Сегодня существует много самых разных позиций по поводу общественной аккредитации в системе образования. По мнению сторонников этого нововведения, правда, пока еще не закрепленного законами, такая форма позволит системе, работающей на общество, не замыкаться в своих ведомственных рамках, а с помощью потребителей выпускаемых ею кадров повысить качество своей деятельности. Но как сделать общественную аккредитацию действенной и кто должен непосредственно участвовать в ее проведении? Об этом рассуждают участники «круглого стола», организованного Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ.
Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ: Уже есть итоги, которые можно обсуждать
Одним из инициаторов «круглого стола» стала общественная Международная академия наук высшей школы, создавшая ряд независимых аккредитационных агентств по аккредитации различных специальностей высшего профессионального образования, которые объединены Координационным советом по независимой общественно-профессиональной аккредитации.
Сегодня создается национальный центр по обучению и сертификации экспертов для проведения аккредитации вузов. У этого общественного объединения есть первые итоги аккредитационной деятельности, которые можно обсуждать. Существуют и другие общественные объединения, занимающиеся аккредитационной деятельностью в вузах. Например, Международная академия наук, информации и информационных процессов и технологий, региональная общественная организация «Общественный совет содействия повышению качества высшего образования» и другие.
Николай ХОХЛОВ, ректор Московского государственного индустриального университета, президент Фонда содействия независимой общественно-профессиональной аккредитации: Какие задачи стоят перед системой?
Государственная аккредитация и аттестация специалистов оценивают соответствие качества их подготовки требованиям государственных стандартов. А вот реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников высшего образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций. Поэтому необходимо иметь систему независимой профессиональной аккредитации специалистов.
Какие задачи стоят перед ней и что она должна собой представлять? Речь прежде всего идет о создании согласованной с государственными органами управления образованием системы государственно-общественной аккредитации, общенациональной профессионально-общественной системы независимой аккредитации по направлениям и специальностям вузов с опорой на сеть аккредитационных независимых центров, интеграции национальной системы государственно-общественной аккредитации в международную систему аккредитации. Здесь особое внимание следует уделять повышению квалификации и переподготовке. Государственная система аттестации, аккредитации не может эти программы аттестовать, поскольку они постоянно меняющиеся, динамичные. Главное – определить, какие задачи заявлены вузом, организацией или учреждением, каково их реальное осуществление.
Я полагаю, что нет сомнения в важности начатой работы, определение уровня подготовки отдельного специалиста путем независимой профессиональной оценки группой независимых авторитетных ученых неизбежно стимулирует профессиональный рост и приведет к повышению качества российского образования, улучшит взаимодействие вузов с работодателями и социально защитит выпускников вузов.
Николай КАЛАШНИКОВ, первый вице-президент Координационного совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации, доктор физико-математических наук: Нужен Координационный совет
Основные стороны, заинтересованные в общественно-профессиональной аккредитации, – это, во-первых, абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования и последующего трудоустройства в соответствии с уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Известный факт, что структуры общественно-профессиональной аккредитации в Соединенных Штатах публикуют регистр аккредитованных специальностей в «Нью-Йорк таймс», и в день публикации этого регистра тираж издания возрастает в три раза. Вторая категория – это работодатели и инвесторы, которые заинтересованы в высококлассных выпускниках, а также те инвесторы, которые заинтересованы в объективной информации о тех структурах, тех научных школах, в которые можно без достаточных рисков делать вложения.
Если говорить о существующих системах общественно-профессиональной аккредитации и аккредитации вообще, то различают три термина. Это институциональная аккредитация, которая касается аккредитации высшего учебного заведения в целом; это специализированная или программная аккредитация, которая проводит анализ и оценку учебных программ, деятельности вузов по подготовке специалистов в данной профессии и осуществляется в основном профессиональными общественными ассоциациями; наконец, это международная аккредитация, когда экспертиза образовательных программ проводится каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне.
В связи с этим хотелось бы отметить, что в ноябре 2003 года в рамках Европейского союза был учрежден Европейский консорциум по аккредитации в сфере высшего образования, так называемый ЕК. На сегодняшний день членами ЕК стали 15 аккредитационных агентств из девяти промышленно развитых стран Европы, цель этого консорциума – достижение взаимного признания результатов аккредитации странами-участниками до конца 2007 года. В настоящий момент Россия (в данном случае Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации) рассматривается в качестве ассоциированного члена этого консорциума. ЕК предполагает провести анализ нашей деятельности для того, чтобы мы стали его полноправным членом, и положительные решения об общественно-профессиональной аккредитации признавались во всех странах – участниках этого консорциума.
