В культовом романе Джерома Д. Сэллинджера «Над пропастью во ржи» его 18-летний заблудший герой Холден Колфилд не знает, что ему нужно в жизни и кем он станет. Он только знает, что хотел бы спасать детей, играющих во ржи на краю пропасти. Американский писатель, хотел он того или нет, нащупал болевую точку времени и назвал главную миссию человека – спасать детей. В наше время возросших социальных угроз и рисков эта миссия приобрела ясные очертания как законодательная и государственная задача. Об этом мы беседуем с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой МИЗУЛИНОЙ.
– Вам приходится заниматься защитой детей от различных социальных опасностей – насилия, сиротства и т. д. Ежегодно рождаются десятки тысяч детей, которые оказываются ненужными даже матерям. Но проблема шире. Детей порой нужно защищать и от родителей, и от бытовых условий. Непонятна деятельность наших органов опеки. В одних случаях забирают детей из нормальной многодетной семьи, в других не спешат изолировать ребенка от родителей-алкоголиков. – Проблема, я думаю, заключается в том, что деятельность органов опеки и попечительства вышла из-под контроля. У нас в 70% регионов эти органы переданы на муниципальный уровень, и лишь одна треть находится в ведении субъектов. У муниципального образования и бюджет очень ограничен, может быть, и не надо вводить там чиновника по опеке. К тому же в разных субъектах они находятся в разных сферах: в органах соцзащиты, в отделах образования или по делам молодежи. В семейном законодательстве нет четких критериев, по которым можно определить, является эта семья благополучной или социально опасной. Все зависит от усмотрения чиновника, от его добропорядочности и профессионализма. Отсюда произвол. Сейчас в регионах после вала критики в адрес органов опеки и попечительства 60% их полномочий возвращается на уровень государственной власти. Я думаю, что это правильно, потому что так легче координировать деятельность таких чиновников, обеспечить их профессионализм. Наш комитет неоднократно предлагал: все, что касается семьи, детей, детей-сирот, опеки и попечительства, должно быть специализировано и выведено на уровень государственной власти и крупных муниципалитетов.Другая серьезная проблема – у органов опеки нет должных полномочий и средств для оказания реальной помощи семьям. Скажем, муниципалитеты в США имеют для этого фонд материальной помощи. У нас они не могут обеспечить нуждающихся даже одеждой и продуктами. Орган опеки не имеет и помощников для оказания социальных услуг, не может давать такие поручения государственным и муниципальным учреждениям. Скажем, предоставить временное жилье для нуждающейся семьи. Мы пытаемся что-то сделать, наделить органы опеки полномочиями. Но пока этого нет.Органы опеки должны получить полномочия не только репрессивного характера, но и позитивного. Сначала нужно помочь семье, если она попала в трудную жизненную ситуацию: выделить деньги, продукты, устроить на работу родителей, оказать психологическую или медицинскую помощь. Это кардинально другой подход. Полномочия органов опеки и попечительства должны быть установлены законом. Значит, необходимо менять существующий закон. Надеемся, что нам это удастся. – В печати приводятся факты, когда насильники детей получают условный срок или же освобождаются досрочно. Известны заявления о педофильском лобби, выступавшем против принятия закона о педофилах. Можете ли вы прокомментировать эти заявления?- С февраля прошлого года в отношении сексуального насилия над детьми принято строжайшее законодательство, которое предусматривает ужесточение наказания для педофилов вплоть до пожизненного заключения, и Дума голосовала единодушно. Теперь у следователей и дознавателей есть полномочия, чтобы не выпускать насильников. Однако закон не имеет обратной силы, то есть не распространяется на преступления, совершенные до его принятия. Этот жесткий закон против педофилов готовился практически 20 лет. О нем общество хорошо осведомлено, и думаю, что он будет останавливать эти преступления. К сожалению, сексуальное насилие над детьми в любых формах полностью изжить нельзя, но мы должны пресечь распространение преступлений подобного рода, контролировать ситуацию так, чтобы преступность сокращалась и ни один случай преступных посягательств на сексуальную неприкосновенность детей не оставался без наказания. – Не секрет, что во многих детских домах господствуют порядки, похожие на тюремные. Можно ли жизнь детей в приютах сделать более прозрачной, регулярно проверять их не формально, а ответственно? – Этой проблемой много занимается наш комитет, и я лично принимаю ее близко к сердцу. Да, система детских домов нуждается в очень серьезной реформе, модернизации. Настоящее детство в сегодняшнем детдоме невозможно. Я знаю детские дома, где работают замечательные, прекрасные люди. Но и здесь они не выходят за пределы инструкции. Так что необходимо реформировать эту систему. Во-первых, все большие детские дома надо «разукрупнить». В них не должно быть больше чем 15-20 детей. Во-вторых, необходимо отказаться от сложившейся казенной формы. Фактически это учреждение, которое можно сравнить с детской колонией или домом престарелых. Здесь дети находятся на полном обеспечении, они не учатся жизни, труду, им ничего не позволяют делать, они даже не могут мыть посуду, не приучаются поддерживать порядок. Много говорят о семейных детских домах. Я насмотрелась на них и поняла, что в нынешнем виде они в большинстве случаев не оправдывают своего названия. В них все равно принципы организации жизни детей те же. Каким должен быть семейный детский дом? Важно делать ставку на такую правовую форму, которая его узаконит и защитит. В основе ее супружеская пара, которая берет на воспитание несколько детей-сирот (вместе с родными их может быть до 15), все они живут одной семьей. Приемные дети наряду с родными окружены равным вниманием и заботой, они имеют те же семейные обязанности, что и родные. Такая форма себя оправдает. Здесь ребенок получает опыт семейной жизни, опыт общения с братьями и сестрами, родителями. Вырастая, он будет способен организовать свою семейную жизнь и быть счастливым. Кстати, такой опыт, весьма позитивный, у нас уже был до принятия закона об опеке и попечительстве в 2008 году. Этот закон воспрепятствовал распространению семейных домов. Существует и еще одна форма, получившая распространение во многих странах, теперь и у нас – детская деревня SOS, когда несколько супружеских пар с приемными детьми объединяются на одной территории в соседних домах, специально для них построенных. Создаются условия для счастливого детства, взросления и эффективной социальной адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России шесть таких деревень, работает комитет деревень SOS. – Сегодня чаще стали усыновлять детей-сирот. Как меняется ситуация? Как вы относитесь к усыновлению детей иностранцами?- Могу сказать, что ситуация решительно меняется к лучшему – изменилось законодательство, защищающее детей-сирот в приемных семьях. Еще год назад невозможно было и представить себе, что будут приняты все нормы поддержки приемных семей, которые есть теперь. Например, разовое пособие приемной семье при устройстве детей-инвалидов в сто тысяч рублей. Специальным законом разрешено оказывать высокотехнологичную помощь за рубежом, если она не может быть предоставлена в России, с оплатой из бюджетных средств. Теперь нет таких ограничений, которые прежде были непреодолимы. Много копий сломано вокруг проблемы усыновления сирот иностранцами. Я в числе тех, кто считает, что не надо идти по пути запретов. Но я за то, чтобы постепенно вытеснять иностранное усыновление, сделать престижным национальное усыновление. Я считаю, что лучше детям оставаться в России, в привычной для них культурной среде. Так что вытеснение иностранного усыновления российским – это все-таки самый гуманный подход. Мы идем к этому, но есть несколько барьеров. Например, у нас до сих пор родственники ребенка при его усыновлении не имеют приоритета перед посторонними для него людьми. Есть случаи, когда у кровных родственников отбирали детей, ссылаясь на отсутствие условий. Думаю, что если бы такой приоритет был, сирот было бы меньше. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 года «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществил невероятный сдвиг в этом направлении. Думаю, что через 2-3 года мы забудем, что такое международное усыновление.Досье «УГ»Проблему брошенных детей усложняют женщины-мигрантки, особенно из Центральной Азии, которые все чаще бросают своих новорожденных детей в российских роддомах. Причины этого – отсутствие работы, жилья, невозможность прокормить ребенка и страх перед возвращением домой без мужа. Особенно остра эта проблема для центра России и северных регионов, традиционно привлекающих заработками. Некоторые иностранки оставляют детей на улицах больших городов и отбывают на родину, считая, что надежно пристроили малышей.Статистика детей-сирот, оставленных женщинами-мигрантками, никем не ведется.КстатиНа конференцию «За будущее семьи. Грозит ли исчезновение европейским народам?», которая в конце ноября проходила в Лейпциге, российская делегация пробиралась с трудом. «Проведению конференции пытались помешать агрессивно настроенные ЛГБТ-активисты» – так эту ситуацию описала в своем твиттере Елена Мизулина. Впрочем, по ее словам, они спокойно обходили живые заграждения, хотя несколько человек все же получили удары по ногам.
Комментарии