В школе №18 г. Брянска в начале декабря открылся кабинет гражданского образования. Ценность его состоит в том, что создавали его сами ученики. Идея возникла у школьного парламента. Президент школы ученик 11-го класса Дмитрий Анисов возглавил строительную бригаду, а руководил всем процессом директор В. Харитонов, преподаватель граждановедения и обществознания. Помощь в закупке материалов оказал депутат областной Думы Ю. Петрухин – руководитель брянского регионального отделения общероссийского общественного движения «За гражданское общество». А теперь Юрий Петрович от материальной поддержки перешел к моральной. Известный брянский политик, обеспокоенный низким уровнем правосознания населения г. Брянска, решил провести ряд уроков гражданского права с учениками 10-х классов. Ведь будущий электорат надо воспитывать сегодня. Тема урока, который вел, – «Законодательная власть». Особый интерес у подростков вызвал рассказ о деятельности Брянской областной думы, ведь об этом нет ни в одном учебнике. На следующем занятии Юрий Петрович намерен познакомить ребят с законодательным процессом Брянской областной думы, а также пригласить депутатов школьного парламента на заседание областного законодательного органа. Так уроки по предмету «Живое право» становятся поистине «живыми» для ребят, дают возможность общаться с депутатами, увидеть своими глазами, как работает эта ветвь власти и как принимаются законы в Брянской области.
внутри штата Вопрос: что общего в деятельности местных органов исполнительной власти в России и ?Учитель: В губернатор штата избирается на 4 года, кабинет губернатора составляет 20 человек. Ему подчиняются департаменты, ведомства и агентства. Президент не может вмешиваться в деятельность исполнительной власти, не может давать указания губернаторам штатов и смещать их с должности. Давайте посмотрим, каков механизм действия местной исполнительной власти в России.Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с органами исполнительной власти в России и , узнали их компетенцию, выявили общее и различие в деятельности органов исполнительной власти России и .Полномочия кабинета министров .Президент как глава исполнительной власти.Исполнительная власть в Президент
Тема «Исполнительная власть»
(Сравнительный анализ исполнительной власти России и США.
Разработан Ириной КЕНЕЙ, школа №18 г. Брянска)
Цель: после урока учащиеся должны: иметь представление об исполнительной власти в России и США; знать порядок и способ формирования исполнительной власти в России и США; определить компетенцию и полномочия органов исполнительной власти в России и США.
Оборудование
Схемы «Органы исполнительной власти России»,
«Органы исполнительной власти США»,
Конституция России, Конституция США.
Вступительное слово учителя:
Исполнительная власть является одной из ветвей власти. Главная функция ее – реализация внутренней и внешней политики и исполнение законов. Сегодня мы познакомимся с исполнительной властью России и США, выявим, что в них общего и в чем отличие.
1-й этап урока – исполнительные органы власти и порядок их формирования.
Задание учащимся: прочитайте статью 110 Конституции РФ и статью 1 раздел 2 Конституции США и ответьте на вопрос: кому принадлежит исполнительная власть в России и США? В чем вы заметили различие?
Учитель знакомит учащихся со схемой исполнительной власти России и США.
2-й этап урока – компетенция исполнительных органов власти.
Теперь поговорим о разделении полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной властью на местах.
Задание учащимся: откройте статью 114 Конституции РФ. Ответьте на вопрос: какие полномочия у Правительства РФ?
Учитель: Особенностью исполнительной власти в США является то, что ее полномочия не закреплены в Конституции США.
Сообщение учащегося «Полномочия кабинета министров США».
В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА».
Правительство России
Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение
Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики
Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
Управление федеральной собственностью
Обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики РФ
Обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности, борьба с преступностью
Правительство Америки
Регулирует внутреннюю и внешнюю торговлю
Выпуск денег
Регулирование международных отношений
Обеспечение почтовой службы и дорог
Создание и подготовка армейских сил
Объявление войны и заключение мира
Управление американскими территориями и включение новых штатов
Регулирование иммиграции
Обеспечение выполнения законов
Вопрос: сравните полномочия российского правительства и американского кабинета министров, что общее, в чем различие?
3-й этап урока – местные органы исполнительной власти.
Учитель: Давайте рассмотрим, какими полномочиями обладают местные органы исполнительной власти на примере штата в Америке и области в России. Для сравнения их компетенции заполним таблицу.
Компетенция местных органов исполнительной власти
Россия
вопросы строительства и дорог
печать и телерадиовещание
управление транспортом
управление жилищно-коммунальным хозяйством
управление образованием и культурой
регулирование торговли
формирование местного бюджета
вопросы здравоохранения и социальной защиты
финансы и налоги
подготовка и проведение выборов
обеспечение законности и правопорядка
регулирование торговли внутри штата
формирование местного правительства
подготовка выборов
основание и поддержка публичных школ
работа с бизнес-структурами
выдача патентов на профессиональную деятельность
соблюдение всеми ветвями власти законодательства штата и также федерального законодательства
Вопрос: что общего в деятельности местных органов исполнительной власти в России и США?
Учитель: В США губернатор штата избирается на 4 года, кабинет губернатора составляет 20 человек. Ему подчиняются департаменты, ведомства и агентства. Президент США не может вмешиваться в деятельность исполнительной власти, не может давать указания губернаторам штатов и смещать их с должности. Давайте посмотрим, каков механизм действия местной исполнительной власти в России.
Сообщение учащихся: «Структура управления в субъекте Федерации»
Как вы думаете, в чем плюсы и минусы административной реформы, проводимой Президентом РФ?
Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с органами исполнительной власти в России и США, узнали их компетенцию, выявили общее и различие в деятельности органов исполнительной власти России и США.
Темы для рефератов
Полномочия кабинета министров США.
Полномочия Правительства РФ.
Структура Правительства РФ.
Ответственность Правительства РФ.
Президент США как глава исполнительной власти.
Администрация Брянской области: структура управления.
Администрация Брянской области: основные направления деятельности.
Исполнительная власть в США
Администрация президента:
Кабинет министров
Департаменты:
внутренних дел;
торговли;
сельского хозяйства;
труда;
здравоохранения;
социальных служб; жилищного строительства; городского развития; транспорта, образования, энергетики.
Исполнительный аппарат президента:
совет национальной безопасности;
совет по внутренней политике;
совет по международной экономической политике;
служба Белого дома;
служба вице-президента;
административно-бюджетное управление;
совет по качеству окружающей среды;
совет экономических консультантов;
управление по науке и технике.
Исполнительные агентства:
Национальное управление трудовых отношений; Информационное агентство; Агентство национальной безопасности; Федеральная резервная система; Национальное агентство по аэронавтике и космосу; Комиссия по атомной энергии; Комиссии гражданской службы; Комиссии гражданской авиации.
Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения, Брянск
Комментарии