Для координации деятельности различных аккредитационных независимых центров, их взаимосвязи с Министерством образования и науки РФ (в данном случае имею в виду УМО), для обеспечения более эффективных международных контактов, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, в 2005 году был создан Координационный совет по общественно-профессиональной аккредитации. В качестве учредителей выступили ассоциации, представляющие интересы работодателей, и различные ассоциации представителей высшей школы: международная Академия наук высшей школы, международная Академия менеджмента, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация технических вузов, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз научных инженерных обществ и организаций, Ассоциация технических университетов России.
Создание такого координационного совета подразумевало, что на ассоциативных началах существующие в стране аккредитационные независимые центры (АНЦ) будут координировать свою работу, координировать и унифицировать критерии оценки, согласовывать их с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Кроме того, предполагалось создание новых АНЦ по различным направлениям в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования. Первым шагом стало создание АНЦ экономических специальностей. В настоящее время проведены предварительные переговоры о создании АНЦ педагогических и сельскохозяйственных специальностей, достигнуты конструктивные договоренности о создании АНЦ медицинских специальностей. Следующий шаг – создание региональных отделений как самого координационного совета, так и региональных отделений АНЦ по различным специальностям. В ходе формирования национальной системы независимой общественно-профессиональной аккредитации было создано Красноярское региональное отделение Координационного совета по независимой общественной профессиональной аккредитации под эгидой Сибирского регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования. Красноярское отделение будет создавать региональные отделения аккредитационного независимого центра по инженерным, экономическим и другим специальностям. Сейчас аккредитационный совет планирует создание Дальневосточного и Южно-российского региональных отделений.
По результатам проведения общественно-профессиональной аккредитации после выполнения определенной процедуры, связанной с самооценкой, самоанализом, выездной экспертизой в те вузы, которые работают по данной специальности, вуз и данная программа получают сертификат о независимой общественной профессиональной аккредитации. Этот сертификат удостоверяет, что по аккредитованной специальности вуз готовит специалистов не только в полном соответствии с отечественными стандартами, но занимает передовые позиции среди аналогичных российских и зарубежных вузов, а выпускники вуза пользуются большим спросом на рынке труда, что дает гарантию высокого качества образования.
Владимир ШАДРИКОВ, председатель Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры: Должна быть мотивация
Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры ставит своей задачей не столько аттестацию и аккредитацию (и даже вообще, может быть, не аттестацию и аккредитацию), сколько задачи образовательного аудита, то есть мы считаем, что каждое образовательное учреждение имеет свою планку роста. Кто-то доволен местом, которое занимает, кто-то хочет двигаться вперед, а кто-то интенсивно идет вперед. Однако значительная часть высших учебных заведений (мы проводили предварительные, довольно широкие опросы) заинтересована в том, чтобы им помогли, показали, где они находятся, куда им надо двигаться. Наше агентство ставит перед собой задачу провести образовательный аудит для высших учебных заведений, выстроить траекторию дальнейшего развития и тем самым способствовать развитию качества образования. Законодательная норма такова, что аттестация и аккредитация ориентированы на стандарты, а стандарты предполагают минимум содержания образования, лицензирование же предполагает ориентацию на средние региональные нормы. Эти нормы прописаны в законе, они не стимулируют к росту, они просто указаны для того, чтобы установить, кто есть кто: высшее учебное заведение или не высшее, к какому типу относится (институт, академия или университет). Я думаю, что одна из задач общественных организаций – способствовать проведению образовательного аудита и выработке программ, траекторий (как угодно можно назвать) развития высших учебных заведений.
При этом нам необходимо определиться с тем, как побуждать вузы к обращению в организации независимой оценки качества образования. Вуз должен проявлять инициативу, но чтобы ее проявить, у него должна быть мотивация. Поэтому нужно обсудить, что будет побуждать вуз обращаться к независимым экспертам. Это чрезвычайно важно. Естественно возникает вопрос: кто и как будет осуществлять эту оценку, кто изъявит желание воспользоваться итогами аттестации и аккредитации, что получит вуз от этой аттестации или от аудита, кто оценит качество самой оценки. Предполагается, что все-таки в определенной мере и потребитель, и государственные органы должны оценить вуз. По европейским критериям любое агентство, которое претендует на признание, должно прежде всего быть признано национальным, правительственным органом. Это не значит, что правительство будет руководить этим независимым агентством, но это значит, что есть контакт между агентством и каким-то правительственным органом (будь то министерство или федеральная служба).
Юрий РУБИН, ректор Московской финансово-промышленной академии, президент региональной общественной организации – Общественного совета содействия повышению качества высшего образования: Что понимается под конкурентоспособностью вуза?
Агентство по контролю качества образования не ставит перед собой задачу стать независимым, потому что независимости в этой жизни не бывает. Первые месяцы работы агентства показали огромный интерес высших учебных заведений к деятельности агентства. Более ста организаций из разных регионов России обратились с предложением по взаимодействию в сфере образовательного аудита, более 20 договоров подписаны. Цель агентства заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность высших учебных заведений. (Оно не планирует подменять Рособрнадзор, у Рособрнадзора свои задачи, свой комплекс вопросов, связанных с государственно-образовательным стандартом, с условиями лицензирования.) Под конкурентоспособностью вуза понимается не только экономическая устойчивость и экономическое благополучие, но прежде всего качество образования, поскольку от того, какими будут выпускники этого вуза, с чем они выйдут на рынок труда, зависит положение вуза в обществе. Во-вторых – в информировании общественности, в том числе и всех заинтересованных сторон, правительственного органа о том, какое именно качество образования в данном высшем учебном заведении.
Любовь ДУХАНИНА, член Общественной палаты Российской Федерации: Общественная экспертиза – механизм сближения интересов
Идея общественной аккредитации, безусловно, сегодня необходима для нашего общества. Нельзя говорить, что аккредитация образовательных учреждений не носит государственно-общественного характера. Она действительно имеет государственно-общественный характер, и все организации на уровне процедур, которые осуществляются, на уровне комиссий, которые окончательно принимают решение по тому или другому образовательному учреждению, в своем составе имеют представителей общественных организаций, общественных структур. Вероятно, создание независимой общественной экспертизы сможет стать одним из механизмов сближения на уровне понимания желания работодателей и тех критериев, которыми руководствуется образовательное учреждение при подготовке своих выпускников.
Для среднестатистического гражданина государственная аккредитация означает, что данное высшее учебное заведение имеет право преподавать по данной образовательной программе и выпускает специалиста, уровень подготовки которого соответствует государственному стандарту.
Вопрос, который задают себе родители, звучит так: экономистов готовят несколько вузов, но куда лучше отдать свое родное дитя? Вероятно, в принятии решения помогут и рейтинги, и результаты различных независимых экспертиз, которые, конечно, должны быть доступны. Тогда мы сможем, наверное, избежать негативной оценки результатов в условиях, когда результаты на самом деле не так плохи.
Сегодня часто звучит утверждение, что многие работают не по специальности, но мы живем в таких условиях. Наука свидетельствует о том, что сегодня человек меняет профессию за свою жизнь три-четыре раза, а прогноз говорит о том, что он будет менять 6-8 раз, об этом мы тоже должны помнить. Возможно, именно общественная аккредитация, различные рейтинги, где активную позицию будут занимать потребители образовательных услуг – работодатели, смогут нам дать систему, которая в свою очередь предоставит возможность для внедрения более быстрых изменений в образовании.
Олег БОЕВ, председатель методической комиссии аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России Томского государственного политехнического университета: Разница очевидна
Некоторые не видят разницы между общественной аккредитацией и государственной, дескать, они во многом решают одну и ту же задачу. Но общественно-профессиональная аккредитация – это, как правило, аккредитация образовательных программ, в этом и есть разница. Все-таки государственная аккредитация делает прежде всего оценку вуза в целом. Таким образом, вуз может быть аккредитован, а программа нет. Вряд ли кто-то со мной согласится, если я буду говорить, что качество подготовки, пусть даже в самом лучшем вузе, на разных факультетах одинаково. Поэтому есть необходимость в оценке качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. И наконец, самое важное отличие: государственная аккредитация для вузов обязательна, а общественная – нет.
Мы должны активно вести международную деятельность по развитию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. В 2002 году Ассоциация инженерного образования России решила возродить умершую к тому времени аккредитацию образовательных программ инженерного образования, создала аккредитационный центр. Были разработаны критерии, процедуры, которые строились изначально так, чтобы результаты общественно-профессиональной аккредитации получили международное признание. Задачей ассоциации было тогда создать аналог Вашингтонского соглашения, которое работает по принципу установления соответствия между требованиями, предъявляемыми национальными аккредитационными агентствами, а в последующем и признания результатов национальной аккредитации всеми входящими в это сообщество организациями. В настоящее время и в Европе создан аналог Вашингтонского соглашения в области инженерного образования.
Сегодня свыше сорока образовательных программ в российских вузах прошли общественно-профессиональную аккредитацию. В каждом аккредитационном цикле два-три представителя международных или зарубежных аккредитационных агентств принимали участие в аккредитации в качестве наблюдателей. В результате система, созданная Ассоциацией инженерного образования, стала известной, получила признание, и в 2004 году мы стали соисполнителями европейского проекта создания в рамках Болонского процесса европейской системы аккредитации программ инженерного образования. В 2005 году проект был завершен, и была создана общеевропейская платформа для оценки качества программ в области техники и технологий, а в начале 2006 года – европейская сеть аккредитации инженерного образования.
Какие организации вошли в эту сеть? Из 14 членов четыре: ФЕАНИ – европейская Федерация инженерных организаций, СЕФИ – европейское общество инженерного образования, ТРИ – тематическая сеть, занятая исследованиями и обучением в области подготовки инженеров, «Еврокадры» – объединение, представляющее работодателей; остальные – агентства, которые осуществляют профессиональную аккредитацию программ в разных странах.
В результате выполнения проекта, как я сказал, была создана общеевропейская платформа для аккредитации программ инженерного образования. В 2006 году 6 из 14 входящих организаций получили право присвоения общеевропейского знака «Юраэйс», который стал знаком качества в инженерном образовании. Ассоциация инженерного образования – одна из шести организаций, получивших такое право. Это было сделано на основе сопоставления национальных критериев аккредитации с общеевропейской платформой, которая была разработана в соответствии со стандартами «ЕНКО» и на основе Дублинских требований к выпускникам образовательных программ первого, второго и третьего циклов, задающих необходимые знания, компетенции и навыки, которыми должен обладать выпускник.
Наконец, еще одно отличие общественно-профессиональной аккредитации от государственной. Государственная дает вузу право выдавать диплом государственного образца, устанавливает соответствие учебного процесса и содержания подготовки требованиям образовательного стандарта, а основная задача общественно-профессиональной аккредитации – проверить, насколько готовы выпускники к осуществлению профессиональной деятельности. Это заложено в инженерном образовании как главное требование к качеству подготовки. В следующем году Ассоциация инженерного образования России будет подавать официальную заявку на вступление в Вашингтонское соглашение.
Мы начали работу по отработке системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России. В этом году создан комитет, который разрабатывает статус и положение о регистрации профессиональных инженеров. Какой бы хороший вуз ни был, отдельная программа или отдельный факультет может работать хуже остальных. И наконец, какая бы идеальная программа ни была, выпускник этой программы может оказаться троечником. Поэтому, собственно говоря, качество подготовки каждого специалиста, а не скопом массы выпускаемых студентов из вуза, должно оценивать профессиональное сообщество, принимая или не принимая его в свои ряды. Необходимое условие, конечно, – это освоение программы, которая была профессиональным же сообществом аккредитована.
Анатолий ДЕМЬЯНЧЕНКО, президент Межгосударственной ассоциации последипломного образования: Как привлечь профессиональные объединения?
Общественно-профессиональная аккредитация в высшем образовании – это все-таки некое дополнение (нужное, полезное!) к государственному. В дополнительном профессиональном образовании общественно-профессиональная аккредитация должна стать в будущем основной формой аккредитации, потому что уже сейчас государство аккредитует только те учебные заведения, которые проводят переподготовку, а те, кто по программам занимаются исключительно повышением квалификации, государственной аккредитации не подлежат. Между тем Правительство РФ уже подготовило новый проект закона, по которому будет аккредитовываться только программа для государственных служащих. Не буду останавливаться на том, нужно ли ограничиваться только государственными служащими, важно, что уже и сейчас, и в будущем не подлежат и не будут подлежать государственной аккредитации программы дополнительного профессионального образования. На мой взгляд, это правильно, поскольку динамика программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня.
Наша ассоциация провела четыре конференции «Дополнительное профессиональное образование от спроса до признания». На всех конференциях сначала речь шла о том, что надо сделать, чтобы можно было ставить вопрос о государственной аккредитации учебных заведений дополнительного профессионального образования. Мы поняли, что это обойти никак нельзя, и уже на последней конференции обсуждался проект закона, о котором я упоминал, по которому правительство предполагает вообще отменить государственную аккредитацию всех программ доппрофобразования, кроме госслужащих. Подавляющее большинство участников конференции высказало мнение, что в дополнительном профессиональном образовании все-таки прежде всего нужно говорить об общественно-профессиональной аккредитации учебного заведения по направлению. Это будет означать, что если какое-то сообщество признало все программы по этому направлению учебного заведения, то они заслуживают доверия. Причем именно все программы, независимо от того, какой они продолжительности, поэтому, конечно, сюда должны попадать и программы курса объемом менее 72 часов. Абсурдно, что любая программа меньше 72 часов сегодня не считается даже повышением квалификации, хотя такие программы давно стали целыми курсами в высшем образовании. За рубежом на эти программы дают кредиты.
Я предлагаю говорить о государственном признании аккредитационных агентств, во всяком случае, в дополнительном профессиональном образовании. Это, кстати, сделает создание таких аккредитационных агентств более привлекательным и для профессиональных объединений, и для учебных заведений, вызовет их желание проходить такую аккредитацию. Пока же наши обращения в несколько профессиональных объединений показали, что они не изъявляют желания заниматься этой проблемой. Например, РАО ЕЭС у себя аккредитует учебное заведение, которое учит их сотрудников, но, когда им говорят: давайте это делать в национальном масштабе, в ответ слышат: нет, а зачем нам этим заниматься.
Комментарии