Тема попечительских советов особую актуальность приобрела сравнительно недавно. Связано это с осознанием широкими педагогическими, управленческими, политическими кругами необходимости изыскания дополнительных источников финансирования общеобразовательных учреждений. Если попечительские советы традиционно были развиты в системе высшего образования, то в системе общего образования такой практики не было, по существу, во все годы правления советской власти.
Сейчас все понимают, что без дополнительного финансирования школа не выживет. В первой редакции Закона “Об образовании” сказано, что попечительские советы могут быть созданы так же, как и другие формы общественного самоуправления общеобразовательных учреждений под приматом директора школы. А закон об общественных организациях признает попечительские советы за рамками школьной организации. Таким образом, некая общественная организация, не зависимая от школы, может стать ее спонсором. Отличаются эти советы друг от друга тем, что в первом случае решение попечительского совета контролируется директором школы, во втором – между школой и внешним попечительским советом существуют договорные формы сотрудничества, единственное условие которого – истратить деньги по назначению. Тут-то и возникает система контроля над средствами.
Очевидно, что образование – часть обширного теневого спектра экономики. Проблема состоит в том, как легализовать, вывести из тени и сделать нормально работающими эти деньги. Необходимо создать правовые и нормативные условия, которые сделали бы эти деньги открытыми. Но попечительские советы – это не только финансы. Любая школа может похвастаться выпускниками, обладающими общекультурным, общесоциальным значением. Их авторитет мог бы привлечь дополнительные ресурсы и возможности. С их помощью гражданское сообщество заинтересуется образовательными учреждениями, а значит, и самой системой в целом.
Мы все понимаем, что движение попечительских советов есть глубоко гражданское движение. И никакие указы президента и постановления правительства не заставят сообщество вкладывать деньги в школы. Эти документы достаточны лишь для пробуждения энтузиазма. И участие сообщества в делах образования материализуется именно в форме попечительского совета как одной из наиболее подходящих. А если над членами советов будет нависать тяжеловесная авторитетность государственного органа управления, произойдет печальное явление – люди просто уйдут, потому что у них есть право не отчитываться перед чиновниками в исполнении своего гражданского долга. Попечительский совет – личная инициатива, и если она берется под государственный контроль, то автоматически превращается в государственный заказ. А попечительские советы не могут быть таковыми, поскольку это искреннее, внутреннее движение частного человека.
Попечительские советы – один из наиболее действенных демократических способов влияния на образовательную политику со стороны общества, это связь между обществом и государством, транслирующая социальный заказ в системе образования, отличный от государственного.
Владимир БАЦЫН,
заместитель начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ
Комментарии