search
main
0

Общество вспомнило о стартовом капитале жизненного успеха. Родион СОВДАГАРОВ, руководитель консалтинговой группы «Sovdagarov HR services», эксперт фонда «Новая Евразия»

На наших глазах высшее образование становится одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Этому процессу присущи и свои радости, и свои беды. С одной стороны, это внимание государства и общества, рост престижа работников высшего образования. С другой – возрастающая требовательность и хроническая нехватка всех видов ресурсов. Однако именно сейчас, решая стоящие перед ней проблемы, российская высшая школа может совершить качественный рывок, превратившись в один из локомотивов развития страны.

по сути своей консервативно. Необходимость постоянно меняться зачастую болезненна. Чтобы не потерять качество, перемены необходимо проводить медленно и тщательно. А это в свою очередь приводит к риску постоянно жить в фазе «догоняющего развития». Для вуза чрезвычайно важно экстраполировать ситуацию и увязывать свое стратегическое развитие с долгосрочным прогнозом. При этом большинство университетов оказываются в роли «сапожника без сапог»: готовя специалистов по стратегическому управлению, сами они таких специалистов в штате, как правило, не имеют. Попыткой решения этой проблемы стал проект фонда «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов». В рамках этого проекта ведется подготовка элитных специалистов по коучингу, которые обеспечат процессную консультационную поддержку руководства своих вузов. Подготовка эта ведется с привлечением лучших специалистов в области стратегического управления и менеджмента высшей школы.

Отголоски социального лифта

Со времен начала перестройки российское высшее образование вошло в фазу, описанную в древнем китайском проклятье: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». Постепенно становится понятно, что перемены эти будут постоянными, а среда, запросы экономики и студентов требуют непрерывной трансформации содержания и форм образования. Однако главной переменой становится постепенное изменение той роли, которую высшее образование играет в обществе. На протяжении долгого периода времени наблюдались две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции – снижение качества образования и взрывной рост спроса на него. Мы пришли к уникальной ситуации, при которой высшее образование получают подавляющее большинство выпускников средней школы. Существует много объяснений этого феномена. В частности, в нем видится отголоски советской модели социализации. Высшее образование выступало в этой модели одним из центральных социальных лифтов, поднимавших человека в иную общественную среду и открывавших перед ним новые перспективы. И хотя получение высшего образования не приводило к росту материального благосостояния человека, оно зримо изменяло его социальный статус. «Окончишь школу, пойдешь учиться в институт» – было магическим заклинанием, в которое большинство советских родителей воплощало мечту о лучшей доле для своих детей. Изменение социально-экономической среды почти не трансформировало этот лифт. Хотя образование долгое время не сообщало человеку никаких сведений, которые могли пригодиться ему в реальной жизни, само по себе наличие «корочки» постепенно превратилось из привилегии в необходимое условие жизненного успеха.

Сегодня ситуация начала изменяться. Общество вспомнило об образовании как об интеллектуальном ресурсе и «стартовом капитале» жизненного успеха. На глазах растут требовательность по отношению к содержанию образования и его возможности повышать конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Сильно обострилась конкуренция между вузами. Планы государства по сокращению числа вузов, получающих поддержку из государственного бюджета, подливают масла в огонь этой конкуренции. Все это ставит перед современной российской высшей школой совершенно новые задачи. Проектная деятельность фонда «Новая Евразия» сосредоточена на помощи вузам в решении этих задач.

Образование

в «боевых» условиях

Один из главных вызовов, с которым сталкиваются вузы сегодня, – это необходимость резко расширять партнерские связи. Постоянная угроза утраты бюджетного финансирования – одна из причин, подталкивающих к этому. Однако не самая главная. Современный студент, и особенно студент, оплачивающий свое образование, не готов, покинув стены университета, столкнуться со старой советской поговоркой «Забудьте обо всем, чему вас учили, и учитесь работать». Он хочет полу чать образование в условиях, «максимально приближенных к боевым». И ответить на этот запрос может только вуз, включенный в процессы развития своей отрасли или региона. Только совмещение функции учебного заведения и центра социально-экономического развития позволяет вузу обеспечить актуальность содержания образования, своевременно корректировать и обогащать его. Для российской высшей школы, привыкшей к элитарной закрытости и фундаментальности, этот вызов очень нелегок. Все эти сложные вопросы фонд старается решать совместно с участниками проекта «Региональный университет как ресурс развития региона».

Большое внимание фонд уделяет выполнению функций «социальной свахи», максимально расширяя круг контактов, сотрудничающих с ним вузов, как в России, так и за рубежом. Эти задачи решает проект «Развитие международного сотрудничества в области высшего образования».

Образование по сути своей консервативно. Необходимость постоянно меняться зачастую болезненна. Чтобы не потерять качество, перемены необходимо проводить медленно и тщательно. А это в свою очередь приводит к риску постоянно жить в фазе «догоняющего развития». Для вуза чрезвычайно важно экстраполировать ситуацию и увязывать свое стратегическое развитие с долгосрочным прогнозом. При этом большинство университетов оказываются в роли «сапожника без сапог»: готовя специалистов по стратегическому управлению, сами они таких специалистов в штате, как правило, не имеют. Попыткой решения этой проблемы стал проект фонда «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов». В рамках этого проекта ведется подготовка элитных специалистов по коучингу, которые обеспечат процессную консультационную поддержку руководства своих вузов. Подготовка эта ведется с привлечением лучших специалистов в области стратегического управления и менеджмента высшей школы.

Перспективы сокращения бюджетного финансирования заставляют вузы задумываться о расширении категорий студентов, имеющих возможность получать платное образование. Во всем мире одним из главных способов решения этой проблемы является институт образовательного кредита, который позволяет человеку перенести затраты на свое образование на тот период, когда он уже получает от него дивиденды. Для России это пока экзотика. Поэтому развитие системы образовательного кредита стало одним из новых направлений проектной деятельности фонда.

Россия вместе со всем миром переходит к экономике знаний. Из затратной отрасли высшее образование превращается в сферу, от которой общество ждет прибыли, как социальной, так и экономической. Мы снова живем в эпоху перемен. И только от нас зависит, будут ли они переменами к лучшему.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте