search
main
0

Общественная палата идет в ногу с Москвой

В тот день, когда Правительство Москвы обсуждало планы по поддержке одаренных детей, в Общественной палате Российской Федерации состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению проблем участия институтов гражданского общества в создании общенациональной системы поиска, выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи, в котором приняли участие члены президиума Российского Союза ректоров, члены Общественной палаты, организаторы олимпиад школьников, ответственные представители профильных министерств, ведомств и медиасообщества.

Открывая заседание, член Общественной палаты, вице-президент – исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» В. Гутенев отметил: «Сегодня олимпиадное движение развивается успешно, но для того, чтобы оно приобрело масштаб, соответствующий реальным потребностям страны в талантливых и высокопрофессиональных кадрах, ему крайне нужна поддержка, поэтому очень важно, чтобы общество и государство более внимательно отнеслись к развитию интеллектуальных соревнований школьников. Деловому сообществу следует включить в сферу своей социальной ответственности интеллектуальное и профессиональное попечительство детей и молодежи. Очень важно, чтобы сегодня крупный бизнес осознал свою роль в развитии интеллектуальных соревнований в России и принял активное участие в реализации программ развития талантливой молодежи».

По мнению вице-президента Российского Союза ректоров, президента Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского Р.Стронгина, условие эффективности олимпиад как инструмента развития талантливых детей – их системное укрепление под эгидой Российского совета олимпиад школьников, который обеспечивает высокое качество содержания и процедур соревнований, уникален и верен подход Совета олимпиад, согласно которому организаторами олимпиад выступают вузы, поскольку благодаря этому в работу со школьниками привносится вузовский эталон требований к знаниям и творческому мышлению. Но понятно, что обеспечение реального вклада олимпиадников в инновационное развитие страны требует серьезных вложений в развитие олимпиадного движения в виде финансовой, экспертной и ориентационной поддержки профессиональных организаций, а также серьезной поддержки СМИ. Для осуществления такой поддержки Стронгин предложил в партнерстве РСР и Общественной палаты одним из ключевых направлений работы сделать поддержку олимпиадного движения школьников и на уровне региональных отделений палаты.

Член Общественной палаты Л.Духанина поддержала решения президиума Совета олимпиад о развитии междисциплинарных олимпиад и творческих конкурсов с элементами исследовательской работы: «Важно, чтобы существующие конкурсы исследовательских работ получали высокий статус олимпиад, нужно в планировании развития олимпиад соблюдать баланс соревнований по гуманитарным наукам, которых сегодня недостаточно, особенно в области музыки и художеств, и естественно-научным дисциплинам. Такие соревнования требуют колоссальных затрат, особенно в части оплаты транспортных расходов участников, поэтому сегодня нужно разрабатывать новые механизмы их поддержки, так как образование переходит на подушевое финансирование, меняется структура образовательных учреждений с точки зрения финансовых форм и у образовательных учреждений не будет собственных средств на поддержку олимпиадного движения».

К совместной работе по преодолению неверного понимания частью общества олимпиад как способа поступления в вузы призвал участников «круглого стола» вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики В.Васильев: «Олимпиады задумывались не для того, чтобы направить детей в вуз, а для того, чтобы выявить и поддержать в развитии – и это не лозунг. Свидетельство этому – правила РСОШ, согласно которым в олимпиадное движение все более включаются школьники невыпускных классов, а организаторами выступают консорциумы вузов, расположенные в различных субъектах Федерации России. Президиум РСОШ принял решения о курсе на становление единой системы интеллектуальных соревнований школьников и студентов, а также призвал общественные институты к совместным усилиям по поддержке учителей-наставников – учительского цвета, педагогического ядра, подвижников, которые приводят детей в мир интеллектуального творчества и готовят их к соревнованиям. Я согласен, что развитию олимпиад требуется финансовая поддержка. Сейчас вузы вкладывают в проведение олимпиад свои средства. Понятно, что этим они повышают свою интеллектуальную капитализацию. Но также очевидно, что к этому процессу должны подключаться союзы работодателей, поскольку уникальные кадры – ресурс для развития экономики».

Много ценных и дельных предложений по развитию интеллектуальных соревнований в России внесли организаторы олимпиад. Например, председатель комиссии МАИ по техническому творчеству молодежи В.Дубинин призвал уделить особое внимание развитию соревнований в области инженерно-технического творчества молодежи, ориентироваться на развитие междисциплинарных компетенций олимпиадников, а также расширять соревнования довузовской молодежи соревнованиями учащихся ПТУ и техникумов. Директор центра профориентации абитуриентов и адаптации студентов МИСиС А.Базунов указал на то, что олимпиады должны помогать учащимся определяться в выборе будущей профессиональной траектории, поэтому в программу олимпиады следует по примеру МИСиС добавлять творческий конкурс «Выбираю профессию», а также давать ребятам возможность подключаться к совместной работе с аспирантами и студентами на кафедрах вуза.

