыстную любовь к человеку, даже жертвенность, да и многие другие высокие нравственные качества проявляют и люди неверующие. Это известно из истории, это знает каждый по жизни многих своих близких. И все же позиция бескомпромиссного материализма мне не близка. Если, как он учит, все для человека заканчивается с концом его физической земной жизни, не скажу «для всех», но для очень многих подлинная духовность окажется невозможной. Надо побольше урвать здесь и сейчас, а для этого могут быть хороши все средства. Для других же непреодолимыми, всеподавляющими оказываются разного рода лишения и бедствия, которых в жизни всегда немало, особенно же много в переходные периоды развития страны. Для человека верующего всегда есть надежда, он помнит, что отчаяние несовместимо с верою, что оно прямо осуждается Церковью.

Недавняя статистика показала, что в нашей стране больше мобильных телефонов на душу населения, чем в большинстве развитых стран, а по темпам роста мобильной связи мы практически обогнали всех. Мы опережаем большинство развитых стран и по темпам компьютеризации, что лет пять назад просто невозможно было себе представить. Этому нельзя не радоваться, это не гордыня, осуждаемая Церковью, а понимание того, что сделаны важные шаги, нужные практически всем людям. Но, отмечая это все, да и некоторые другие наши достижения последних лет, я бы хотел радоваться и тому, что наша Родина опережала бы все другие страны и по уровню духовности и нравственности.

NB!

Ознакомиться с полным текстом процитированных докладов, а также с другими материалами, освещающими работу XV Международных Рождественских образовательных чтений, наши читатели могут по электронному адресу: http://www.prokimen.ru/cat_index_220.html

От редакции

Может ли религия указывать людям, на каких основаниях им следует строить свою жизнь? Последние триста лет в Европе, в Америке, а потом и в России на этот вопрос часто отвечали отрицательно. С годами отрицание становилось все более жестким, а Декларация прав человека или Моральный кодекс строителя коммунизма задвигали переработанные ими библейские и евангельские истины все дальше от подрастающего поколения. Европейская цивилизация решила отправить религию и церковь «на свалку истории». И в этом она здорово просчиталась. Выяснилось, что никакие рациональные доводы сами по себе не способны заставить человека быть храбрым, честным или добрым. Выяснилось также, что другие мировые цивилизации, соседи бывших христиан, сохранившие веру своих предков, приобрели довольно серьезные козыри в рамках международной конкуренции. Сбереженный духовно-нравственный фундамент прошлого помог Японии, Индии и исламским странам осуществить «прыжок в будущее». У тех же, кто утратил свою веру, внутри поселилась пустота. Им некуда стало стремиться. Может быть, России тоже стоит обратить внимание на это явление? Ведь дело не в том, чтобы реставрировать или восстановить все утраченные в ХХ веке иконы и храмы, а скорее, в том, чтобы вернуть гражданам волю и веру в победу. Оказывается, этим простым и важным чувствам человека тоже надо учить с детства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте