С докладом об «Общественном обсуждении Федеральных государственных образовательных стандартов» выступил заместитель председателя комиссии Общественной палаты по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Игорь Понкин.
РЕЗОЛЮЦИЯ
IV пленарного заседания Общественной палаты по образованию в городе Москве первого созыва от 10 июня 2009 года «По итогам обсуждения проектов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Общественная палата по образованию в городе Москве на основании результатов выполненных в комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса экспертных исследований, опубликованных в «Учительской газете» 17.03.2009 проектов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (группы А.Кондакова и А.Кузнецова, группы А.Адамского), и трех проектов, выставленных на сайте Минобрнауки России 01.06.2009, считает обоснованным сделать следующие выводы.
Установленные сроки обсуждения проектов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – с 1 по 14 июня не обеспечивают реальной возможности полноценного обсуждения этого проекта, а потому должны быть продлены.
Из официально опубликованных на сайте Минобрнауки России (http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/) трех проектов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проект, разработанный рабочей группой Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А. Адамского, и проект, разработанный государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт повышения квалификации «Институт развития регионального образования» (А.Меренков, Т.Долинина, Е.Царегородцева), не отвечают установленным законом требованиям, предъявляемым к такого рода государственным документам, разрушают единство образовательного пространства Российской Федерации, разрушают ценностные основы российского образования и приведут к отрицательным последствиям для национальной системы образования. В силу этого оба указанных проекта стандарта должны быть однозначно отвергнуты.
Проект, разработанный рабочей группой учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» под руководством А.Кондакова, А.Кузнецова и Л.Кезиной, может быть и должен быть существенно доработан. В том числе в указанном стандарте должны быть четко зафиксированы основы вариативности в образовании – четко указано процентное соотношение между урочной частью (в первой половине учебного дня в пределах допустимых санитарными нормами нагрузок) основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, и обязательной частью основной образовательной программы. Поскольку сегодня проект стандарта А.Кондакова, А.Кузнецова и Л.Кезиной де-факто ликвидирует часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, практически сводит ее для основного массива российских школ с родным русским языком обучения, работающих по 5-дневной учебной неделе, исключительно к внеурочной деятельности. Это ограничивает возможности национально-культурного образования детей из семей национальных меньшинств и фактически исключает такую возможность для детей из семей русского и других народов России, обучающихся в школах с русским родным языком обучения. Кроме того, ликвидирует сложившиеся, востребованные обществом и показавшие положительные образовательные и воспитательные результаты ценные системы кадетского образования, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, историко-краеведческого образования и воспитания в субъектах Российской Федерации, профилактики наркопотребления среди несовершеннолетних.
Этот проект также должен быть доработан в направлении осуществления задачи государственно-патриотической социализации учащихся и формирования гражданина страны с четкой мировоззренческой российской самоидентификацией.
Решение
– Одобрить и поддержать деятельность педагогических вузов городского подчинения по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО по педагогическим направлениям.
– Поддержать проект Федеральных государственных образовательных стандартов, подготовленный рабочей группой под руководством члена палаты А.Кондакова.
– Поручить члену палаты И.Понкину подготовить замечания Общественной палаты к проекту Федеральных государственных образовательных стандартов.
– Предложить Департаменту образования организовать совместно с Общественной палатой по образованию в городе Москве разработку и экспертизу Основных образовательных программ в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.
– В соответствии с п.11 Положения об Общественной палате по образованию в городе Москве направить резолюцию в адрес:
мэра города Москвы Ю.Лужкова,
первого заместителя мэра города Москвы Л.Швецовой,
руководителя Департамента образования города Москвы О.Ларионовой,
заместителю председателя комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Л.Духаниной,
министра образования и науки РФ А.Фурсенко.
«О благотворительной деятельности, содействующей развитию образования в городе Москве» доложил член Совета Общественной палаты Александр Фролов.
– Утвердить «АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ и МАТЕРИАЛОВ в СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ».
– Одобрить проект Открытого общественного соглашения «О взаимодействии Департамента образования города Москвы и московских благотворительных организаций по защите прав участников образовательного процесса и благотворителей при осуществлении благотворительной деятельности по содействию развитию образования в городе Москве на 2009-2015 гг.» .
– Предложить руководителю Департамента образования города Москвы и благотворительным организациям, содействующим развитию образования, рассмотреть возможность подписания Общественного соглашения (п.2 настоящего решения).
– Продолжить работу над Положением «О Реестре благотворительных организаций и их объединений, содействующих развитию образования в городе Москве и взаимодействующих с Общественной палатой по образованию в городе Москве в целях обеспечения открытости своей деятельности».
Александр Фролов, как председатель комиссии по этике, регламенту и организации деятельности Общественной палаты, рассказал членам палаты и «Об итогах работы Общественной палаты по образованию в городе Москве.
Чем занималась Общественная палата по образованию в 2008-2009 учебном году?
