В жизни, пожалуй, каждого человека есть три базовых этапа становления личности: семья, школа и профессиональная деятельность. Думаю, никто не станет спорить, что школа нередко играет в этом ряду одну из главных ролей. Ведь именно в школе человек определяет траекторию своего дальнейшего развития, а значит, и всей жизни. Все, что было заложено в семье, что ребенок понял и принял для себя как главные ценности, – все эти ростки должны расцвести полным цветом именно в школе. И поливать их, не дать им завянуть, явить миру их истинную красоту – благородная миссия учителя.
Между словами «школа» и «общество» можно поставить знак равенства, поэтому еще одна задача педагога – относиться с вниманием и заботой к каждому ученику так, будто он самое важное звено одной цепи. Таким образом, школа становится, с одной стороны, мостиком между подрастающим человеком и обществом, с другой – моделью последнего.Истинный учитель умеет создать в классе атмосферу сотрудничества, которая укрепляет чемпионский дух. В школе действуют спортивные идеалы, согласно которым победы можно добиться только в сплоченной команде, стремясь не только к личным, но и к общим результатам.В этой связи нельзя не сказать о колоссальной ответственности учителя перед обществом. Судьба человека зависит как от его собственного выбора, так и от людей, которые ведут его по жизни. Наши слова, действия, нравственный закон, в соответствии с которым мы совершаем поступки, определяют траекторию движения наших учеников. Об этом нужно помнить, заходя в класс и предлагая ученикам тему очередного урока.Роль директора школы также значительна. Поскольку школа играет одну из главных ролей в общественной жизни страны, руководитель каждой образовательной организации также отчасти несет ответственность за то, в каком обществе мы живем. Как я уже отметила, каждая школа – определенная модель социума. И те процессы, которые локализованы внутри нее, позволяют судить о том, что происходит в обществе в целом.В зеркале школы все видно очень ясно. Через школу мы узнаем друг друга, дети находят здесь первых друзей. Через школу люди познают целый мир. Да, в тот период, пока человек учится, у него формируется мировоззрение, он определяет оптику своего видения. И мы в силах сделать так, чтобы мир стал для него местом, полным возможностей, любви и поддержки. Мы можем стать для ученика тем самым лучом света в темном царстве, о котором нередко предлагаем ему поразмышлять в школьном сочинении.Школа – это, кроме прочего, очаг культуры. Приведу пример. В нашем районе нет домов культуры, куда можно было бы пойти вечером или в выходные. И наша школа стала таким местом. Мы всегда стараемся что-то организовывать – в актовом зале, на спортивной площадке. Причем эти мероприятия не только для учащихся школы и их родителей, но и для всех жителей района. Убеждена, что школа должна стать центром более широкой коммуникации и культурного обмена.Для нас это особая тема, ведь в стенах школы №2042 учатся ребята из разных стран, представители различных диаспор, религий, а значит и культурных традиций. Мне кажется, для детей это великолепный опыт. Они не замыкаются в себе, не становятся изолированными внутри своей этнической группы, а общаются друг с другом. В нашей школе этот контакт всегда происходит очень гладко и безболезненно.
Школа – это поставщик необходимых социуму людей. Звучит немного грубо, но верно, ведь мы выполняем общественный заказ: сегодня обучаем детей так, чтобы завтра они стали достойной частью общества. Мы должны растить новое поколение для завтрашнего дня. Убеждена, что именно в этом наше главное предназначение.
Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых
Комментарии