Член комиссии по социальной и кадровой политике Союза машиностроителей России, исполнительный вице-президент НП «Клуб авиастроителей» С.Гвоздев считает, что общественные институты должны содействовать в расширении представительства в олимпиадном движении, в том числе привлекать к работе в жюри завершающих туров соревнований выдающихся деятелей промышленности и науки, что позволит значительно поднять значимость олимпиад для общества и развить личную мотивацию учащихся.

Подводя итоги «круглого стола», генеральный секретарь Российского союза ректоров О.Каширина отметила, что большой ресурс развития олимпиадного движения состоит в том, что олимпиады – живая инициатива общества, а более активное участие гражданских институтов послужит дальнейшей институализации системы интеллектуальных соревнований, расширению их географической и предметной компонент. Итогом мероприятия стало решение о мобилизации ресурсов Общественной палаты РФ для масштабной поддержки олимпиад школьников и студентов.

Сергей АНДРИЯКА, художественный руководитель Школы акварели, народный художник Российской Федерации:

– Россия очень богата талантами. Я преподаю очень давно и знаю, что иногда талант раскрывается через год, два, через 10 лет и даже позже.

Школа акварели дает профессиональную основу благодаря своей системе. Когда приходит ребенок и говорит: «Я походил по коридорам, посмотрел и хочу вот этому научиться», мы говорим ему: «Очень хорошо. Это, конечно, большой труд, но мы тебя научим». Причем, конечно, распознать, кто талантливее, а кто не талантливее, даже в тех вступительных конкурсах, которые проводятся, невозможно.

Человек учится, получает хорошую фундаментальную базу, дальше в единицах проявляется одаренность, их очень-очень мало, вот для них и требуется другое отношение, другой подход, потому что они опережают всех остальных.

Есть точка зрения: «Вы своей академической школой всех задавите и не дадите возможности творческому росту». На это я могу ответить так: «В школе должна быть школа, а талант – дар, который получил ребенок, он от рождения и может его развить». В старые добрые времена было дворянское образование, и всех подряд учили, все музицировали. Что, это кому-то помешало? Нет. Тут тебе прекрасные стихи на французском, и рисунки, и акварели.

В Академии акварели, которая создается, строится, где будет общежитие, мы хотим сделать такую систему: половина академии – основное обучение, вторая половина – обучение как курсы повышения квалификации. За 10 лет школа устраивала во многих регионах выставки. Есть большой интерес в регионах к созданию филиалов, и мы предлагаем по договоренности с губернатором брать педагогов, обучать в Москве, создавать филиалы в регионах. Именно в регионах, потому что, если я буду брать таланты и привозить в Москву в академию, они все будут оставаться в Москве.

Сейчас мы разрабатываем методику для общеобразовательных школ, которая позволяет без переподготовки педагогов добиться очень хороших результатов в начальных классах – с 1-го по 4-й класс включительно.

Ренат ЛАЙШЕВ, генеральный директор Центра образования «Самбо-70»:

– Сегодня важно говорить и о спортивной одаренности детей, о ее выявлении и развитии. Этой темой вместе с коллективом единомышленников мы занимаемся с момента возникновения нашей школы, совершенствуя уникальную модель сочетания спорта и образования.

Успешная подготовка спортивного резерва – достижение дружной и сплоченной команды Департамента образования и Департамента физической культуры и спорта. Результат такой работы – победа юных москвичей-спортсменов на десяти спартакиадах учащихся. Только общими усилиями мы смогли добиться такого большого успеха. История наших достижений – это история нашего любимого города. Это стало возможным только благодаря постоянной поддержке Правительства Москвы. Яркий пример этого внимания – вошедшие в историю мирового спорта Всемирные игры 1998 года.

В этом году исполняется 40 лет со дня создания «Самбо-70» – организации с глубокими московскими традициями, основанными на лучших принципах столичной педагогики и любви к своему городу. С момента образования мы пропагандировали и воплощали не просто идею развития спортивной одаренности, но и всесторонней развитости, развития личности. Сегодня у нас тренируются более 5 тысяч детей, тысяча посещают две общеобразовательные школы, входящие вместе со спортивной школой в структуру Центра образования «Самбо-70». Таким образом, у нас получается Центр образования спортивной направленности, в котором ребята и учатся, и тренируются. Они учат общеобразовательные предметы, занимаются дзюдо, самбо, карате, сумо, спортивными танцами, боксом, художественной гимнастикой. Сегодня нам удалось создать свою систему работы со спортивно одаренными детьми. Этот опыт работы использует не только наш коллектив, не только наши дети и родители, сегодня по образцу «Самбо-70» открыт Центр образования в Москве и еще в 42 городах страны.

Конечно, для того чтобы учиться в спортивных специализированных классах, ребята проходят отбор. Они два-три года занимаются в группах начальной подготовки, доступных для всех. По итогам этих занятий лучшие поступают в специализированные классы, а остальные имеют возможность продолжать тренироваться вместе с ними и потом также поступать в эти классы. Принцип, от которого мы никогда не отступаем, – работа с московскими ребятами. Мы растим великих чемпионов из обыкновенных московских мальчишек и девчонок, хотя велик соблазн ради спортивного результата привлекать лучших спортсменов из других регионов России. Но мы столичная школа, живем за московские деньги и понимаем, с кем и как должны работать. Наши выдающиеся выпускники (а это пять трехкратных чемпионов мира по самбо, дзюдо, карате, директор московской спортивной школы «Борец» Игорь Куренной, Александр Михайлин, Сурен Балачинский, Виктор Астахов, Сергей Осипов, олимпийский призер по дзюдо и уже сегодня известный киноактер Дмитрий Носов) пришли к нам с улицы и стали успешными, популярными людьми. Мы гордимся, что сегодня их путь может повторить каждый ребенок, который хочет заниматься спортом, вне зависимости от того, кто его родители и каково их материальное положение.

Результаты наших усилий сегодня очевидны: три специализированных старших класса нашей школы противостоят на борцовских коврах и татами сборным командам федеральных округов. И не просто противостоят – выигрывают, как, например, сборная команда Москвы на протяжении 10 лет, отстояв честь родного города, неоднократно побеждала в международном командном юношеском турнире «Победа» и на международном турнире под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО.

В нашей стране, да и, пожалуй, во всем мире, нет Центра, аналогичного «Самбо-70», центра подготовки спортивного резерва. Признанием наших заслуг в спорте и молодежной политике стал визит в школу в 2002 году перед заседанием Госсовета по спорту Президента Российской Федерации Владимира Путина. Он полностью одобрил нашу деятельность и выразил всяческую поддержку распространению нашей системы по России.

Конечно, у нас есть определенные проблемы, но мы рассчитываем, что сможем их решить. Важнейшая для нас задача – довести сегодня уровень образования в нашем центре до уровня спортивных результатов, добиться, чтобы оснащение классов учебным и компьютерным оборудованием не уступало великолепному оснащению в спортивных залах.

Конечно, наша плодотворная работа по воспитанию спортивной смены, формированию личности ребят, их широкому общему образованию была бы невозможна без поддержки Правительства Москвы, выражающейся в том числе и в соответствующем финансировании. Мы уверены, что каждый рубль, вложенный в индивидуальную работу с учащимся, которому действительно интересно учиться, даст в будущем огромную сверхприбыль всему обществу.

Евгений ГЕРАСИМОВ, депутат Московской городской Думы:

– «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Думаю, все готовы подписаться под этой фразой, поэтому программу совершенствования развития системы работы с одаренными детьми надо поддерживать и принимать.

Со времени принятия предыдущей программы в 2008 году базовые условия получения среднего образования коренным образом изменились. Введен единый государственный экзамен (нравится не нравится, но он существует!), и сегодня школьник имеет возможность полностью сосредоточиться на тех предметах, которые ему интересны и станут базовыми в его дальнейшем образовании, не заботясь о пресловутом среднем балле. То есть он сам и его родители кровно заинтересованы в развитии конкретных способностей подростка, в дополнительных знаниях, участии в олимпиадах и сами ищут эти возможности. Поэтому хотелось бы, чтобы при разработке научно-просветительской программы, методических рекомендаций к программе работы с одаренными детьми эти новые условия были учтены. Возможно, сегодня надо делать акцент уже не просто на выявлении и помощи талантливым детям, а на формировании у них определенного мировоззрения, определенной жизненной позиции.

Недавно я ознакомился с системой присуждения «Потанинских стипендий». Ежегодно из десятков российских вузов в главный офис фонда присылают списки студентов, которые последние три сессии получали только отличные оценки. Каждому из этих студентов присылают тест, и это первый этап отбора. Прошедшим его посылается более углубленная, расширенная программа тестов. Цель ее – выявить среди просто трудолюбивых студентов таких, у которых есть лидерские задатки, способности к аналитике, к быстрому реагированию на изменяющиеся внешние обстоятельства. По итогам этих тестов в крупных городах России проводятся трехдневные ролевые и командные игры, по итогам которых выявляются 200 лучших студентов, они и получают стипендию – около тысячи долларов в месяц на ближайший год.

Почему бы нам в Москве не воспользоваться подобной технологией, не обратиться в округа, чтобы они предоставили списки учеников, которые к 14 годам последние два года учатся на «5», а затем предложить этим ученикам специально разработанную программу для выявления наиболее активных и энергичных ребят с лидерскими задатками. Отобрав лучших, можно провести среди них олимпиаду, ну, например, что-то вроде КВН. Лучшим, например тысяче школьников, присудить городские стипендии, разместить их имена в интернет-портале как наиболее перспективных школьников Москвы. А дальше, что называется, вести их, помогать, если в этом есть необходимость.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте