search
main
0

Общество сплотит… компьютер? Каким быть современному учителю информатики

В МГУ состоялся первый в истории России съезд учителей информатики, в котором приняли участие 958 учителей, преподавателей, ученых, руководителей образовательных учреждений, специалистов из 71 субъекта РФ, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, лидеров отраслевых и профессиональных организаций, крупных IT-компаний. Так продолжается процесс консолидации школьных учителей-предметников в рамках программы «МГУ – школе».

Три дня шел напряженный, полный динамизма и интеллектуального поиска разговор о будущем, которому дал старт академик Виктор Садовничий, в своем докладе совершивший вместе с участниками съезда путешествие сквозь годы, напомнив, как и какими темпами развивалась эта важная наука, тесно связанная с практикой. В самом деле, удивительный предмет – «Информатика» объединяет нынче все слои общества. В сетях Интернета общаются политики, граждане богатые и бедные, хорошо и не очень образованные. На съезде министр Андрей Фурсенко с радостью и подъемом говорил об информатике, вспоминая, как работал с известнейшим математиком академиком Самарским, а советник президента Аркадий Дворкович, судя по всему, не расстающийся с IPad, напомнил всем, что окончил физико-математическую школу. Информатика имеет междисциплинарное значение, ее методы проникают в естественно-научные и гуманитарные области знания, изучение информатики в школе на высоком уровне важно будущим специалистам, которые станут создавать новые информационные технологии, медикам и биологам, физикам и филологам, историкам и философам, будущим руководителям предприятий и политикам, представителям всех областей знаний. Поэтому понятно, как велика и значима роль учителя информатики. Он отвечает за приобретение компьютеров, их обслуживание, ремонт и модернизацию, он и учитель, и методист, и лаборант, и человек, отвечающий за школьный сайт (кстати, каждый третий участник съезда не пользуется вообще никакими сайтами), программное обеспечение, повышение квалификации учителей-предметников и многое-многое другое. Но, как отмечали участники съезда, при современном уровне информатизации образовательного процесса такой учитель часто просто не в состоянии обеспечить всю эту работу в нужном объеме и с высоким качеством. А это необходимо, ведь задачи учителя информатики во многом определяет научно-технический прогресс. Специалисты полагают, что к 2020 году будет получен кристалл со ста сорока миллиардами транзисторов, к концу века появится схема памяти размером с песчинку и емкостью 30 Тбайт, на которой можно будет сохранять видеозапись всей жизни человека. Сегодня в мире работают более двух миллиардов персональных компьютеров, идут работы по созданию квантовых компьютеров, пропускная способность каналов связи удваивается каждые 6 месяцев, современная система передачи данных за секунду способна передать столько данных, сколько в 1997 году пропускал весь Интернет. Спрашивается, кто сможет подготовить людей к работе со всей этой техникой? Конечно, школьный учитель информатики, который даст детям первоначальные знания, а затем передаст их в руки вузов и научных учреждений. Но сможет ли он сделать это на достойном или хотя бы требуемом уровне, поспеет ли сам за невероятной скоростью развития информационных технологий и… за детьми, которые зачастую быстрее взрослых отслеживают и усваивают новое? В 1980 году профессор Массачусетского технологического института Сеймуа Пейперт предсказал превращение компьютера в интеллектуальный инструмент познания, доступный детям во всем многообразии своих функций, всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, когда машина станет интеллектуальным орудием, применяемым учеником с той же непосредственностью, с какой он использует перо и карандаш, но с гораздо большим разнообразием. Нынче компьютеры с выходом в Интернет устанавливают даже в детских садах, основы ИКТ дети постигают уже в начальной школе, получая базовые знания по информатике – о структурах данных и алгоритмах. Можно представить, с какими учениками учитель информатики будет иметь дело в самом ближайшем будущем. Во всех общеобразовательных школах курс «Основы информатики и вычислительной техники» был введен в 1985 году, когда еще не было ни подготовленных учителей, ни компьютерных классов, когда специальные выпуски «Учительской газеты» с поурочными разработками мгновенно становились дефицитом в учительской среде. «Учительская газета» и нынче уделяет большое внимание ИКТ, не случайно участие в работе съезда принял ее главный редактор Петр Положевец. Большой популярностью пользуется и электронный вариант «УГ», размещаемый на сайте газеты. Сегодня предмет называется по-другому – «Информатика и ИКТ», в этой школьной дисциплине соединены два предмета – математические основы информатики, то есть фундаментальное теоретическое знание в области информатики (в частности, умение проектировать, строить алгоритмы), с практическими умениями использовать инструменты информационных технологий. Сегодня у учителя есть многое, но есть и проблемы – содержание преподавания информатики, качество учебной литературы, соотнесение школьной программы с вузовской подготовкой и требованиями работодателей, выбор языков программирования, техническое обслуживание персональных компьютеров в школе. Кстати, обслуживать школьные компьютеры, как считают педагоги, должны внешние сервисные организации (для этого нужно дополнительное финансирование), учитывая мнение учителя. Самому учителю хорошо бы платить за заведование компьютерными классами и восстановить компенсационные выплаты за особые условия труда. Важная проблема в школах – нехватка современного оборудования и программного обеспечения (свободное программное обеспечение не покрывает все потребности, а приобретение лицензий на платное фирменное обеспечение для школ крайне затруднительно). Перспективная проблема, о которой говорят учителя, – школьный стандарт по информатике. Сегодня нет единых учебных планов, учебно-методического, программного, кадрового и материально-технического обеспечения, общего понимания учебных программ и почасового плана уроков, учебников, отвечающих современным требованиям, в частности, практически не решается проблема электронных учебников, а учитель нуждается еще и в электронной поддержке уроков и методических пособиях. Участники съезда считают недопустимым отсутствие в новых стандартах информатики как самостоятельного и обязательного предмета, сокращение количества или вообще отсутствие часов, отводимых учебными планами на изучение информатики и ИТ, особенно в начальной и средней школе, отсутствие ЕГЭ по информатике в перечне обязательных вступительных экзаменов в вузах, готовящих ИТ-специалистов. Отдельный вопрос – кадры. Интересно, что на съезде учителей информатики каждый третий его участник имел инженерно-техническое образование, а 28,3% – математическое. Видимо, те, кто не имеет педагогического образования, испытывают трудности при устройстве на работу. Не случайно участники съезда предложили официально разъяснять возможность занятия педагогических должностей лицами, имеющими высшее профессиональное образование, достаточный опыт педагогической работы, но не имеющими педагогического образования. Но, с другой стороны, участники съезда посчитали важным выпуск учителей информатики и информационно-коммуникационных технологий в системе высшего педагогического образования, а также поддержку и укрепление системы повышения квалификации учителей информатики и преподавателей педагогических вузов. Проблем много, но учителя информатики надеются решить их с помощью своей ассоциации, которую было решено создать по примеру учителей математики. В 1980 году профессор Массачусетского технологического института Сеймуа Пейперт предсказал превращение компьютера в интеллектуальный инструмент познания, доступный детям во всем многообразии своих функций, всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте