search
main
0

Общество разумных мечтателей. Те, кто жаждет привнести новое, идут на конкурс

Двадцатый конкурс «Учитель года России» проходит по новым правилам. Среди испытаний, с которыми приходится справляться лучшим педагогам России, – новые, еще не опробованные: «Классный час», «Методический семинар» и «Родительское собрание». Впрочем, эти новшества не были неожиданностью для конкурсантов – на установочном семинаре в июле их посвятили во все нюансы предстоящих заданий. Так что учитель физики основной школы №19 Ногинска Вадим МУРАНОВ, вошедший в пятерку финалистов конкурса, предстал перед бдительным и дотошным жюри во всеоружии.

Первым испытанием для Вадима Александровича стал… урок. Впрочем, разве это тяжелый экзамен для того, кто привык детям отдавать всю душу? Те, кто видел урок Муранова, по-другому начали относиться к этому предмету. В самого же Вадима Александровича трудно не влюбиться – он обаятелен и искренен. Не случайно ведь начинал работать в школе-интернате для девиантных подростков. Традиционную тему из школьного курса – «Работа и энергия» – Муранов преподнес ребятам в метапредметном ключе. Все свои действия на уроке ребята не только изображали с помощью схем, но и рисовали, а потом делали вывод, чем отличается рисунок от схемы. И, конечно же, не обошлись на уроке без эксперимента. Работа превращается в энергию, а можно ли трансформировать энергию в работу? Оказывается, да. Проверяли это с помощью яйца, наполненного водой и помещенного на горелку, а также с помощью пропеллера. Энергия пара вращала пропеллер, что и требовалась доказать.

Конкурсное задание «Родительское собрание» стало принципиально новым испытанием для педагогов. Суть его в том, что группе конкурсантов необходимо обсудить некие педагогические ситуации с родителями учеников. Их темы задает видеоролик, в котором и демонстрируется педагогическая ситуация, требующая обсуждения и принятия конкретного решения. По замыслу организаторов, видеоролики распределяются между группами в пять человек случайным образом.

В первый конкурсный день испытания родительским собранием прошли лишь две группы (это десять человек). И видеоролики им достались весьма любопытные. Один из них носил интригующее название «Строгий папа».

К учительнице географии приходит милая девочка-подросток. Она просит не ставить ей тройку в четверти, иначе папа отменит долгожданную поездку в Англию. Как быть педагогу – пойти на поводу ученицы или твердо сказать «нет»?

Взгляды на ситуацию, разумеется, в группе были разными.

– Лучше дать девочке шанс исправить оценку.

– А возможно, папа не так уж и строг, а девочка просто манипулирует учителями. Может, преподаватель географии не первая, к кому пришла эта хитрюга с подобной просьбой, – раздалось другое мнение.

Педагогическое решение перед жюри (они же и родители) группа поручила сформулировать Муранову. Он не только учитель-виртуоз, он отец троих ребятишек – Сережи, Вари и Никиты. Думается, его мнению можно вполне доверять:

– Учительнице географии нужно, во-первых, узнать у своих коллег, не обращалась ли эта девочка к ним с подобной просьбой, во-вторых, поговорить с классным руководителем и тем же строгим папой. Возможно, необходимо, чтобы с ученицей побеседовал школьный психолог. Ну и все-таки, – резюмировал Вадим Александрович, – девочке нужно дать шанс исправить оценку.

Разговор по душам на уроке может и не состояться: едва успеешь тему раскрыть, проверить, как предыдущая усвоена, да задания на дом раздать, уже и звонок провозглашает – перемена. Благодатной площадкой, на которой порой удается достучаться до сердец, служат классные часы. В такие моменты общения учителя с учеником задаются непростые жизненные вопросы и возникают доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который может быть стыдно потом, попытка разобраться в том, что волнует другого, иногда помогает избежать ошибки, исправить которые человек не всегда в состоянии. Конкурсанты на испытании доверительностью избирали не менторский тон – они пытались общаться на равных. Так, чтобы их юные экзаменаторы увидели: они в своих подростковых метаниях не одиноки, а взрослые и их проблемы не столь далеки, как кажется порой.

Круг подмосковного физика напомнил лесные посиделки у костра, когда под переливы гитары ведутся проникновенные разговоры о смысле жизни. Еще бы – его аудиторией были десятиклассники. И беспокоили их отношения с родителями.

Муранов – мастер не только по запуску ракет и объяснению свойств материального мира. Он весьма талантливый актер и психолог, умеющий общаться на одном языке с любым. И при этом быть совершенно искренним. У ребят проблемы во взаимопонимании с близкими? У него тоже. А значит, понять, как этот болезненный вопрос разрешить наиболее корректным способом, важно и для него в неменьшей степени.

Но сначала знакомство. Нет, имена узнать нетрудно, они отпечатаны на бэйджах, а вот настрой, ощущения, характер… Педагог из Подмосковья предложил дать себе характеристику, ограничиваясь всего одним определением. «Общительная», «Жизнерадостная», «Активная». «Великолепный», «Всемогущий». Да, чувствуется, эти люди стоят на перепутье своей индентификации, им опытный наставник просто необходим. Чтобы немного поднять самооценку. И избавить от жажды позерства, за которым они скрывают свою растерянность перед взрослением.

Есть ли рецепты преодолеть конфликты в семье? Принять их мнение или доказывать с пеной у рта верность своего? Вадим Александрович не адепт лечения этой болезни непонимания одной универсальной таблеткой. А вот секретами сведения конфликтов до минимума он поделился со своими новыми друзьями: аргументировать позицию, а не проявлять бурных эмоций – хочется покричать, выйди на улицу; подумать, а не пропадет со временем ли желание сделать что-то расстроившее родителей; если нет возможности поговорить с близкими по душам, им стоит написать – удивить, значит, победить.

Общение не только роскошь, но и огромный труд. И конкурсанты призваны продемонстрировать то, что им по силам наладить самое тесное взаимодействие с их юными последователями. Ведь научить разбираться в азах дисциплины бывает не всегда достаточно для того, чтобы воспитать достойного ученика.

«Методический семинар» – это не менее интересно и увлекательно, чем сам урок. Впрочем, это утверждение верно лишь при одном условии – если семинар проводит настоящий профессионал.

Так, свой методический семинар Вадим Муранов посвятил важнейшей и сложнейшей педагогической проблеме «Как раскрыть талант?».

– К 7-му классу большинство ребят теряют интерес к учебе, перестают быть активными. Для того чтобы разбудить детский интерес, педагогу нужно сделать три последовательных шага – заинтересовать, увлечь и научить. Мне это удается, к примеру, за счет того, что мы с ребятами делаем на уроках различные устройства. Привлекает ребят и создание презентаций по предмету.

Ученики Муранова активно занимаются исследовательской деятельностью, одним из таких проектов было определение степени загрязнения воды в водоемах Ногинска.

Однако учителю хотелось объединить усилия ребят и их родителей в социально значимом деле. Так родился проект «Возрождение усадьбы князей Волхонских».

Оценить работу учителя по одному лишь конкурсному уроку сложно. Испытание, названное организаторами «Методический семинар», дает возможность глубже узнать и понять уникальность работы каждого из 69 педагогов, приехавших на конкурс «Учитель года России-2009».

Последним испытанием первого тура конкурса послужили педсоветы. Учителя собирались в команды, чтобы решить какую-нибудь актуальную проблему. Группе, в которую вошел Муранов, досталось разработать детали проекта «Информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми».

Вадим Александрович представлял совместный проект на суд жюри. Поэтому именно из его уст звучало то, что среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности. Сегодня требуется не только высокая активность человека, но и его способность нестандартно мыслить, действовать.

Многочисленность и разнонаправленность интеллектуальных соревнований и предметных олимпиад настолько велики (их организуют школы, вузы, научные организации, деловые структуры, негосударственные партнерства), что возникла острая, по мнению конкурсантов, необходимость в оперативной информации, дающей максимально полную картину, позволяющую обеспечить выбор вариантов участия школьников в турнирах.

И учителя предложили создать интернет-портал как средство, способствующее оказывать информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую помощь преподавателям в овладении современными методами и формами работы с одаренными детьми. Это повлечет и самообразование педагога. И сможет интегрировать педагогические и информационно-коммуникационные технологии в обучение и развитие детей с высоким интеллектуальным потенциалом.

Определив этапы реализации проекта и рассчитав его бюджет, учителя ожидают от его воплощения эффектных результатов. Во-первых, считают они, это повлечет за собой создание банка методик. Во-вторых, создаст условия для профессионального роста учителей. Расширит содержание предметов и вовлечет в процесс родителей. И будет способствовать активному внедрению в педагогическую практику современных личностно ориентированных технологий обучения. А, как известно, кто не мечтает, тот рискует ничего не воплотить.

Конкурс выявляет таких разумных мечтателей и дает им шанс реализовать замыслы. У Муранова впереди второй этап, который тоже покажет, какие замыслы вынашивает физик из Ногинска.

Светлана РУДЕНКО, Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте