Ильичевская школа – одна из лучших сельских учебных заведений юга Красноярского края, победитель приоритетного национального проекта «Образование», второй всероссийской дистанционной олимпиады психологов образования, всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиОбраз» в номинации «Навигатор» – в прошлом году отметила свое 70-летие. На ее базе с 2000 года действует адаптационно-тиражирующая площадка индивидуально-ориентированного способа обучения (ИОСО).
Здесь очень высокая теоретическая и технологическая подготовка учителей, успешно осуществляющих инновационные преобразования. Недавний психолого-педагогический мониторинг показал, что успеваемость за последнее время улучшилась примерно у четверти учеников, у каждого третьего ребенка повысилась работоспособность и появилась уверенность в собственных силах, у половины детей снизился уровень школьной тревожности, в лучшую сторону изменились отношения с учителями и одноклассниками. О хорошем качестве образования говорит еще и то, что примерно половина выпускников школы поступают в вузы.
Пять лет назад в Шушенском районе стали переходить на государственно-общественный характер управления образованием, а начиналось все с простого товарищества сельских школ. С тех пор Каптыревский центр образования и Ильичевская средняя школа стали местом передачи опыта не только для школ района, но и образовательных учреждений южного округа. В управляющий совет Ильичевской школы входят наиболее активные жители села – люди неравнодушные, имеющие большой жизненный опыт. Возглавляет его бывший глава сельского совета Владимир Девотчак, имеющий за плечами двадцать лет педагогической работы.
– В 2002 году мы участвовали в британско-российском проекте SAS (социально-активные школы), – рассказывает директор Ильичевской школы Владимир Киримов. – Сначала хотели создавать попечительский совет, но поняли, что эта форма для нас, к сожалению, не приемлема. В нашем поселке нет людей, которые могли бы помочь школе материально, но есть патриоты, люди с активной гражданской позицией. Так идея управляющего совета легла на благодатную почву. Чье влияние сегодня очень сильно. Совет участвует в подведении итогов работы за полугодие, отчетах педагогов по реализации программ развития школы. Неоднократно обсуждался вопрос об организации питания в школьной столовой. По инициативе совета внесены коррективы в ее работу, изменения в меню. С каждым годом управляющий совет все прочнее занимает позиции реального влияния на образовательный процесс, поднимает перед администрацией школы вопросы качества образования. Организация кружковой работы в школе, ее материально-техническая обеспеченность и результативность являются также заботой членов совета. Оснащение спортивного зала, мастерских, медицинское обслуживание – темы, поднятые на заседаниях управляющего совета в прошлом году. В школе работает приемная управляющего совета, куда один раз в неделю может обратиться любой житель по вопросам учебы детей и их воспитания.
Создание и становление управляющего совета для сельской школы имеет большое значение. Основной круг его вопросов – это развитие образовательных программ школы, кадровая политика и финансы.
– Подобный орган должен отражать интересы всех, кто проживает в поселке, – включается в беседу Владимир Девотчак. – Каждый из 11 членов нашего совета несет ответственность за то, что происходит в школе. В коллективном управлении, конечно же, есть как преимущества, так и недостатки. На данном этапе управляющий совет необходим. Если бы я сегодня был директором школы, то не отказался от создания в ней управляющего совета. Почему? Понимаете, директору руководить в одиночку педагогическим коллективом, быть в курсе пожеланий родителей и проблем, связанных с учебой детей, очень сложно. А вот когда с ним бок о бок работает группа квалифицированной поддержки, то можно решать все вопросы быстрее и эффективнее. Безусловно, наиглавнейшая задача управляющего совета – обучить детей, дать им хорошие знания, правильно воспитать их, подготовить к жизни. Безопасность и материальная база школы – это приложения к учебе, воспитанию и сохранению здоровья детей. И эти приложения тоже должны быть качественны.
– В прошлом году был прецедент, когда мы попросили родителей прийти в школу и высказать учителям свои претензии, – вспоминает член управляющего совета, победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей Елена Рудт. – Родители ходили на уроки, видели, как их дети учатся, какие отношения у них складываются с одноклассниками. После первой недели посещения школы родители написали петицию. Но самое интересное то, что они не предъявляли учителям никаких претензий, не жаловались на их работу, а высказывали лишь пожелания, например, чтобы в школе появились предметные кружки. Мы проводим просветительскую работу среди мам и пап, чтобы еще больше привлечь их внимание к проблемам школы, стараемся объяснить, для чего участвуем в инновациях. На простых примерах показываем людям, что они делают полезное дело, помогая школе, ведь с ней так или иначе связан каждый житель поселка.
Один из плюсов работы школьного управляющего совета в том, что старшеклассники, входящие в его состав, получают дополнительную возможность формирования гражданского самосознания, приобретают социальный опыт. Член совета старшеклассник Александр Шульц вместе с товарищами активно участвует в краевом семинаре по вопросам профилизации старшей школы. Именно он внес конструктивные предложения по совершенствованию сетевого обучения. Важно, что старшеклассники могут представлять мнение управляющего совета в органах детского самоуправления, формировать школьную политику и, аккумулируя мнение детей, осуществлять обратную связь, то есть доносить мнение и заказ школьников до учителей и управленцев. По словам Александра Шульца, участие старшеклассников в управлении школьной жизнью помогает и личному развитию молодежи, и развитию коллективов. Для современных учеников очень важно знать то, что происходит не только на уроках и за их кулисами, знать, на что идут деньги из школьного бюджета.
Шушенский район
Владимир МИНОВ, начальник отдела систем управления агентства образования администрации Красноярского края:
– Зачем нужны школьные управляющие советы? Мы отвечаем на этот вопрос так. Школьные управляющие советы – выразители общественного настроения, проводники постепенно оформляющегося требования – успешное обучение каждого красноярского ребенка в школах. Если бы не было глубинной общественной потребности в успешности каждого ребенка, то люди не пошли бы в управляющие советы. Зачем, если в школе все нормально и управление справляется в том виде, в каком оно существовало раньше? Школьные управляющие советы пришли для того, чтобы поставить и удержать в системе управления новые цели успешного обучения и воспитания каждого ребенка в красноярских школах. Управление формулирует задачи изменения, работает в соответствии с ними и измеряет достижение этих задач. Следовательно, школьный управляющий совет вынужден сформулировать конкретные задачи улучшения состояния двух основных рабочих процессов в своей школе: обучение и воспитание.
Комментарии