Проведено:
4 пленарных заседания;
9 заседаний Совета палаты;
17 заседаний комиссий палаты.
Комиссия по этике, регламенту и организации деятельности палаты – 3 заседания.
Комиссия Общественной палаты по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса – 5 заседаний, из них одно открытое заседание совместно с комиссией по качеству жизни Общественного совета города Москвы.
Комиссия Общественной палаты по вопросам развития институтов гражданского общества и благотворительности в сфере образования – 1 заседание.
Комиссия Общественной палаты по вопросам воспитания – 2 заседания.
Комиссии Общественной палаты по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования – 1 заседание.
Комиссии Общественной палаты по вопросам профессионального образования – 4 заседания.
Комиссии Общественной палаты по вопросам социально-значимой деятельности и трудовой занятости учащейся молодежи – 4 заседания.
В течение учебного года работала Общественная приемная палаты, принимавшая обращения участников образовательного процесса и направлявшая их для рассмотрения в профильные комиссии палаты.
Сегодня работает сайт палаты, ставший рабочим инструментом для членов палаты, библиотекой нормативных документов, отрабатываемых рабочими органами палаты, и информационным центром как для членов палаты, так и для всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы.
Палата создала 6 рабочих групп:
по доработке регламента палаты (председатель Александр Фролов);
по кадетскому образованию (председатель Александр Владимиров) – ведет активную работу как на уровне Правительства и Думы Москвы, так и на уровне федеральных органов власти и институтов гражданского общества;
по проведению общественной экспертизы законодательства Москвы в отношении благотворительной деятельности по поддержке образования (председатель Александр Фролов) – работа продолжается, документы находятся на рассмотрении в Департаменте образования;
по проведению общественной экспертизы проекта закона г. Москвы «ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ» (председатель Александр Фролов) – заключение направлено в Правительство и Московскую городскую Думу;
по подготовке ежегодного доклада Общественной палаты «О состоянии развития городского образования, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся» (председатель Ирина Ярчак) – итоги заслушаны на пленарном заседании;
по общественному контролю за проведением ЕГЭ (председатель Игорь Акопянц).
Общественная палата провела следующие общественные мероприятия:
Совместное заседание комиссии по вопросам профессионального образования Общественной палаты по образованию города Москвы и секции ректоров вузов городского подчинения совета ректоров вузов Москвы, Московской области и Центрального федерального округа. Тема заседания: «Подготовка кадров для Москвы в условиях двухуровневого высшего профессионального образования».
Общественные слушания «Инновационные стратегии столичного образования».
«Круглый стол» «Пути решения проблем трудоустройства родителей детей-инвалидов и инвалидов – выпускников московских образовательных учреждений».
«Круглый стол» «Проблемы организации благотворительной деятельности в системе образования города Москвы».
Гражданский форум по проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «От Года семьи – к Году равных возможностей».
Встречу руководителя Департамента образования города Москвы с членами Общественной палаты по образованию в городе Москве.
В ходе своей работы Общественная палата недостаточно активно взаимодействовала с институтами гражданского общества, имеющимися в системе Департамента образования. Не было взаимодействия с представителями детского и молодежного движения, молодыми учителями, советом старейшин, советом директоров и другими.
Вместе с тем достаточно эффективно была налажена работа с институтами гражданского общества, действующими на уровне города: Общественным советом Москвы, Общественным благотворительным советом Москвы, Городским общественно-консультативным советом при Комитете общественных связей города Москвы, Московской торгово-промышленной палатой.
К сожалению, следует отметить, что не все члены палаты с ответственностью отнеслись к принятым на себя обязанностям. Ни разу не приняли участия в деятельности рабочих органов палаты:
Тамара Баранова, Ирина Винер (участвовала в работе по подготовке некоторых документов палаты путем направления предложений), Алексей Головань, Светлана Коровина, Сергей Кузин, Константин Лядов, Валентина Мартынова, Евгения Поплавская.
– Принять к сведению сообщение «Об итогах работы Общественной палаты по образованию в городе Москве» и признать работу Общественной палаты по образованию в городе Москве удовлетворительной.
– Объявить благодарность за проделанную работу членам Общественной палаты: Виктории Молодцовой, Александру Фролову, Ирине Ярчак.
– Обратиться к руководителю Департамента образования с просьбой о поощрении секретаря Общественной палаты по образованию в городе Москве Ирины Ярчак.
– Отметить эффективное ваимодействие Общественной палаты с Департаментом образования города Москвы и «Учительской газетой-Москва».
– Обратиться к мэру Москвы с предложением инициировать процедуру формирования нового состава Общественной палаты по образованию в городе Москве.
– Поручить Совету палаты подготовить для Департамента образования предложения для внесения изменений в Положение «Об Общественной палате по образованию в городе Москве».
– Поручить Совету палаты во взаимодействии с Департаментом образования Москвы провести организационные мероприятия по процедурам формирования нового состава палаты.
Комментарии